среда, 1 апреля 2020 г.

01.04.2020. 10-А класс. Литература

01.04.2020. 10-А класс. Литература
Дорогие ребята!
            Если фотографируете работу в тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!
      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.
     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем ох как пригодится!
     Хочу обратить ваше внимание на то, что все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших работ будет храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ. Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
   10-А. 01.04. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 01.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна

10-А класс
Дата: 01.04.2020

Тема: Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов, Курагиных и Безуховых

Цель: на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Мысль семейная»; через сопоставительную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи; совершенствовать исследовательские навыки: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы; формировать собственный
семейный идеал.
Ход урока
I. Актуализация самостоятельно изученного материала.
- Напоминаю, перед каникулами вы выполняли письменные задания по рядам по тому  І, части 1:
- 1 ряд (от окна): Прочитать том І, часть 1, главы VIIIX, XVII. Письменно расскажите о взаимоотношениях в семье Ростовых: какая атмосфера царит в их доме; о чем говорят, что их волнует. Что вы узнали о характере Наташи, Бориса, Николая, Сони, Веры? О ком из героев и почему можно сказать, что они чужие в этой семье?
- 2 ряд: Прочитать том І, часть 1, главы XXII, XXIV, XXV. Письменно расскажите о взаимоотношениях старого Болконского с сыном Андреем и дочерью Марьей, об образе жизни старого князя. Какие проблемы волнуют членов семьи Болконских? Охарактеризуйте княжну Марью и князя Андрея. Из чего видно, что отец и сын Болконские хорошо понимают друг друга, хоть и спорят постоянно.
- 3 ряд: Прочитать том І, часть 1, главы V, VII, XXI. Письменно расскажите, что вы узнали о Пьере Безухове; какие события происходят в доме умирающего старого графа Безухова. Можно ли о доме графа Безухова сказать, что это семья? Почему?
 - Вы должны были ответить на поставленные вопросы, проанализировав взаимоотношения в семьях Ростовых, Болконских, Безуховых. Кто выполнил это задание, тот уже наполовину готов к работе над раскрытием темы урока.
II. Работа над темой урока
     Слово учителя
— В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
   Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,— это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённые взаимного уважения, душевности и связей семьи Курагиных, Безуховых; семья Бергов, которая начинает своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Л. Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи — Пьер и Наташа, Николай и Марья,— семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.
   
    Для самостоятельного изучения
— Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств — эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,— точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
      Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,— материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.
— Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею — это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу.
      Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то есть в ней живут люди родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно предположить, что такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.
— Семья Болконских. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ, и бережно сохраняет все традиции аристократии. Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его
сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого,— расплата за его деспотизм. Болконский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети — князь Андрей и княжна Марья — любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских — безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).      
Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.
— Семья Ростовых. На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир, всё человечество.
— «Эпилог» — это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в молодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязанность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.
      Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.
      Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель их любви — супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию — интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины — только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь — смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины — в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.
    III.  Домашнее задание:
- Используя свои собственные наблюдения, материал учебника из раздела «Эпилог «Войны и мира» (с.199 – 202), предложенный учителем материал «Для самостоятельного изучения», дайте письменный ответ на вопросы: (выполняем в Листке контроля)
   
      Какие нравственные ценности, по мнению Л.Н. Толстого, являются основой настоящей семьи? Какие семьи в романе отвечают нравственным идеалам  писателя, а какие нет? Какую из семей взяли бы вы за образец для строительства своей семейной жизни, почему?
Желаю успеха!

Лист контроля

    10-А класс       ____________________________________________________________
                                               ФИО учащегося

     01.04.2020    Литература

Тема: Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов, Курагиных и Безуховых

Домашнее задание
- Используя свои собственные наблюдения, материал учебника из раздела «Эпилог «Войны и мира» (с.199 – 202), предложенный учителем материал «Для самостоятельного изучения», дайте письменный ответ на вопросы:
   
      Какие нравственные ценности, по мнению Л.Н. Толстого, являются основой настоящей семьи? Какие семьи в романе отвечают нравственным идеалам  писателя, а какие нет? Какую из семей взяли бы вы за образец для строительства своей семейной жизни, почему?
                                    
Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)