среда, 1 апреля 2020 г.

01.04.2020. 9-А класс. Русский язык

01.04.2020. 9-А класс. Русский язык


Дорогие ребята!
Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы: подчёркивать вставленные буквы, знаки препинания и раскрытые скобки.
      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.
     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем ох как пригодится!
     Хочу обратить ваше внимание на то, что все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших работ будет храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ. Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
   9-А. 01.04. Иванов А., где 9-А – ваш класс; 01.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
       Если фотографируете работу в тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!
       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

9-А класс
Дата: 01.04.2020
Тема: Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Знаки            препинания в сложном предложении с различными видами связи.
Цель урока:
1) повторить материал о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи — союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
2) познакомиться с правилами постановки/непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи;
3) научиться находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи, производить выбор необходимого знака препинания, правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор между частями многочленных сложных предложений с различными видами связи.


Ход урока
I.     Повторение пройденного материала
1.      Работа с учебником.
— Повторите теоретический материал § 37 с. 143  учебника, ответив на следующие вопросы:
       1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?
       2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?
       3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

2. Задание 1 (выполняем в Листке контроля)
   - Расставьте пропущенные знаки препинания и заполните вторую  и третью колонки таблицы, вписав характеристику предложения  и его схему из справочного материала:

Предложение
Характеристика
Схема
1) Со мною вот что происходит мой старый друг ко мне не ходит а ходят в праздной суете разнообразия не те.


2) Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины полоса света подкравшись сзади шмыгнула через бричку и лошадей понеслась навстречу другим полосам и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень улыбнулась и засверкала росой.


3) Солнце садилось за севастопольские холмы небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза.



       Для справок:
 - а) Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение осложнено однородными членами;
 - б) Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Второе предложение имеет значение пояснения к первом перед двоеточием можно вставить а именно. Третье предложение соединяется со вторым с помощью сочинительною союза а;
 - в) Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением одновременности. Второе предложение имеет однородные  подлежащие, между которыми запятая не ставится, т.к. соединены одиночным союзом и. Третье предложение осложнено однородными сказуемыми;
 - 1) [ ], [ ], и [ ].
 - 2) [ ]: [ ], а [ ].
 - 3) [ ]; [,деепр.оборот, очп,], и [ ].

II.                Постановка новой темы.
 -  Мы познакомились со сложными предложениями, в которых употребляются несколько разных видов связи одновременно и которые называются многочленными. Сегодня познакомимся с правилами постановки/непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; научимся находить границы их частей, производить выбор необходимого знака препинания, правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор между частями многочленных сложных предложений с различными видами связи.
III. Изучение нового материала.
     1. Материал для наблюдения.
 - Прочитайте и проанализируйте предложения.
а) Глаза у неё были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились со всем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка.
б) Жар струился от камней, и, если смотреть вдоль пляжа, казалось, это не воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны.
 - Докажите, что эти предложения сложные.
 - Определите виды связи (бессоюзная, союзная (сочинительная, подчинительная) между простыми предложениями в составе сложных.
— Понаблюдайте, как ставятся знаки препинания, если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы?
 - Сделаем вывод: если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится. Не ставится она между союзами в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза — то, так, тем.
1.       Работа с учебником
 — Проверьте правильность сделанного нами вывода, прочитав теоретический материал и правило § 38 с. 147-148  учебника.
    3. Тренировочные упражнения.
       Задание 2 (выполняем в Листке контроля)
    Расставьте знаки препинания. Подчеркните или выделите красным цветом расположенные рядом сочинительные и подчинительные союзы (не забудьте и вторую часть составного подчинительного союза)
 1) Какой-то молодой человек без шапки со свёртком в руке стоял на тротуаре и когда карета поравнялась с ним вдруг бросил свёрток под ноги лошади.
2) Книг он вообще сказать не любил читать а если заглядывал иногда в гадательную книгу так это потому что любил встречать там знакомое читанное уже несколько раз.
3) Троица стала двигаться к выходу из зала и когда она почти приблизилась к дверям в помещение вошли два человека в синей униформе...
4) Я совершенно не мог противиться его обаянию и когда он улыбался мне я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым.
5) Внутри ателье оказалось вполне приличным а если судить по количеству всяких грамот развешанных аккуратно по стенам то и просто выдающимся.
6) Медвежонок привыкший к жизни среди людей немного поворчал но когда ему дали большую свежую рыбину занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ.
4.      Самоконтроль усвоения темы.
      Тестовые задания (выполняем в Листке контроля)
1. Укажите, какой знак следует поставить в предложении на месте знака вопроса.
Солнце светит так, что? если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завес у пожара.
а) двоеточие                                               в) запятую
б) точку с запятой                                     г) тире
Ответ:
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся и что-то ещё, завёрнутое в холщовую тряпицу.
б) Думал я, что, если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.
в) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошёл, то не хотел вылезать из неё и делал вид, что плавает.
г) Но в этом болоте невозможно было стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лёд-тощак.
Ответ:
3. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в себе чистое небо и наш ребёнок задумался...
а) сложносочинённое                       в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое                     г) многочленное сложное
Ответ:

IV. Домашнее задание: повторить теоретический материал § 37 с. 143  учебника; выучить правило § 38 с. 148  
                             
                          Желаю успеха!
Лист контроля
9-А класс       ____________________________________________________________
                                               ФИО учащегося

01.04.2020    Русский язык
Тема: Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Знаки            препинания в сложном предложении с различными видами связи.

Задание 1
   - Расставьте пропущенные знаки препинания и заполните вторую  и третью колонки таблицы, вписав характеристику предложения  и его схему из справочного материала:

Предложение
Характеристика
Схема
1) Со мною вот что происходит мой старый друг ко мне не ходит а ходят в праздной суете разнообразия не те.


2) Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины полоса света подкравшись сзади шмыгнула через бричку и лошадей понеслась навстречу другим полосам и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень улыбнулась и засверкала росой.


3) Солнце садилось за севастопольские холмы небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза.



       Для справок:
 - а) Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение осложнено однородными членами;
 - б) Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Второе предложение имеет значение пояснения к первом перед двоеточием можно вставить а именно. Третье предложение соединяется со вторым с помощью сочинительною союза а;
 - в) Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением одновременности. Второе предложение имеет однородные  подлежащие, между которыми запятая не ставится, т.к. соединены одиночным союзом и. Третье предложение осложнено однородными сказуемыми;
 - 1) [ ], [ ], и [ ].
 - 2) [ ]: [ ], а [ ].
 - 3) [ ]; [,деепр.оборот, очп,], и [ ].

    Задание 2
    Расставьте знаки препинания. Подчеркните или выделите красным цветом расположенные рядом сочинительные и подчинительные союзы (не забудьте и вторую часть составного подчинительного союза)
 1) Какой-то молодой человек без шапки со свёртком в руке стоял на тротуаре и когда карета поравнялась с ним вдруг бросил свёрток под ноги лошади.
2) Книг он вообще сказать не любил читать а если заглядывал иногда в гадательную книгу так это потому что любил встречать там знакомое читанное уже несколько раз.
3) Троица стала двигаться к выходу из зала и когда она почти приблизилась к дверям в помещение вошли два человека в синей униформе...
4) Я совершенно не мог противиться его обаянию и когда он улыбался мне я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым.
5) Внутри ателье оказалось вполне приличным а если судить по количеству всяких грамот развешанных аккуратно по стенам то и просто выдающимся.
6) Медвежонок привыкший к жизни среди людей немного поворчал но когда ему дали большую свежую рыбину занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ.

      3. Тестовые задания
1. Укажите, какой знак следует поставить в предложении на месте знака вопроса.
Солнце светит так, что? если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завес у пожара.
а) двоеточие                                               в) запятую
б) точку с запятой                                     г) тире
Ответ:
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся и что-то ещё, завёрнутое в холщовую тряпицу.
б) Думал я, что, если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.
в) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошёл, то не хотел вылезать из неё и делал вид, что плавает.
г) Но в этом болоте невозможно было стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лёд-тощак.
Ответ:
3. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в себе чистое небо и наш ребёнок задумался...
а) сложносочинённое                       в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое                     г) многочленное сложное
Ответ:



Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)