понедельник, 30 марта 2020 г.

30.03.2020.Русский язык. 9-А класс

30.03.2020.Русский язык. 9-А класс



9-А класс
Дата: 30.03.2020
Тема: Сложные предложения с разными видами связи
Цель урока:
1) уяснить, какие сложные предложения называются многочленными (многочленами), какими видами синтаксической связи соединяются многочленные предложения;
2) научиться находить многочленные сложные предложения, определять в них виды синтаксической связи, составлять схемы указанных предложений, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложных предложений разных типов;
3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока
I.     Повторение пройденного материала
Задание 1 (выполняем в Листке контроля)
   - Расставьте пропущенные знаки препинания и заполните вторую колонку таблицы, вписав характеристику предложения из справочного материала:

Предложение
Характеристика
Проехать было нельзя  вершина сосны загородила дорогу.

Всё проснулось и всё молчит.

Вы проходите мимо дерева оно не шелохнётся.

Как несказанно великолепен становится день когда свет
восторжествует и последние волны тумана скатываются и
расстилаются скатертями.


       Для справок: Сложное предложение с союзной сочинительной связью; Сложное предложение с союзной подчинительной связью; Сложное предложение с бессоюзной связью (второе предложение указывает на причину); Сложное предложение с бессоюзной связью (противопоставление).
Сделайте вывод (устно): О скольких событиях идет речь в каждом предложении? Какие виды связи существуют между простыми предложениями в составе сложного?

II.  Постановка новой темы.
         Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи. Сегодня мы и познакомимся со сложными предложениями, в которых употребляются несколько разных видов связи одновременно.

III.        Работа с учебником
 — Прочитайте и выучите теоретический материал § 37 с. 143  учебника, ответив на следующие вопросы:
       1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?
       2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?
       3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

IV.        Анализ предложений.
       1. Материал для наблюдения
 - Рассмотрим предложения со всеми видами связи (устно):
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
                                           (А. С. Пушкин)
- Данное предложение сложное, так как состоит из 5 простых предложений. 1) предложение: Куда бы нас ни бросила судьбина. 2) предложение: И счастие куда б ни повело.3) предложение: Всё те же мы. 4) предложение: нам целый мир чужбина. 5) предложение: Отечество нам Царское Село. 1) и 2) предложения соединены сочинительной связью (союз и), запятая между ними не ставится, так как они являются придаточными и относятся к одному главному предложению Всё те же мы (несмотря на что? — уступительное значение). 1), 2) и 3) предложения соединены подчинительной связью (союз куда). 3) и 4) предложения соединяются бессоюзной связью (перед двоеточием можно вставить «а именно»). 4) и 5) предложения тоже соединены бессоюзной связью (точка с запятой – это авторский знак). Таким образом, данное предложение сложное с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
Схема:  (Куда бы...) и (...куда б...), [ ]: [ ]; [ ].
    2. Самостоятельная работа (выполняем в Листке контроля)
 - Расставьте пропущенные знаки препинания и заполните вторую  и третью колонки таблицы, вписав характеристику предложения  и его схему из справочного материала:

Предложение
Характеристика
Схема
1) Русский человек так уверен в своей силе и крепости что он не прочь и поломать себя он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.


2) Чем шире становился Енисей тем положе делались берега утихало течение река усмирялась катила воды без шума и суеты.


3) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схвачена цементом.


4) Когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни.



Для справок:
 - Предложение сложное, с разными видами связи сочинительной и подчинительной; повествовательное. Однородные придаточные (когда? — значение времени) соединены сочинительным союзом и, относятся к общему главному предложению, присоединяются к нему союзом когда (во втором придаточном этот союз подразумевается). Главное предложение осложнено уточняющим обстоятельством, двумя деепричастными оборотами.
 - Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное. Придаточное сравнительное относится сразу к трем главным предложениям. Указательное слово тем в первом главном предложении подразумевается и в двух остальных. Третье главное предложение осложнено двумя рядами однородных членов.
 - Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно). Первая часть — сложноподчиненное предложение с придаточным степени, которое относится к указательному слову так в главном. Вторая часть — простое предложение, осложненное однородными членами.
 - Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное 1-й степени (до каких пор? — время) относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними не ставится запятая. Придаточное 2-й степени (насколько? в какой степени? в сравнении с чем? — значения степени и сравнения) относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное.
 - […так], что ( ): [ ].
 - Чем ( ), [тем…], [ ], [ ].
 - [ ] и [ ], пока (...такой...), будто ( ).
 - Когда ( ) и ( ), [ ].

V.  Самоконтроль усвоения темы.
1.Тестовые задания (выполняем в Листке контроля)
1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.
б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
а) сложносочинённое                                          в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое                                        г) многочленное сложное

3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.

VI. Домашнее задание: выучить теоретический материал § 37 с. 143  учебника
                             

                          Желаю успеха!

Лист контроля
9-А класс       ____________________________________________________________
                                               ФИО учащегося

30.03.2020    Русский язык

Задание 1
   - Расставьте пропущенные знаки препинания и заполните вторую колонку таблицы, вписав характеристику предложения из справочного материала:

Предложение
Характеристика
Проехать было нельзя  вершина сосны загородила дорогу.

Всё проснулось и всё молчит.

Вы проходите мимо дерева оно не шелохнётся.

Как несказанно великолепен становится день когда свет
восторжествует и последние волны тумана скатываются и
расстилаются скатертями.


       Для справок: Сложное предложение с союзной сочинительной связью; Сложное предложение с союзной подчинительной связью; Сложное предложение с бессоюзной связью (второе предложение указывает на причину); Сложное предложение с бессоюзной связью (противопоставление).

2. Самостоятельная работа
 - Расставьте пропущенные знаки препинания и заполните вторую  и третью колонки таблицы, вписав характеристику предложения  и его схему из справочного материала:

Предложение
Характеристика
Схема
1) Русский человек так уверен в своей силе и крепости что он не прочь и поломать себя он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.


2) Чем шире становился Енисей тем положе делались берега утихало течение река усмирялась катила воды без шума и суеты.


3) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схвачена цементом.


4) Когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни.



Для справок:
2-я колонка таблицы:
 - Предложение сложное, с разными видами связи сочинительной и подчинительной; повествовательное. Однородные придаточные (когда? — значение времени) соединены сочинительным союзом и, относятся к общему главному предложению, присоединяются к нему союзом когда (во втором придаточном этот союз подразумевается). Главное предложение осложнено уточняющим обстоятельством, двумя деепричастными оборотами.
 - Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное. Придаточное сравнительное относится сразу к трем главным предложениям. Указательное слово тем в первом главном предложении подразумевается и в двух остальных. Третье главное предложение осложнено двумя рядами однородных членов.
 - Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно). Первая часть — сложноподчиненное предложение с придаточным степени, которое относится к указательному слову так в главном. Вторая часть — простое предложение, осложненное однородными членами.
 - Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное 1-й степени (до каких пор? — время) относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними не ставится запятая. Придаточное 2-й степени (насколько? в какой степени? в сравнении с чем? — значения степени и сравнения) относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное.
3-я колонка таблицы:       
 - […так], что ( ): [ ].
 - Чем ( ), [тем…], [ ], [ ].
 - [ ] и [ ], пока (...такой...), будто ( ).
 - Когда ( ) и ( ), [ ].

3. Тестовые задания
1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.
б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
Ответ: _____
2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
а) сложносочинённое                                          в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое                                        г) многочленное сложное
Ответ: _____
3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
Ответ: _____

Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)