26.01.2024. 10-А класс. Литература
10-А класс
Дата: 26.01.2024
Тема: Н.
С. Лесков. Жизнь и творчество. «Леди Макбет Мценского уезда» - повесть о русском
национальном характера, женской доле в русской литературе второй половины XIX
в.
Цель: познакомиться с жизнью и
творчеством Н.С.Лескова, замыслом, историей создания повести «Леди
Макбет Мценского уезда»; на
основе наблюдения понять особенности идейного содержания повести.
Ход урока
Внимательно
изучи материалы урока – они пригодятся
при
прохождении вопросов теста!
I. Мотивация.
— Все произведения Н. С. Лескова своеобразны. Писателя интересовал в
первую очередь дух русского народа со всеми присущими ему качествами, порой
неоднозначными. Раскрытие сущности характера русского человека можно найти во
многих его произведениях: в повести «Очарованный странник», в романе
«Соборяне», в рассказах «Левша», «Железная воля», «Запечатлённый ангел»,
«Грабёж», «Воительница» и др. Лесков действовал смело, свободно и вносил в
решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные
акценты.
Такова повесть «Леди Макбет Мценского
уезда», ярко демонстрирующая умение писателя быть идейно и творчески независимым
от требований времени. Название произведения, весьма ёмкое по смыслу, выводит
непосредственно на проблему русского национального характера. Мценская купчиха
Катерина Измайлова — один из вечных типов мировой литературы — преступница,
движимая одним властолюбием. Есть в повести и полемический аспект: образ
Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабановой из «Грозы» Островского.
Основная цель нашего урока: познакомиться
с идейным содержанием повести «Леди Макбет Мценского уезда».
II. Изучение
нового материала.
2. Объяснение учителя
— Н. С. Лесков начал писать «Леди Макбет
Мценского уезда» осенью 1864 г., определив жанр произведения как очерк. Впервые
повесть была опубликована в январе 1865 г. в журнале «Эпоха» под заглавием
«Леди Макбет нашего уезда». Окончательное название появилось при публикации в
1867 г. в сборнике «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» (псевдоним
Н.С.Лескова) после значительной стилистической переработки журнального
варианта. Сам Лесков называл свою повесть мрачной историей, этюдом о сильном и
страстном женском характере, выдержанным в строгих тонах. Повесть должна была
стать началом цикла о характерах русских женщин. За «Леди Макбет» должны были
последовать «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская
помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка»
(повитуха). Однако цикл так и не был написан, видимо, отчасти из-за того, что
журнал «Эпоха», где предполагалось его опубликовать, вскоре закрылся.
В центре повести «Леди Макбет Мценского
уезда» — самобытная личность Катерины Измайловой, купеческой жены, совершающей
ряд преступлений, одно страшнее другого. Писатель признавался, что когда он
рассказывал о ней на страницах повести, ему «становилось временами невыносимо
жутко, волос поднимался дыбом». Сходное чувство испытывает и современный
читатель.
Но героиня повести от природы не
наделена преступными свойствами. Нас даже покоряют сильная женская душа,
волевой характер, соединённые с наивным простодушием, полудетской
доверчивостью, поэтичностью представлений и воспоминаний о вольном девичестве,
нежной мечтой о ребёночке. Нас увлекает история драматически скорбной любви
этой женщины к Сергею, в котором она поначалу оценила ухарство и молодечество;
мы не остаёмся равнодушными к тому, как обострённо стала воспринимать она
теперь белизну цветущих яблонь и голубизну вечернего неба. Подобно автору, мы
любуемся безмерностью её чувств, страстностью её натуры.
Обладая недюжинными задатками, Катерина
Измайлова живёт в условиях ревнивой слежки, расчётов, стяжательства, волчьих
законов борьбы сильного со слабым, дикого эгоизма, вседозволенности, присущих
мертвенному укладу купеческого мира. Эти нравы извращают самобытный характер
лесковской героини. Лишённая любви и человеческого участия, она проникается
ненавистью к этому миру как его жертва и мстит ему. Но она усваивает его законы,
и отстаивание этой страстной натурой своего права на любовь выливается в
хищническую борьбу за владение капиталом. Методом обретения того и другого
становится устранение всех, кто может помешать. Так страдалица превращается в
грешницу, а сюжет, динамичный, драматически напряжённый, вбирает в себя четыре
преступления, становясь уголовным. Но Н. С. Лесков поднимает хронику убийств до
уровня искусства, передав в 15 главках методический ритм жестоких расправ,
чередуя их через каждые две сцены. Автор повести возвысил исключительную
историю до уровня широкого обобщения.
3. Словарная
работа по теории литературы
-
Вспомни жанры эпических произведений:
Очерк — прозаический
документальный жанр. Чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам,
людям. Очерк приближен к рассказу.
Хроника (в
переводе с греч. — «относящийся ко времени») — историческое повествование, где
события описаны по годам.
Драма (в переводе с греч. drama
— «действие»). 1. Род литературы (эпос, лирика). Основу драмы составляет
действие. Действие показано через конфликт.
2.
Пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагедии более приземлён, обычен
и, так или иначе разрешим.
Повесть —
жанр повествовательной литературы, по характеру развития действия сложнее
рассказа, но менее развёрнут, чем роман. Чаще всего это история одной
человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей,
рассказанная от имени автора или самого героя.
4. Анализ повести Н.С.Лескова «Леди
Макбет Мценского уезда»
- Прочитай с. с. 242-244 учебника (2 часть).
5. Тестовый опрос
- Подведи итог изученному, пройди тест по повести Н.С.Лескова,
вопросы переписывать не нужно – сразу пиши ответ. В тетради запиши:
Двадцать шестое января
Классная работа
Тестовый опрос по повести Н.С.Лескова
«Леди Макбет Мценского уезда»
1.
Запиши ФИО автора полностью.
2. В каком году
была написана повесть «Леди Макбет Мценского уезда»?
3. Как звали
главную героиню произведения «Леди Макбет Мценского уезда»?
А) Елена
Инсарова Б) Катерина Измайлова
В) Катерина
Кабанова Г) Софья Фамусова
4. По какой
причине главная героиня вышла замуж за купца Измайлова?
А) Бедность Б) Большая любовь
В) Месть
возлюбленному Г) Скука
5. Кто стал
любовником Катерины Львовны?
А) Купец Б) Приказчик В) Художник Г) Чиновник
6. Как Катерина
Львовна избавилась от старого свекра, которому стало известно о ее романе с
Сергеем?
А) Задушила Б) Отравила В) Застрелила Г) Заколола ножом
7. Как звали мальчика,
который стоял у Катерины Львовны на пути к большому измайловскому наследству?
А) Петя
Лямин Б) Ваня Лямин В) Федя Лямин Г) Алеша
8. Сколько человек
погубила Катерина Львовна с Сергеем, чтобы никто не мешал их счастью?
9. Чем заканчивается
произведение?
А)
Катерина рожает ребенка и становится хозяйкой измайловского богатства. Её
любовник осуждён и отправлен на каторгу.
Б)
Катерина и её любовник на каторге поженились и были счастливы.
В)
Героиня утопилась вместе с новой любовницей Сергея.
Г)
Измайловское богатство унаследовал сын Катерины, которого забрала на воспитание
двоюродная сестра её мужа.
10. Основной темой
повести является
А)
тема преступления и наказания;
Б)
тема нравственного долга, милосердия и сострадания к ближнему;
В)
тема отцов и детей: взаимоотношений между поколениями;
Г)
тема любви-страсти, которая способна не только возвысить душу человека, но и
ввергнуть ее в пучину порока.
III. Подведение
итогов
— А.
Н. Островский и Н. С. Лесков показывают нам дикие нравы «тёмного царства», в
котором тоскует по свободе, любви, материнству и красоте одинокая женщина с
волевым и решительным характером. В обоих произведениях героиня устремляется
навстречу своему счастью, готова бороться за своё право выбора. Но, в отличие
от молодой Кабановой, которая решительно противостоит самодурным началам жизни
и жестоким нравам Калинова, Измайлова сама усваивает эти нравы и становится их
выразительницей. К тому же она лишена того душевного приданого, которым владеет
Катерина Островского. Рисуя безудержность страсти и демонизм характера героини,
Лесков опирается с одной стороны, на отечественную традицию обрисовки злодея
(вспомним, например, «Страшную месть» Н. В. Гоголя), а с другой — на опыт
мировой классики. Так
возникло
сравнение героини повести с шекспировской леди Макбет. Русская грешница
породнилась с шотландской, вобрав её кровавый опыт. Но мы всё время помним, что
перед нами преступница из русской провинции, леди Макбет Мценского уезда, как
сказано об этом в заголовке повести. И ещё чувствуем, что Катерина Измайлова не
только ослеплённая преступница, проливающая кровь без содрогания, но и
страдающая, отчаявшаяся женщина.
Почему же сходная с драмой Островского
общественно-бытовая ситуация разрешилась у Лескова столь диким образом? В
натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия Катерины
Островского, и в глаза бросается полное отсутствие смирения. Впрочем, натура
тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не
верит мценская «леди» в Бога. Характерная деталь: перед самоубийством «хочет
припомнить молитву и шевелит губами, а губы её шепчут» пошлую и страшную песню.
Поэзия религиозной веры и твёрдость христианской морали вознесли Катерину
Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому её необразованность не
ощущается читателем как недостаток. Катерина Кабанова оказывается носителем
пусть патриархальной, но всё же, культуры. Лесков в своём произведении всё
время подчёркивает «богооставленность» изображённого им мира. «Русский народ
без Бога становится страшен», — говорит писатель.
IV. Домашнее
задание: прочитать рассказ Н.С.Лескова «Человек
на часах» по ссылке: https://obrazovaka.ru/books/leskov/chelovek-na-chasah
Желаю успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий