четверг, 30 марта 2023 г.

 30.03.2023. 9-А класс. Русский язык

По этой ссылке вы можете самостоятельно готовиться к ОГЭ:

https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416

9-А класс

Дата: 30.03.2023

Тема: Подготовка к ОГЭ.

Цель урока: выполнить задания из II части заданий ОГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, дорогие ребята! Напоминаю: все задания выполняем в рабочих тетрадях, они обязательно будут проверены, когда вернемся к нормальной форме обучения. Оценки за их выполнение будут выставлены в журнал! Ничего фотографировать и присылать мне на электронную почту пока не нужно.

- Если у вас возникнут вопросы, нужна будет моя консультация – звоните по телефону (мой номер: 071-382-45-60) или присылайте вопросы на электронный адрес: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

II.                Постановка темы урока

- Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с тестами из II части заданий ОГЭ не только визуально, как мы делали на прошлых уроках, но и практически – путём их решения.

III.             Работа в тетрадях.

- В рабочих тетрадях запишите:

Тридцатое марта

Дистанционное обучение

Подготовка к ОГЭ

Выполнение тестов из II части заданий

- Выполните различные виды анализов. Ответы записывайте цифрами либо словами в соответствии с заданием:

1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало –  десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1) натуралистов поражала (предложение 1)

  2) может быть (предложение 2)

  3) считают (предложение 3)

  4) возможно (предложение 4)

  5) установлено (предложение 5)

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25– 30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)      Предложение 1 простое нераспространённое.

      2)  В предложении 2 составное именное сказуемое.

      3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

      4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

            5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

3. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «лесные тропинки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «вечерняя прохлада», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЛЕСТИТ –  написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

2) В ТЕЧЕНИЕ (суток) –  на конце производного предлога пишется буква Е.

3) (тема) УСВОЕНА –  в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

4) ПРИДУМАТЬ – написание приставки определяется её значением –  расположение вблизи.

5) СБЕРЕЧЬ –  на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

6. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (знания) УСВОЕНЫ –  в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

2) ГОРЯЧО (благодарить) – в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О.

3) УКРОЩАТЬ (животных) –  в корне слова пишется непроверяемая гласная.

4)  НЕНАСТНЫЙ –  непроизносимый согласный в корне слова проверяется словом ненастье, в котором он слышится отчётливо.

5) БЕЗЫМЯННЫЙ –  после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

7. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 Музей деревянного зодчества в Суздале (1) это комплекс (2) под открытым небом (3) где собраны уникальные постройки XVII––XIX веков (4) и до мельчайших деталей воссозданы крестьянский и купеческий быт царских времён. Здесь (5) можно заглянуть в избу простого батрака и зажиточного крестьянина (6) стать гостем купеческого дома и заодно побывать в двух церквях (7) возведённых (8) кстати (9) без единого гвоздя.

Прочитайте текст и выполните задания  № 8-10.

      (1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

    (2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает свое­го птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свой­ство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

         (6)Один, только один раз земля не уберегла меня…

      (7)Я очнулся  в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.

     (13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

        (17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

          (26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– Сынок… (27)Сынок, родненький…

        (28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– Мама. (33)Мамочка…

         (34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

          (37)Мама. (38)Мамочка.

        (39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

      (44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.

                                                                                                                       (По Ю.Я. Яковлеву*)

 Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

8. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Выберите один или несколько правильных ответов. Укажите номера ответов.

1) Мать приучила рассказчика ценить родную землю.

2) После ранения рассказчик звал на помощь своих товарищей.

3) Чужая женщина заботилась о раненом герое с материнской любовью.

4) Мать рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде.

5) Мать рассказчика вынесла с поля боя раненого.

9. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Выберите один или несколько правильных ответов.

1) Один, только один раз земля не уберегла меня...

2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.

3) Я сгорал от жажды.    

4) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.

5) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

10. Лексический анализ.

В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.

IV. Подведение итога урока. 

 - Устно ответь на вопросы для повторения на с. 138.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!


Начало формы


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)