вторник, 4 октября 2022 г.

 04.10.2022. 10-А класс. Русский язык (2 урока)

Дорогие ребята!

      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения нужно учить обязательно!

     Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 10-А. 04.10. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 04.10. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы: подчёркивать вставленные буквы и раскрытые скобки. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      10-А. 04.10. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 04.10. – дата урока; Иванов А. – ваша фамили ,  и выслать мне на почту.

      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.

     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем, ох, как пригодится!

      Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это экономит время учителя!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 04.10.2022

Тема: Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.  Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Цель урока: разграничить термины: лексика, лексическая система языка, лексикология; закрепить понятие о слове как основной единице лексики.

                                                  Ход урока

I.         Постановка темы, целей урока

- Как часто мы произносим слова, не вдумываясь в их смысл, а бросаем их в пространство, как ненужные бумажные салфетки. Сегодня на уроке мы с вами будем работать над словами, учиться проникать в их смысл. Итак, тема нашего урока – «Лексика русского языка».

    II. Повторение ранее изученного материала

1.      Просмотр видеоурока

- Тему «Лексика русского языка» вы изучали в 5-7 классах. Предлагаю вспомнить изученное. Пройдите по ссылке и повторите материал:

      https://www.youtube.com/watch?v=25iqAFoWGKA

                              ИЛИ

      https://www.youtube.com/watch?v=x3nQ_MKjc4E

2. Работа с учебником

 - Открой учебник («Русский язык. 10-11 класс. Рыбченкова Л.М.) на с. 49, проработай параграф 11 «Лексикология и фразеология. Лексические нормы». На голубом фоне с восклицательным знаком даны правила, которые нужно выучить. Это с. 49-50, 51-52.

 - На с. 51 дан интересный материал на полях с пометками «Лингвистические заметки» и «Памятка», прочитай его для расширения своих знаний.

     III. Практическое закрепление полученных знаний (смотри Лист контроля!)

   ВНИМАНИЕ!!! Те, кто принимает участие в Олимпиаде по русскому языку, письменные задания урока можете не выполнять. Выучите только правила. Отметку "5" за сегодняшний урок я вам поставлю в качестве поощрения.

     IV. Домашнее задание

       Устно выполнить упражнение 76 на с. 50 учебника

Желаю успеха!

                                                                    Лист контроля

10 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

04.10.2020    Русский язык

 Тема: Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.  Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Задание 1

- Из материала «Для справок» подберите нужные слова по их лексическим значениям. Вставьте во вторую колонку таблицы. Если выполняешь задание в тетради, слова из первой колонки таблицы переписывать не нужно: сразу под номером записывай слово из материала «Для справок». В случае затруднения обращайтесь за помощью к толковому словарю:

1.Человек, который противится нововведениям.

 

2. Направление развития

 

3. Система взглядов на природу и общество .

 

4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово .

 

5. Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом

 

6. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах .

 

7. Синоним к слову “первенство”

 

8.Антоним к слову “лаконичный”

 

9. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?

 

Для справок: многословный, апатичный, консерватор, демократия, эмансипация, баллада,

                      тенденция, приоритет, мировоззрение .

            Задание 2

- Вставьте пропущенные буквы. Вставленные буквы подчеркните.

Помните: чтобы правильно вставить пропущенную букву в корне слова, нужно учитывать его лексическое значение!

Пос..деть к старост.., пос..деть рядом; пол..скать ребёнка, пол..скать бел(?)ё; разр..дил руж(?)ё, разр..дили морковь; разв..вает(?)ся флаг, разв..вает(?)ся ребёнок; прим..рять поссорившихся ребят, прим..рять платье.

            Задание 3

- Подберите антонимы к прилагательным из первой колонки таблицы, учитывая их лексическое значение, и запишите полученные словосочетания в правую колонку по образцу. Если выполняешь задание в тетради, словосочетания из первой колонки таблицы переписывать не нужно: сразу под номером записывай подобранное словосочетание:

Сухой человек

Отзывчивый человек

Сухой песок

Мокрый песок

1. Горячий кофе

 

2. Горячий человек

 

3. Мягкий грунт (почва)

 

4. Мягкий климат

 

5. Мягкий матрац

 

6. Свежий хлеб

 

7. Свежий журнал

 

8. Свежий воротничок

 

9. Лёгкий камень

 

10. Лёгкий мороз

 

11. Лёгкий аромат

 

12. Бледный луч

 

13. Бледный рассказ

 

14. Бледное лицо

 

15. Глубокий след

 

         Задание 4

- Выполните тестовые задания в формате ЕГЭ (Единого республиканского экзамена). Если выполняешь задание в тетради, тестовые задания переписывать не нужно: сразу под номером пиши ответ:

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1)     Вера только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя ОТЛИЧИТЬ от травы, покрывавшей всю седловинку.

2)     Птица же - создание очень умное, наблюдательное; она чрезвычайно ПАМЯТЛИВА и признательна за всякую доброту.

3)     Человека можно искалечить, но искусство всё ПЕРЕТЕРПИТ и всё победит.

4)     И прошло с тех пор целых шесть лет, протекло, как песок в корабельных ПЕСОЧНЫХ часах.

5)     Огонь-ребята и все, как на ВЫБОР, отличники.

      2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Мне казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение меня не устраивало.

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Запишите подобранное слово.

1)                 Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума. 

2)                 Пришвин был добр к встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути людям. 

3)                 Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСКИМ течением Волги.

4)                 Как-то отец достал мне АБОНЕМЕНТ на цикл лекций о кино. 

5)                 От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ с самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Русские ученые подходили к народному фольклору широко, записывая произведения словесного искусства, фиксируя детали крестьянского быта.

      5. Из предложений выпишите антонимы (антонимическую пару):

Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма.

       6. Из предложений выпишите контекстные синонимы:

Обладание некоторыми вещами (теми же мобильными телефонами, дубленками, модными туфлями), наличие некоторых привычек (пить пиво такой-то марки, курить такие-то сигареты, жевать такие-то жвачки, играть в боулинг и т.д.) означает принадлежность к своим, к "нашим", гарантирует качество, продвинутость данного человека. Тогда как отсутствие этих вещей и привычек зачастую автоматически определяет человека как чужака, даже как отсталого.

Спасибо за работу!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)