30.03.2020.Русский язык. 9-А класс
9-А класс
Дата: 30.03.2020
Тема: Сложные предложения с разными
видами связи
Цель урока:
1) уяснить, какие сложные предложения
называются многочленными (многочленами), какими видами синтаксической связи
соединяются многочленные предложения;
2) научиться находить многочленные
сложные предложения, определять в них виды синтаксической связи, составлять
схемы указанных предложений, правильно ставить необходимые знаки препинания
между частями сложных предложений разных типов;
3) совершенствовать орфографические и
пунктуационные навыки.
Ход
урока
I.
Повторение
пройденного материала
Задание 1 (выполняем в Листке контроля)
- Расставьте пропущенные знаки препинания и
заполните вторую колонку таблицы, вписав характеристику предложения из
справочного материала:
Предложение
|
Характеристика
|
Проехать
было нельзя вершина сосны загородила
дорогу.
|
|
Всё
проснулось и всё молчит.
|
|
Вы
проходите мимо дерева оно не шелохнётся.
|
|
Как
несказанно великолепен становится день когда свет
восторжествует
и последние волны тумана скатываются и
расстилаются
скатертями.
|
|
Для
справок:
Сложное предложение с союзной сочинительной связью; Сложное предложение с
союзной подчинительной связью; Сложное предложение с бессоюзной связью (второе
предложение указывает на причину); Сложное предложение с бессоюзной связью (противопоставление).
Сделайте вывод (устно): О скольких
событиях идет речь в каждом предложении? Какие виды связи существуют между
простыми предложениями в составе сложного?
II. Постановка новой темы.
Мы рассмотрели
различные варианты связи в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.
Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного,
официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами
связи. Сегодня мы и познакомимся со сложными предложениями, в которых
употребляются несколько разных видов связи одновременно.
III.
Работа с
учебником
— Прочитайте и выучите теоретический
материал § 37 с. 143 учебника, ответив
на следующие вопросы:
1. Какие предложения называются
многочленными сложными предложениями?
2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые
предложения?
3. Перечислите виды синтаксической связи
в многочленных сложных предложениях.
IV.
Анализ
предложений.
1. Материал для наблюдения
- Рассмотрим предложения со всеми видами связи
(устно):
Куда
бы нас ни бросила судьбина
И
счастие куда б ни повело,
Всё
те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество
нам Царское Село.
(А. С. Пушкин)
-
Данное предложение сложное, так как состоит из 5 простых предложений. 1)
предложение: Куда бы нас ни бросила
судьбина. 2) предложение: И счастие
куда б ни повело.3) предложение: Всё
те же мы. 4) предложение: нам целый
мир чужбина. 5) предложение: Отечество
нам Царское Село. 1) и 2) предложения соединены сочинительной связью (союз и), запятая между ними не ставится, так
как они являются придаточными и относятся к одному главному предложению Всё те же мы (несмотря на что? —
уступительное значение). 1), 2) и 3) предложения соединены подчинительной
связью (союз куда). 3) и 4)
предложения соединяются бессоюзной связью (перед двоеточием можно вставить «а
именно»). 4) и 5) предложения тоже соединены бессоюзной связью (точка с запятой
– это авторский знак). Таким образом, данное предложение сложное с разными
видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
Схема:
(Куда бы...) и (...куда б...), [ ]: [ ];
[ ].
2. Самостоятельная работа (выполняем в Листке контроля)
- Расставьте пропущенные знаки препинания и
заполните вторую и третью колонки
таблицы, вписав характеристику предложения
и его схему из справочного материала:
Предложение
|
Характеристика
|
Схема
|
1)
Русский человек так уверен в своей силе и крепости что он не прочь и поломать
себя он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.
|
|
|
2)
Чем шире становился Енисей тем положе делались берега утихало течение река
усмирялась катила воды без шума и суеты.
|
|
|
3)
Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала
такой крепкой будто схвачена цементом.
|
|
|
4)
Когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли там, в
глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому
деревцу последние соки, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни.
|
|
|
Для справок:
- Предложение
сложное, с разными видами связи сочинительной и подчинительной;
повествовательное. Однородные придаточные (когда? — значение времени) соединены
сочинительным союзом и, относятся к
общему главному предложению, присоединяются к нему союзом когда (во втором придаточном этот союз подразумевается). Главное
предложение осложнено уточняющим обстоятельством, двумя деепричастными
оборотами.
- Предложение сложное, с разными видами связи:
подчинительной и бессоюзной; повествовательное. Придаточное сравнительное
относится сразу к трем главным предложениям. Указательное слово тем в первом главном предложении
подразумевается и в двух остальных. Третье главное предложение осложнено двумя
рядами однородных членов.
- Предложение сложное, с разными видами связи:
подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей,
соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно
вставить а именно). Первая часть —
сложноподчиненное предложение с придаточным степени, которое относится к
указательному слову так в главном.
Вторая часть — простое предложение, осложненное однородными членами.
