вторник, 14 апреля 2020 г.

15.04.2020. 10-А класс. Литература

15.04.2020. 10-А класс. Литература
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
 При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

10-А класс
Дата: 15.04.2020
Тема: Урок развития речи. Подготовка к контрольному сочинению по роману
           Л. Н. Толстого «Война и мир»

Цель: учиться работать с выбранной темой сочинения: собирать материал, продумывать план; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; развивать письменную речь.

Ход урока
I. Актуализация самостоятельно изученного материала.
 - Устно ответьте на вопросы:
• Вспомните, в чём смысл названия романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
• Любимая мысль Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Как вы понимаете эти слова?
• Насколько герои романа «Война и мир» отражают этот девиз самого писателя? В чьём, по-вашему, жизненном пути это проявилось особенно ярко?
II. Постановка темы урока
— Мы закончили изучение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Пришло время подводить итоги. Сегодня на уроке мы познакомимся с темами контрольных сочинений, вспомним правила их написания.
III. Работа над темой урока
        1. Темы сочинений по творчеству Л. Н. Толстого
1. Смысл названия романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир.
2. Образы Кутузова и Наполеона.
3. Любимые страницы романа “Война и мир».
4. Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского.
5. Образ Наташи Ростовой – любимой героини Л.Н.Толстого.
6. О ком из героев романа можно сказать: «Это личность?». Почему?
       2. Консультация учителя
 - Тебе нужно выбрать одну из предложенных тем, подготовить план и черновик сочинения. Вот несколько советов, которые помогут тебе в этом.
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
1. Прочтите произведение обязательно!
      Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали.
      Ваше незнание всегда будет заметно.
2. Проанализируйте тему сочинения.
      В произведении могут подниматься разные проблемы, но в сочинении нужно освещать лишь ту, которая является темой сочинения. Тему, сформулированную повествовательным предложением, лучше для себя перестроить в вопрос. Ответ на этот вопрос и будет основной мыслью вашего сочинения.
      Внимательно изучите каждое слово темы. Возможно, здесь есть зацепка для вступления или другой части работы.
3. Подберите цитаты (2-3), которые помогут раскрыть тему сочинения.
      Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность. Работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста.
4. Составьте сложный план сочинения.
      Композиция любого сочинения состоит из трёх обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
      Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют в композиции сочинения сходную роль. Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.
План
      I. Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое,
сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное.
      II. Основная часть (это тема вашего сочинения) - аргументы, основанные на анализе
текста и знании литературоведческого материала.
      Выберите 3-5 подтем, которые помогут раскрыть тему. Это подпункты вашей основной части.
      III. Заключение (озаглавьте его!) - итог вашим рассуждениям: что увидели? отметили? Чему научило произведение? в чем значение, актуальность, ценность образов произведения?
5. Напишите черновик сочинения. Объём сочинения в 10 классе составляет 3,5 – 4 тетрадных страницы (2 листа) или 2 страницы формата А-4.
6. Проверьте черновик, читая вслух по частям.
      Следите за правильностью речи, логикой развития мысли, избегайте ненужных повторов. Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Помните о роли абзацев.
7. Проверьте сочинение по предложениям.
      Следите за постановкой знаков препинания, не допускайте орфографических и грамматических ошибок.
НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ ПЕРЕСКАЗОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
СОЧИНЕНИЕ – ЭТО НЕ ИЗЛОЖЕНИЕ!!!
IV. Домашнее задание
 - выбери одну из предложенных тем;
 - пользуясь моими советами «Как писать сочинение», составь сложный план своей работы и напиши черновик;
 - я не исключаю, что ты будешь пользоваться различными источниками при подготовке сочинения. Помни: работа не будет считаться списанной (плагиатом), если ты творчески переработаешь отобранный материал; в заключении обязательно выскажи свои мысли, своё отношение к выбранной теме сочинения!!!
 - контрольное сочинение мы будем писать 17.04.2020, поэтому сегодня, после подготовки черновика сочинения, пришли мне на почту письмо с темой:
10-А. 15.04. К сочинению готов

Может пригодится!!!
Ориентировочный развёрнутый план к сочинению по теме
          Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского
I. Стремление к высшей правде — цель духовных исканий главных героев романа.
II. Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского:
1. Поиск истинного, достойного дела (неудовлетворённость светским обществом; разочарованность в семейной жизни; мечта о подвиге, стремление к славе; желание обрести уверенность в себе на военной службе).
2. Участие в войне 1805 года (чувство воинского долга, воспитанное отцом; неприятие законов света в среде военного офицерства; стремление испытать судьбу Наполеона на себе; встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает Андрея к реальности); бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения; небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своём кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе)
3. Смерть жены и рождение сына; понимание Болконским, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений.
4. Уход в себя, отречение от активной жизни.
5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея.
6. Встреча с Наташей в Отрадном, воплощение мыслей Андрея в образе дуба — символе замирания и возрождения.
7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским.
8. Любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком.
9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, сосредоточенность на себе).
10. Участие в войне 1812 г. — решающий этап в жизни Болконского (возвращение в армию, стремление быть полезным отечеству, слияние с судьбой народа; смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе; нравственный подвиг Андрея на Бородинском поле — подвиг выдержки и силы духа; смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину — необходимость любви к людям; чувство жалости к Курагину; возрождение любви к Наташе; смерть Андрея.
III. Судьба Андрея Болконского — это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, стремящегося к нравственному совершенству.

Желаю успеха!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)