01.04.2020. 9-А класс. Русский язык
Дорогие
ребята!
Если вы
выполняете задания в тетради, не забывайте выделять
орфограммы: подчёркивать вставленные буквы, знаки препинания и раскрытые
скобки.
Но проще скопировать
из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить
задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.
Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь,
фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе
осваивать компьютерную грамотность. В будущем ох как пригодится!
Хочу обратить ваше внимание на то, что все
работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших
работ будет храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной
работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ. Еще раз напоминаю,
как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
9-А. 01.04. Иванов А., где 9-А – ваш класс; 01.04. – дата урока; Иванов
А. – ваша фамилия.
Если фотографируете работу в тетради,
следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать в
день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
9-А класс
Дата: 01.04.2020
Тема: Структурные особенности сложного
предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложном предложении с различными
видами связи.
Цель урока:
1) повторить материал о структурных
особенностях сложных предложений с разными видами связи — союзной и бессоюзной;
формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие
конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
2) познакомиться с правилами постановки/непостановки
знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами
связи;
3) научиться находить границы частей
многочленных сложных предложений с различными видами связи, производить выбор
необходимого знака препинания, правильно ставить знаки препинания и
обосновывать их выбор между частями многочленных сложных предложений с различными
видами связи.
Ход
урока
I.
Повторение
пройденного материала
1.
Работа с учебником.
— Повторите
теоретический материал § 37 с. 143
учебника, ответив на следующие вопросы:
1. Какие предложения называются
многочленными сложными предложениями?
2. Как в многочленных сложных
предложениях могут быть соединены простые предложения?
3. Перечислите виды синтаксической связи
в многочленных сложных предложениях.
2. Задание 1 (выполняем в Листке контроля)
- Расставьте пропущенные знаки препинания и
заполните вторую и третью колонки
таблицы, вписав характеристику предложения
и его схему из справочного материала:
Предложение
|
Характеристика
|
Схема
|
1)
Со мною вот что происходит мой старый друг ко мне не ходит а ходят в праздной
суете разнообразия не те.
|
|
|
2)
Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины полоса света подкравшись сзади шмыгнула
через бричку и лошадей понеслась навстречу другим полосам и вдруг вся широкая
степь сбросила с себя утреннюю полутень улыбнулась и засверкала росой.
|
|
|
3)
Солнце садилось за севастопольские холмы небо и море за спинами беглецов
горело дивным огнем и из этого дивного огня явилась и зависла над катером
зловещая стрекоза.
|
|
|
Для
справок:
- а) Сложное предложение с бессоюзной и
сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено
деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение
осложнено однородными членами;
- б) Сложное предложение с сочинительной и
бессоюзной связью. Второе предложение имеет значение пояснения к первом перед
двоеточием можно вставить а именно. Третье предложение соединяется со вторым с
помощью сочинительною союза а;
- в) Сложное предложение с бессоюзной и
сочинительной связью со значением одновременности. Второе предложение имеет
однородные подлежащие, между которыми
запятая не ставится, т.к. соединены одиночным союзом и. Третье предложение
осложнено однородными сказуемыми;
- 1) [ ], [ ], и [ ].
- 2) [ ]: [ ], а [ ].
- 3) [ ]; [,деепр.оборот, очп,], и [ ].
II.
Постановка новой
темы.
- Мы познакомились
со сложными предложениями, в которых употребляются несколько разных видов связи
одновременно и которые называются многочленными. Сегодня познакомимся с правилами постановки/непостановки
знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами
связи; научимся находить границы их частей, производить выбор необходимого
знака препинания, правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор
между частями многочленных сложных предложений с различными видами связи.
III. Изучение нового материала.
1. Материал
для наблюдения.
- Прочитайте и проанализируйте предложения.
а) Глаза
у неё были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза
становились со всем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка.
б) Жар
струился от камней, и, если смотреть вдоль пляжа, казалось, это не
воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны.
- Докажите, что эти предложения сложные.
- Определите виды связи (бессоюзная, союзная
(сочинительная, подчинительная) между простыми предложениями в составе сложных.
—
Понаблюдайте, как ставятся знаки препинания, если в многочленных сложных
предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы?
- Сделаем
вывод: если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся
сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится. Не
ставится она между
союзами в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного
союза — то, так, тем.
1.
Работа с
учебником
— Проверьте правильность сделанного нами
вывода, прочитав теоретический материал и правило § 38 с. 147-148 учебника.
3. Тренировочные упражнения.
Задание 2 (выполняем в Листке контроля)
Расставьте знаки препинания. Подчеркните
или выделите красным цветом расположенные рядом сочинительные и подчинительные
союзы (не забудьте и вторую часть составного подчинительного союза)
1)
Какой-то молодой человек без шапки со свёртком в руке стоял на тротуаре и когда
карета поравнялась с ним вдруг бросил свёрток под ноги лошади.
2) Книг он вообще сказать не любил
читать а если заглядывал иногда в гадательную книгу так это потому что любил
встречать там знакомое читанное уже несколько раз.
3) Троица стала двигаться к выходу из
зала и когда она почти приблизилась к дверям в помещение вошли два человека в
синей униформе...
4) Я совершенно не мог противиться его
обаянию и когда он улыбался мне я непроизвольно растягивал губы в ответной
улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым.
5) Внутри ателье оказалось вполне
приличным а если судить по количеству всяких грамот развешанных аккуратно по
стенам то и просто выдающимся.
6) Медвежонок привыкший к жизни среди
людей немного поворчал но когда ему дали большую свежую рыбину занялся лакомством
и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ.
4.
Самоконтроль усвоения темы.
Тестовые
задания (выполняем в Листке контроля)
1. Укажите, какой знак следует поставить
в предложении на месте знака вопроса.
Солнце
светит так, что? если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки
видишь пламенную завес у пожара.
а) двоеточие в)
запятую
б) точку с запятой г) тире
Ответ:
2. Укажите предложение с пунктуационной
ошибкой.
а) И когда я уезжал, старуха вынесла мне
гуся и что-то ещё, завёрнутое в холщовую тряпицу.
б) Думал я, что, если не случится в этот
час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.
в) Петька очень боялся идти в воду, но
когда вошёл, то не хотел вылезать из неё и делал вид, что плавает.
г) Но в этом болоте невозможно было
стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо
льдом понизилась, и так образовался лёд-тощак.
Ответ:
3. Определите тип предложения (знаки
препинания не расставлены).
Вечером
перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в
себе чистое небо и наш ребёнок задумался...
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) многочленное сложное
Ответ:
IV. Домашнее
задание: повторить
теоретический материал § 37 с. 143 учебника;
выучить правило § 38 с. 148
Желаю успеха!
Лист
контроля
9-А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
01.04.2020 Русский язык
Тема: Структурные особенности сложного
предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложном предложении с различными
видами связи.
Задание 1
- Расставьте пропущенные знаки препинания и
заполните вторую и третью колонки
таблицы, вписав характеристику предложения
и его схему из справочного материала:
Предложение
|
Характеристика
|
Схема
|
1)
Со мною вот что происходит мой старый друг ко мне не ходит а ходят в праздной
суете разнообразия не те.
|
|
|
2)
Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины полоса света подкравшись сзади шмыгнула
через бричку и лошадей понеслась навстречу другим полосам и вдруг вся широкая
степь сбросила с себя утреннюю полутень улыбнулась и засверкала росой.
|
|
|
3)
Солнце садилось за севастопольские холмы небо и море за спинами беглецов
горело дивным огнем и из этого дивного огня явилась и зависла над катером
зловещая стрекоза.
|
|
|
Для
справок:
- а) Сложное предложение с бессоюзной и
сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено
деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение
осложнено однородными членами;
- б) Сложное предложение с сочинительной и
бессоюзной связью. Второе предложение имеет значение пояснения к первом перед
двоеточием можно вставить а именно. Третье предложение соединяется со вторым с
помощью сочинительною союза а;
- в) Сложное предложение с бессоюзной и
сочинительной связью со значением одновременности. Второе предложение имеет
однородные подлежащие, между которыми
запятая не ставится, т.к. соединены одиночным союзом и. Третье предложение
осложнено однородными сказуемыми;
- 1) [ ], [ ], и [ ].
- 2) [ ]: [ ], а [ ].
- 3) [ ]; [,деепр.оборот, очп,], и [ ].
Задание 2
Расставьте знаки препинания. Подчеркните
или выделите красным цветом расположенные рядом сочинительные и подчинительные
союзы (не забудьте и вторую часть составного подчинительного союза)
1)
Какой-то молодой человек без шапки со свёртком в руке стоял на тротуаре и когда
карета поравнялась с ним вдруг бросил свёрток под ноги лошади.
2) Книг он вообще сказать не любил
читать а если заглядывал иногда в гадательную книгу так это потому что любил
встречать там знакомое читанное уже несколько раз.
3) Троица стала двигаться к выходу из
зала и когда она почти приблизилась к дверям в помещение вошли два человека в
синей униформе...
4) Я совершенно не мог противиться его
обаянию и когда он улыбался мне я непроизвольно растягивал губы в ответной
улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым.
5) Внутри ателье оказалось вполне
приличным а если судить по количеству всяких грамот развешанных аккуратно по
стенам то и просто выдающимся.
6) Медвежонок привыкший к жизни среди
людей немного поворчал но когда ему дали большую свежую рыбину занялся лакомством
и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ.
3. Тестовые задания
1. Укажите, какой знак следует поставить
в предложении на месте знака вопроса.
Солнце
светит так, что? если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки
видишь пламенную завес у пожара.
а) двоеточие в)
запятую
б) точку с запятой г) тире
Ответ:
2. Укажите предложение с пунктуационной
ошибкой.
а) И когда я уезжал, старуха вынесла мне
гуся и что-то ещё, завёрнутое в холщовую тряпицу.
б) Думал я, что, если не случится в этот
час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.
в) Петька очень боялся идти в воду, но
когда вошёл, то не хотел вылезать из неё и делал вид, что плавает.
г) Но в этом болоте невозможно было
стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо
льдом понизилась, и так образовался лёд-тощак.
Ответ:
3. Определите тип предложения (знаки
препинания не расставлены).
Вечером
перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в
себе чистое небо и наш ребёнок задумался...
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) многочленное сложное
Ответ:
Спасибо
за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий