воскресенье, 14 января 2024 г.

 14.01.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 1-3

Задания № 1-3

1)     Пройди по ссылке и познакомься с теорией, правилами, которые понадобятся при выполнении заданий № 1-3 в ЕГЭ-2024 по русскому языку.

Задание № 1:

https://drive.google.com/file/d/1ekMd8MPBdPBr-zDgsVN_jBEiXCMCbfFS/view?usp=share_link

Задание № 2 – 3:

https://docs.google.com/document/d/1gMxT5-XqCx2TL6blVuB3r2ykmB8Bu_ht/edit?usp=sharing&ouid=107502458731091919357&rtpof=true&sd=true

1)      В тетради выполни задания № 1-3 из предложенных 8 примерных вариантов для ЕГЭ-2024. Ответы оформи в виде таблицы по образцу (обрати внимание: ответ на 1 задание записывается словом или словами без пропусков; на 2- 3 задание – цифрами тоже без пропусков, порядок цифр не имеет значения):

ОТВЕТЫ на задания № 1-3:

1

1

 

2

2

 

3

3

 

4

1

 

5

2

 

6

3

 

7

1

 

8

2

 

9

3

 

10

1

 

11

2

 

12

3

 

13

1

 

14

2

 

15

3

 

16

1

 

17

2

 

18

3

 

19

1

 

20

2

 

21

3

 

22

1

 

23

2

 

24

3

 

 














Вариант № 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Официально-деловой функциональный стиль русского литературного языка - это та его разновидность, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, различных документов (справок, удостоверений, доверенностей и проч.), в деловой переписке организаций. Из перечня речевых жанров следует, что основная форма его реализации - письменная.
      Несмотря на то что этот стиль подвергается серьёзным изменениям под влиянием социально-исторических сдвигов в обществе, он выделяется среди других функциональных разновидностей языка своей стабильностью, традиционностью, замкнутостью и стандартизованностью.
         Названные черты официально-делового стиля отражаются не только в системе языковых средств, но и в неязыковых способах оформления конкретных текстов: в композиции, рубрикации, выделении абзацев и проч., т. е. в стандартизованном оформлении многих деловых документов.
        Стандартизация деловой речи (прежде всего языка массовой типовой документации) - одна из наиболее приметных черт официально-делового стиля. Процесс стандартизации развивается в основном в двух направлениях:

 а) в широком использовании готовых, уже утвердившихся словесных формул, трафаретов, штампов, <...>, стандартных синтаксических моделей с отымёнными предлогами: в целях, в связи с, в соответствии с и т. д., что вполне закономерно, поскольку намного упрощает и облегчает процесс составления типовых текстов деловых бумаг),

б) в частой повторяемости одних и тех же слов, форм, оборотов, конструкций, в стремлении к однотипности способов выражения мысли в однотипных ситуациях, в отказе от использования выразительных средств языка.

 1. Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое(-ая) должно(-а) стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это(-у) вводное слово (вводную конструкцию).

 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) Организация. Общественное объединение или государственное учреждение. Всемирная торговая о. Профсоюзная о. Строительная о. Молодёжная о. О. ветеранов труда.
2) Следует. Нужно, должно. Не следует так поступать. Сообщить кому следует.

3) Отражаются. Проявиться, обнаружиться. В глазах отразилась тревога.

4) Штампы. Вид печати с названием учреждения, оттиск такой печати на деловой бумаге. Штамп поликлиники на рецепте.

5) Бумаги. Деловое письменное сообщение, документ, а также вообще рукопись. Официальная бумага. Личные бумаги.

 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (стиль, административно-правовая деятельность, жанр, синтаксическая модель и др.).
2) Логичность текста обеспечивается последовательным изложением мыслей: определение официально-делового стиля речи как разновидности русского литературного языка, основные черты официально-делового стиля речи, отражение особенностей официально-делового стиля речи на уровне языковых средств и неязыковых способов оформления, стандартизация деловой речи как основной признак официально-делового стиля и основные направления его развития.
3) Жанр текста - рецензия. Даётся комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); обобщённая аргументированная оценка явления; выводы о значимости работы.

4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью,

стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью автора является передача знаний о явлении (об официально-деловом стиле речи) с помощью раскрытия системы понятий.

Вариант № 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Игр для детей сейчас такое огромное количество, что и не знаешь, за что хвататься. Большинство из них, особенно если говорить о мобильных проектах, – бессмысленные тайм-киллеры, которые в лучшем случае отвлекут ребёнка на несколько часов, а в худшем ещё и спишут у вас деньги с карты, если вы вовремя не заблокировали внутриигровые транзакции. А любые тайтлы посложнее родителям приходится ещё и тщательно проверять на наличие крови, сомнительного сюжета, взрослых словечек и прочих неприятных вещей.
На первый взгляд, самое простое и безопасное решение в этой ситуации – запретить ребёнку играть вовсе. Но игры – это не обязательно бессмысленная трата времени и денег, и родители-геймеры об этом знают как никто другой. Да и, в конце концов, попросту нечестно преграждать детям дорогу к консоли или компьютеру, если они сами прекрасно видят, как папа по вечерам садится играть в танки, а мама после отбоя успокаивает нервы в какой-нибудь Симс.
Учить, как известно, лучше всего на своём примере – и чем ждать, (...) чадо услышит от одноклассников про GTA, лучше самим показать ему достойные проекты, которые и развлекут, и научат чему-то новому, и заодно подкинут всей семье новый способ сблизиться и весело провести время вместе.

1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в конце текста.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) Хвататься. Поспешно и несимптоматично делать что –нибудь, переходя от одного дела к другому. (разг.) Столько дел – не знаешь, за что х.  Х. за всё сразу.

2) Спишут. Списать – изобразить, воспользовавшись кем- чем –н. как оригиналом, прототипом. Действующие лица списаны с реальных лиц.

3) Играть. Резвясь, развлекаться; забавляться чем-н. Дети играют в саду.

4) Дорога. Путешествие, пребывание в пути. Устал с д. Взять еды на д.

5) Пример. Действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чего-н. Следовать чьему –н. примеру. Брать п. с кого –нибудь.

 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Цель публицистического стиля: воздействовать на массовое сознание, призывать к действию и сообщать информацию.

2) Цель текста – передача важной информации большому количеству людей. Воздействующая функция направлена на то, чтобы повлиять на мнение людей, сформировать определенное отношение к проблеме.

3) Позиция автора текста выражена нечётко, невозможно понять и эмоции автора.
4) В тексте присутствуют просторечные слова (папа, мама, подкинут и другие), что

присуще публицистическому стилю.

5) Текст рассчитан на широкую аудиторию читателей.

Вариант № 3

                    Прочитайте текст и выполните задания 1-3

     Рассмотрим свойства механических волн.

       Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на спокойную поверхность пруда или озера, кругами разбегаются волны. Многие следили за морскими волнами, набегающими на берег. Все читали рассказы о морских путешествиях, о чудовищной силе морских волн, легко раскачивающих большие корабли. Однако при наблюдении этих явлений не всем известно, что звук всплеска воды доносится до нашего уха волнами в том воздухе, которым мы дышим, что свет, с помощью которого мы зрительно воспринимаем окружающее, (...) представляет собой волновое движение.

            Волновые процессы чрезвычайно широко распространены в природе. Различны физические причины, вызывающие волновые движения. Но, подобно колебаниям, все виды волн описываются количественно одинаковыми или почти одинаковыми законами. Многие трудные для понимания вопросы становятся более ясными, если сравнивать различные волновые явления.

 (Под ред. Г.Я. Мякишева)

 1. Самостоятельно подберите сочинительный соединительный союз, который должен стоять на месте пропуска в тексте. Запишите этот союз.

 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) Спокойная. Исполненная спокойствия, лишённый тревог, забот. Спокойная совесть. Спокойная улыбка.

2) Следили. Следить – смотреть, наблюдая. Следить за полётом птиц.

3) Природа. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

4) Движение. Изменение положения тела или его частей. Неловкое движение. Лежать без движения.

5) Ясный. Хорошо видимый, слышимый или воспринимаемый, понимаемый. Ясные очертания гор. Ясный звук. Вопрос ясен. Мне всё ясно.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Тексту свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов.

2) Многие слова употреблены в переносном значении, встречаются следующие тропы: метафоры, эпитеты, аллегория.

3) В тексте можно встретить термины (волновые процессы, свойства механических волн), а также слова с абстрактным значением (явления, наблюдение, процесс, причины).

4) Текст относится к научному стилю речи, так как отличается ясностью, логичностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

5) В тексте нет субъективного мнения автора, цель текста – изложение и объяснение научных фактов.

Вариант № 4

         Прочитайте текст и выполните задание 1-3

    Величие идей Гильберта и […] заслугу перед своим временем нам сейчас даже трудно вообразить. Самой значительной из них явилось то, что он впервые в истории, задолго до Бэкона, считавшегося родоначальником «индуктивного» метода в науке, провозгласил опыт критерием истины и все положения проверял в процессе специально поставленных экспериментов.

Понятие об эксперименте как основе исследования было в то время неизвестно. Признавалась тогда лишь аристотелевская созерцательная наука, направленная на доказательство существования бога да на решение насущных проблем типа: сколько чертей может уместиться на острие иглы? В европейских городах сжигались сотни «ведьм» и «колдунов», причем в качестве доказательства принадлежности к «нечистым» принимались, например, и такие: «Старуха такая-то замечена в том, что подбирала конский помет, - наверное, чтобы околдовать хозяина этого коня». Или просто: «Уж очень подходящий цвет лица у него для сношения с нечистым».

Написать в те времена трактат об электричестве и магнетизме да ещё           утверждать, что Земля - магнит, да еще проверять все теоретические построения на опыте, исходить из опыта - это был действительно научный подвиг. Надо сказать, Гильберт не недооценивал своих заслуг. Впервые в практике книгопечатания он поставил свое имя перед названием книги. И никто его за это до сих пор не осудил.

 

1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в 1 предложении. Запишите его.

 

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

) История. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории.

2) Основа. Опорная часть предмета, остов. Железобетонная основа конструкции.

3) Решение. Заключение, вывод из чего-н. Прийти к окончательному решению.

4) Практика. Приёмы, навыки, обычные способы какой –н. работы. П. преподавания. Существующая судебная п.

5) Осудить. Выразить неодобрение кому-чему -н., признать плохим. О. неблаговидный поступок.

 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 1) Для текста характерно широкое распространение безличных предложений — личная манера изложения уступила место безличной, например, таковым является первое предложение (Величие идей Гильберта и […] заслугу перед своим временем нам сейчас даже трудно вообразить.)

2) Встречающиеся словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (критерий истины) преследуют цель сжатия текста, увеличения объема информации при сокращении объёма текста.

3) По жанру текст представляет собой репортаж.

4) Для лексики текста характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора -сообщить информацию, имеющую практическое значение.

Вариант № 5

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Конфедерация приступила к созданию своей армии ещё весной 1861 года. За месяц до Самтера, 6 марта 1861 года, президент Джефферсон Дэвис обратился к губернаторам штатов с призывом предоставить в распоряжение правительства 100 000 добровольцев сроком службы на 1 год.

По людским ресурсам Юг уступал Северу примерно в 5 раз. За всю войну в армиях Юга служил 1 миллион жителей. К моменту Первого сражения при Бул-Ране армия Конфедерации насчитывала 100 000 человек, 400 000 в январе 1862 года, после чего её численность неуклонно сокращалась: 230 000 человек к началу 1863, 100 000 к концу 1864 года (против более чем миллиона солдат армии Союза). Большинство историков сходятся на том, ….численность её никогда не превышала 600 тыс. человек.

К началу Гражданской войны армия конфедератов состояла из инженерного и артиллерийского корпусов, 6 пехотных и 1 кавалерийского полков. Всего за время войны Южные Штаты собрали и снарядили 642 пехотных полка, 137 полков кавалерии и 16 полков артиллерии (272 батареи). Регулярные части в армии Конфедерации были незначительны: 1 артиллерийская батарея, 12 полков кавалерии и 7 полков пехоты.

Армией конфедератов командовали талантливый военачальник генерал Роберт Ли на Востоке (командующий Северовирджинской армией) и, как показал опыт военных действий, менее способные генералы Альберт Сидни Джонстон, Пьер Борегар, Брэкстон Брэгг и Джозеф Джонстон.

(По материалам Интернета)

1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите этот союз.

 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению 

в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) СОЗДАНИЕ. Существо, человек. Прелестное создание.

2) ШТАТ. Постоянный состав всех работающих на данном предприятии, в учреждении. Зачислить в штат.

3) МОМЕНТ. Определенная величина, мера в механике. Момент количества движения. Момент силы.

4) БАТАРЕЯ. Воинское подразделение, состоящее из нескольких артиллерийских орудий или ракетных установок и обслуживающих их огневых взводов; орудия такого подразделения; бойцы такого подразделения. Батарея на левом берегу Волги начала артиллерийскую подготовку.

5) ОПЫТ. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п. Опыт новаторов производства. Обмен опытом.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (создание, распоряжение, сражение).

2) В тексте преобладают сложноподчинённые предложения, предложения с вводными конструкциями и причастными оборотами.

3) В тексте употребляется разговорная речь, которая выполняет функцию общения.

4) Для текста характерна функция воздействия на читателя через художественные образы, художественное пространство и обращение к читателю.

5) Основной функцией приведенного текста является информирование, знакомство с историческими фактами.

Вариант № 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Хохлома - затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов старинное село, вместе с историей которого уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Деревянная посуда с самых древних времён была у русского человека в большом употреблении: ковши в форме плывущей птицы, круглые братины (ковши), обелённые миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках ещё ХХIII веков.

Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: (…) впитывает в себя грязь. После того как было замечено, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, а впитавшая масло посуда дольше сохраняется, возникла мысль покрывать посуду олифой - варёным льняным маслом. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор. Возможно, благодаря существовавшей уже технике писания икон и возникло и живописное искусство Хохломы. Вместо дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность посуды лаком и прогревали в печи. От высокой температуры плёнка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее через неё серебро тоже отливало золотом.

Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы. Хохломские изделия расходились по всей России, привлекая своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радуя глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.

(По С.А. Жегаповой)

1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это местоимение.

 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению 

в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ИСТОРИЯ. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. История умалчивает об этом.

2) СОСУД. Вместилище для жидких и сыпучих тел. Стеклянный сосуд.

3) ПЛЕНКА. Эластичная лента из специального материала для магнитной записи. Записать на плёнку.

4) РОСПИСЬ. Живопись на стенах, потолках, предметах быта. Художественная роспись. Древнерусские росписи.

5) ИЗДЕЛИЕ. Вещь, товар. Ремонт металлических изделий.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Большинство имён прилагательных и причастий используется в тексте в прямом значении (хохломской росписи, круглые братины), неокрашенной деревянной посудой, промаслившиеся стенки, варёным льняным маслом, дорогостоящего золота и др.), в тексте используется историзм (братина), лексика тематической группы «старина» (старинное село, в далёкое прошлое, с самых древних времен, с давних пор, мастера Древней Руси), обеспечивающая единство темы, цельность текста.

2) Экспрессивность, ярко выраженная субъективность повествования обеспечивается использованием сравнений (ковши в форме плывущей птицы, ложки разных форм и размеров), эпитетов (деревянная посуда, в большом употреблении и др.), метафор (поверхность посуды, плёнка лака, росписью посуды, красотой орнамента).

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные имена существительные (зарождение, для предохранения, после окончания), полные и краткие причастия (затерявшееся, найдены, неокрашенной, промаслившиеся, применявшийся), деепричастия (привлекая, радия).

4) Синтаксическими особенностями текстами является использование составных именных сказуемых (была в большом употреблении, найдены, было замечено, был известен), а также выполняющих функцию уточнения предложений с обособленным уточняющим обстоятельством времени, с обособленным распространённым приложением, с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

5) Текст относится: к разговорной речи, так как основные цели автора - непринуждённое общение с читателем, обмен мнениями на бытовые темы.

Вариант № 7

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Сериал «Школа» является достаточно необычным явлением для телевидения. Но такие проекты жизненно необходимы зрителю. Попытаться понять подростков, делать шаг туда, куда ходить не принято, показывать то, что не всегда комфортно смотреть, – всё это важно делать.

Период 14-16 лет является поистине уникальным для каждого человека, и сериал показывает это замечательным образом. Все дети ищут своё место, ищут себя, ищут тех, кто их поймет, потому что родители едва ли могут влезть в их шкуру. И это нормально. Сериал затрагивает множество тем, актуальных для подростков (отношения, субкультуры, притеснения в классе, первая любовь и т. д.). Он делает это нагло и агрессивно, не стесняясь залезть зрителю прямо в лицо. Конечно, не всё получается идеально, но я дал сериалу the benefit of the doubt, как мы даём фильмам о фантастике и фэнтези, зная, что эльфов и гномов не существует. Я позволю сериалу слегка обмануть себя и поверить в ход его повествования. В рамках своего мира каждый герой был показан ярко, и, как зритель, я мог вникнуть в его мотивы и лучше понять его поведение. И это касается не только школьников, но и многих учителей и родителей. Я думаю, в этом и была основная задача авторов сериала, и с ней они справились.

Отдельно хочется отметить операторскую работу и актёрскую игру. Сначала мне не нравился метод съёмки, но чем больше я смотрел, тем больше понимал все его преимущества. Ну а актёры подобраны отлично, мне теперь даже не хочется видеть их в других ролях, чтобы не разрушать иллюзию. Вот только я не уверен, что авторы сериала сказали всё, что хотели, и после просмотра 69 серии осталось некоторое чувство незавершённости.

Сериал не для всех, и (…) вы не готовы принимать мир, отличный от вашего, то вам он не понравится. Персонажи не соответствуют идеалам и не являются только «хорошими» и только «плохими», и это нормально. В целом это кусочек культуры своего времени, и я рад, что он был запечатлен в сериале. Видение авторов сериала достаточно категорично и отлично от привычной формулы, но они имеют на него право, и невозможно отрицать, что сериал имеет свой уникальный неуловимый стиль и атмосферу. (Рецензия с сайта Кинопоиска)

 1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.

 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению 

в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЯВЛЕНИЕ. В пьесе: часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется. Явление третье.

2) МЕСТО. Роль, отведенная кому-нибудь в какой-нибудь деятельности, положение, занимаемое кем-нибудь среди кого-нибудь. Занять первое место в соревновании.

3) КЛАСС. Школьная комната для занятий. Просторные классы. Уборка класса.

4) ХОД. В шахматах, картах и других настольных играх: очередное выступление игрока. Ход шашки (шашкой).

5) АТМОСФЕРА. Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, Солнце и звезды. Атмосфера Земли. Солнечная атмосфера.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст принадлежит к научному стилю, на это указывает наличие терминов и профессиональной лексики.

2) Текст написан от первого лица, это личная позиция автора, являющегося зрителем сериала (я думаю, я рад).

3) Синтаксис текста представлен простыми и сложными предложениями, с сочинительной, подчинительной связью.

4) Лексика текста – лексический повтор (Все дети ищут своё место, ищут себя, ищут тех, кто их поймет), эпитеты (уникальный неуловимый стиль).

5) Текст рецензии относится к публицистическому стилю, это статья, опубликованная в сети Интернет.

Вариант № 8

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

«А вы состоите в Обществе чистых тарелок?» – услышать эту фразу означало раньше только одно. Вы определённо плохо кушаете, оставляете еду на тарелке и подлежите общественному порицанию и осуждению. И неважно, сколько вам лет. Но в наше время смысл ОЧТ становится таким же мифом, как и сама история в обработке Бонч-Бруевича.

Этот рассказ, включённый в небольшой сборник «Ленин и дети» опубликованный в 1956 году, долго входил в обязательную школьную программу. Основан он на реальных событиях или Владимир Бонч-Бруевич выдумал историю, доподлинно неизвестно, да только «Общество чистых тарелок» вышло настолько привлекательным, что доедать до крошки, чтобы туда вступить, стремились все дети, рождённые года эдак до 1990-го. Да и сейчас многие мамы и воспитательницы в детских садах вспоминают этот приём.

Кто не помнит: Бонч-Бруевич поведал в рассказе, как Владимир Ленин, отдыхая в Горках, заметил, что трое ребят не очень активно обедают. Тогда вождь мирового пролетариата посетовал, что детей с таким аппетитом в некое Общество чистых тарелок уж точно не возьмут, а там ведь и значки дают, с отличием… После этого ребята не только всё доели, (...) ещё и написали заявления на вступление в заманчивое Общество.

(По материалам Интернета)

1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.

2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе.

2) Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.

3) Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества.

4) В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.

5) кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества. В обществе старых друзей.

 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В приведённом тексте встречаются разговорные слова (кушаете, эдак), что указывает на принадлежность к публицистическому стилю.

2) В синтаксисе текста встречаются градация, парцелляция и сравнительные обороты.

3) Позиция автора в тексте выражена явно, его отношение к излагаемому материалу можно проследить через лексику и синтаксис.

4) В лексике текста следует отметить красочные эпитеты (заманчивое, привлекательным).

5) Автор применяет контекстные синонимы (Владимир Ленин – вождь мирового пролетариата – писатель – повар), чтобы обозначить одно и то же лицо – главного героя текста и избежать повторов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)