- Предложение сложное, с разными видами связи:
сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное 1-й степени (до
каких пор? — время) относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным
союзом и, поэтому между ними не
ставится запятая. Придаточное 2-й степени (насколько? в какой степени? в
сравнении с чем? — значения степени и сравнения) относится к первому
придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное.
- […так], что (
): [ ].
- Чем ( ), [тем…], [ ], [ ].
- [ ] и [ ], пока (...такой...), будто ( ).
- Когда ( ) и ( ), [ ].
V. Самоконтроль усвоения темы.
1.Тестовые
задания (выполняем
в Листке контроля)
1. Укажите
многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
а) Учись скромности у колоса: тот, как
созреет, голову склонит.
б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и,
когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
в) Хорошо сидеть и прислушиваться к
тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы
пробьют четверть.
г) Мы в песнях для потомства сбережём
названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась
ночь и начинался день.
2. Определите тип предложения (знаки
препинания не расставлены).
Я
сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза
пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не
хотела рассеиваться.
а) сложносочинённое в)
бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г)
многочленное сложное
3. Укажите многочленное сложное
предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские
батареи нигде никакого движения.
б) Упал в пруд камень взъерепенилась от
этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился
сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали
на поверхности звонкие пузырьки.
в) Старшина пошёл сам потому что
предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День прошёл тихо но в сумерках они
заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
VI. Домашнее
задание: выучить
теоретический материал § 37 с. 143 учебника
Желаю успеха!
Лист
контроля
9-А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
30.03.2020 Русский язык
Задание 1
- Расставьте пропущенные знаки препинания и
заполните вторую колонку таблицы, вписав характеристику предложения из
справочного материала:
Предложение
|
Характеристика
|
Проехать
было нельзя вершина сосны загородила
дорогу.
|
|
Всё
проснулось и всё молчит.
|
|
Вы
проходите мимо дерева оно не шелохнётся.
|
|
Как
несказанно великолепен становится день когда свет
восторжествует
и последние волны тумана скатываются и
расстилаются
скатертями.
|
|
Для
справок:
Сложное предложение
с союзной сочинительной связью; Сложное предложение с союзной подчинительной
связью; Сложное предложение с бессоюзной связью (второе предложение указывает
на причину); Сложное предложение с бессоюзной связью (противопоставление).
2.
Самостоятельная работа
- Расставьте пропущенные знаки препинания и
заполните вторую и третью колонки
таблицы, вписав характеристику предложения
и его схему из справочного материала:
Предложение
|
Характеристика
|
Схема
|
1)
Русский человек так уверен в своей силе и крепости что он не прочь и поломать
себя он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.
|
|
|
2)
Чем шире становился Енисей тем положе делались берега утихало течение река
усмирялась катила воды без шума и суеты.
|
|
|
3)
Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала
такой крепкой будто схвачена цементом.
|
|
|
4)
Когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли там, в
глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому
деревцу последние соки, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни.
|
|
|
Для справок:
2-я колонка таблицы:
- Предложение
сложное, с разными видами связи сочинительной и подчинительной;
повествовательное. Однородные придаточные (когда? — значение времени) соединены
сочинительным союзом и, относятся к
общему главному предложению, присоединяются к нему союзом когда (во втором придаточном этот союз подразумевается). Главное
предложение осложнено уточняющим обстоятельством, двумя деепричастными
оборотами.
- Предложение сложное, с разными видами связи:
подчинительной и бессоюзной; повествовательное. Придаточное сравнительное
относится сразу к трем главным предложениям. Указательное слово тем в первом главном предложении
подразумевается и в двух остальных. Третье главное предложение осложнено двумя
рядами однородных членов.
- Предложение сложное, с разными видами связи:
подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных
бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно). Первая часть —
сложноподчиненное предложение с придаточным степени, которое относится к
указательному слову так в главном.
Вторая часть — простое предложение, осложненное однородными членами.
- Предложение сложное, с разными видами связи:
сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное 1-й степени (до
каких пор? — время) относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным
союзом и, поэтому между ними не
ставится запятая. Придаточное 2-й степени (насколько? в какой степени? в
сравнении с чем? — значения степени и сравнения) относится к первому
придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное.
3-я колонка таблицы:
- […так], что ( ): [ ].
- Чем ( ), [тем…], [ ], [ ].
- [ ] и [ ], пока (...такой...), будто ( ).
- Когда ( ) и ( ), [ ].
3. Тестовые
задания
1.
Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной
связью.
а)
Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.
б)
Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно
распухшей.
в)
Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки
берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
г)
Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за
последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
Ответ:
_____
2.
Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавала что
этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть
что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
а)
сложносочинённое в)
бессоюзное сложное
б)
сложноподчинённое г)
многочленное сложное
Ответ:
_____
3.
Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а)
Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б)
Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны
побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова
уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие
пузырьки.
в)
Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает
опасность.
г)
День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к
огромному дереву.
Ответ:
_____
Спасибо
за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий