пятница, 3 апреля 2020 г.

03.04.2020. 10-А класс. Литература

03.04.2020. 10-А класс. Литература



Дорогие ребята!

          Приношу извинения   за то, что по техническим причинам с опозданием подготовила материал для дистанционного обучения. В связи с этим задания можно выполнить и прислать до понедельника 06.04.2020.
Спасибо за понимание!
Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
   10-А. 03.04. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 03.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 03.04.2020
Тема: Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Образы Наполеона и Кутузова в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее

Цель: на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Мысль народная»; показать гражданскую позицию писателя-патриота Л. Н. Толстого;
совершенствовать навыки аналитического чтения,
Ход урока
I. Работа над темой урока
     Слово учителя
— А. С. Пушкин отмечал, что произведение, основанное на историческом материале, должно отражать «судьбу человеческую, судьбу народную». Эту задачу блестяще осуществил Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Опираясь на опыт Пушкина («Арап Петра Великого», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»), Толстой создал совершенно новую форму исторического повествования. Развитие событий определяется движением самой истории, все действующие лица вовлечены в исторический поток, отдельные судьбы переплетаются с судьбами народа, философские размышления автора сочетаются с семейной хроникой, картинами природы, сценами сражений. И весь этот
разнообразный огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как «мысль народную». Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль масс и отдельных людей в ходе исторических событий, понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов,— вот к чему стремился Толстой.
  
 Для самостоятельного изучения
— Роман «Война и мир» первоначально был задуман автором как роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из ссылки. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше понимал, что, не рассказав о самом восстании и ещё глубже — о войне 1812 г., нельзя написать роман на необходимом для масштабов такого замысла уровне. Так замысел писателя постепенно трансформировался, углублялся, и результатом его явилось создание грандиозной эпопеи. Это рассказ о подвиге русского народа, о победе народного духа в войне 1812 г. Позже, говоря о романе, Л. Н. Толстой писал,
что главная мысль произведения — «мысль народная». Тема народа и цель «писать историю народа» определили и жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.
      «Война и мир» — русская национальная эпопея. Писатель представлял себе сотни тысяч людей — творцов истории — не как безликую массу, он изображал неповторимо своеобразные черты каждого человека. Все герои Толстого — настолько живые люди, что читатель видит их лица, слышит их голоса, проникает в их внутренний мир, узнаёт их тайные мысли, любит или ненавидит их. «Без ложной скромности, это — как “Илиада”,— говорил Л. Н. Толстой М. Горькому. Сравнение с эпосом Гомера могло иметь только один смысл: в «Войне и мире» нашли своё отражение национальный характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы.
      Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъём, который в 1812 г. испытали русские люди. И всем содержанием романа-эпопеи писатель показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу. Толстой смотрит на всё изображаемое им не с позиции той или иной социальной группы, но народа, как сложного и целостного единства, как решающей исторической силы, и любит он в своём творении
не себя самого, а те народные начала, которые удалось ему выразить силой искусства.    «Мысль народная» пронизывает в романе и те сцены, где народ непосредственно не изображается. Она незримо присутствует при описании персонажей не из народной среды, поэтому одна из важнейших идей романа может быть сформулирована так: чем ближе жизнь к народу, природе, естественным человеческим потребностям, тем она симпатичнее автору, и, наоборот, чем дальше от народа и природы, фальшивее, искусственнее человеческая жизнь, тем она противнее вообще и автору романа в частности. Уже в эпоху написания романа Толстой считал, что народ — решающая сила истории, и достоинство человека дворянской среды прежде всего в том, насколько полно его нравственное единение с народом. Это первая форма воплощения«мысли народной».
        Вторая форма — деятельность исторических лиц — также проверяется мыслью народной. Наполеон отвергается потому, что он избрал для себя роль палача народа. Кутузов велик потому, что умел подчинить все мысли и действия народному чувству. «Умные» предначертания Сперанского отвергаются на том основании, что они не применимы к народной жизни.
        Следующей формой воплощения «мысли народной» является протест против захватнической войны Наполеона, благословение освободительной войны. Такое отношение к войне усваивают все лучшие герои романа. Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий. Он считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нём свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа связывает свою судьбу с судьбой нации.   
II.  Домашнее задание:
- Используя материал учебника из раздела «Народ» и «толпа», Наполеон и Кутузов» (с.174 – 180), предложенный учителем материал «Для самостоятельного изучения», дайте письменный ответ на вопросы: (выполняем в Листке контроля)
   
      Почему «мысль народная» - любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл, в каких формах она воплощается в романе? Как Толстой понимает слово «народ» и «толпа»? От чего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого? Какие качества личности делают Кутузова олицетворением общенародной воли? Какие качества Наполеона делают его героем толпы?
Обращаю ваше внимание на то, ответы на вопросы должны быть составлены именно по материалам учебника и урока, а не скачаны с Интернета!
Желаю успеха!

Лист контроля
10-А класс       ____________________________________________________________
                                               ФИО учащегося

01.04.2020    Литература

Тема: Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Образы Наполеона и Кутузова в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее

Домашнее задание
- Используя материал учебника из раздела «Народ» и «толпа», Наполеон и Кутузов» (с.174 – 180), предложенный учителем материал «Для самостоятельного изучения», дайте письменный ответ на вопросы:
   
      Почему «мысль народная» - любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл, в каких формах она воплощается в романе? Как Толстой понимает слово «народ» и «толпа»? От чего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого? Какие качества личности делают Кутузова олицетворением общенародной воли? Какие качества Наполеона делают его героем толпы?
                                    
Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)