01.04.2020. 10-А класс. Литература
Дорогие ребята!
Если фотографируете работу в тетради,
следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!
Но проще скопировать
из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в
электронном виде и прислать учителю на электронную почту.
Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь,
фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе
осваивать компьютерную грамотность. В будущем ох как пригодится!
Хочу обратить ваше внимание на то, что все
работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших
работ будет храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной
работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ. Еще раз напоминаю,
как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
10-А. 01.04.
Иванов А., где 10-А – ваш класс; 01.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Постарайтесь
задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать
долги и получать хорошие оценки.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 01.04.2020
Тема:
Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи
Ростовых и Болконских, Бергов, Курагиных и Безуховых
Цель:
на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Мысль
семейная»; через сопоставительную характеристику семей выявить авторский взгляд
на тему семьи; совершенствовать исследовательские навыки: умение анализировать,
выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы; формировать
собственный
семейный
идеал.
Ход урока
I. Актуализация самостоятельно изученного
материала.
-
Напоминаю, перед каникулами вы выполняли письменные задания по рядам по тому І, части 1:
-
1
ряд (от окна): Прочитать том І, часть 1, главы
VIII– X, XVII. Письменно расскажите о взаимоотношениях в семье
Ростовых: какая атмосфера царит в их доме; о чем говорят, что их волнует. Что
вы узнали о характере Наташи, Бориса, Николая, Сони, Веры? О ком из героев и
почему можно сказать, что они чужие в этой семье?
-
2
ряд: Прочитать том І, часть 1, главы
XXII, XXIV, XXV. Письменно расскажите о взаимоотношениях старого
Болконского с сыном Андреем и дочерью Марьей, об образе жизни старого князя.
Какие проблемы волнуют членов семьи Болконских? Охарактеризуйте княжну Марью и
князя Андрея. Из чего видно, что отец и сын Болконские хорошо понимают друг
друга, хоть и спорят постоянно.
- 3 ряд: Прочитать том І,
часть 1, главы V, VII, XXI. Письменно расскажите, что вы узнали о Пьере
Безухове; какие события происходят в доме умирающего старого графа Безухова.
Можно ли о доме графа Безухова сказать, что это семья? Почему?
- Вы должны были ответить на
поставленные вопросы, проанализировав взаимоотношения в семьях Ростовых,
Болконских, Безуховых. Кто выполнил это задание, тот уже наполовину готов к
работе над раскрытием темы урока.
II. Работа над темой
урока
Слово учителя
— В романе «Война и мир» тема семьи занимает
одну из ключевых позиций. Семья для Толстого — это почва для формирования
человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя,
определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается
объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев
принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё
то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и
мироощущение.
Именно
поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько
семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего
очага,— это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители
московского дворянства Ростовы; лишённые взаимного уважения, душевности и
связей семьи Курагиных, Безуховых; семья Бергов, которая начинает своё
существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Л. Н.
Толстой представляет на суд читателей две новые семьи — Пьер и Наташа, Николай
и Марья,— семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.
Для самостоятельного
изучения
—
Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным
(умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не
только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в
любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств — эпизод с
покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг
эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выгоды для себя. Берги
всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который
устраивают Берги,— точная копия множества других вечеров со свечами и чаем.
Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) ещё в девичестве, несмотря на
свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и правильность суждений,
отталкивает от себя людей равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
Такая семья, по мнению Толстого, не может
стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,—
материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют
разрушению человеческих отношений, а не объединению.
—
Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены
семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства
к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия
обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный
брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую
жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны
Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами.
Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы
Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он
фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное
начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец
привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с
мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и
безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно
завершает семейную галерею — это женщина-хищница, готовая ради денег и
положения в обществе выйти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к
своему мужу.
Отсутствие связей, душевной близости
делает эту семью формальной, то есть в ней живут люди родные только по крови, а
духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно
предположить, что такая семья не может воспитать нравственного отношения к
жизни.
—
Семья Болконских. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых
Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ, и бережно сохраняет все
традиции аристократии. Осведомлённость старого князя о современных событиях
удивляет даже его
сына.
Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть
князя, по мысли Толстого,— расплата за его деспотизм. Болконский живёт умом, в
доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает
точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его
дети — князь Андрей и княжна Марья — любят и уважают своего отца, прощая ему
некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи
Болконских — безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи,
безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к
другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье,
чтобы не оставить отца одного).
Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого,
способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое
достоинство, патриотизм.
—
Семья Ростовых. На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал
семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут
«жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринуждённо
относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к
широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и
непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из
Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества,
для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая,
старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится
выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей
искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир, всё
человечество.
—
«Эпилог» — это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает
тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в молодых семьях
Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязанность супругов друг
другу, любовь к детям, понимание, участие.
Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь
этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и
Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена
духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в
семью доброту и нежность.
Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель
их любви — супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию —
интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем,
очарование Наташи-женщины — только мужу. Каждый из них находит в любви и семье
именно то, к чему стремился всю свою жизнь — смысл своей жизни, который, по
мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины — в осознании
себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.
III.
Домашнее задание:
- Используя свои собственные наблюдения,
материал учебника из раздела «Эпилог «Войны и мира» (с.199 – 202), предложенный
учителем материал «Для самостоятельного изучения», дайте письменный ответ на
вопросы: (выполняем
в Листке контроля)
Какие нравственные ценности, по мнению Л.Н. Толстого, являются основой
настоящей семьи? Какие семьи в романе отвечают нравственным идеалам писателя, а какие нет? Какую из семей взяли
бы вы за образец для строительства своей семейной жизни, почему?
Желаю успеха!
Лист
контроля
10-А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
01.04.2020
Литература
Тема: Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи
Ростовых и Болконских, Бергов, Курагиных и Безуховых
Домашнее задание
- Используя свои собственные наблюдения, материал учебника из раздела
«Эпилог «Войны и мира» (с.199 – 202), предложенный учителем материал «Для
самостоятельного изучения», дайте письменный ответ на вопросы:
Какие
нравственные ценности, по мнению Л.Н. Толстого, являются основой настоящей
семьи? Какие семьи в романе отвечают нравственным идеалам писателя, а какие нет? Какую из семей взяли
бы вы за образец для строительства своей семейной жизни, почему?
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий