воскресенье, 15 мая 2022 г.

 16.05.2022. 8-А класс. Русский язык.

                                                             Дорогие  ребята!

         Напоминаю, как подписать файл с листом контроля и тему письма для отправки учителю:

8-А. 16.05. Иванов А.,

      Можно выполнять работу в тетради: понятным и аккуратным почерком. Но тогда вам нужно будет сфотографировать сделанную работу и фото выслать мне на почту.

      Можно выполнять задания  на двойных листочках и один раз в неделю все работы приносить в школу, оставлять на вахте в синей папке с моей фамилией. Не забывайте на листочках указывать  свою фамилию,

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

8-А класс

Дата: 16.05.2022

Тема: Повторение. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной (§ 67-69)

Цель урока: повторить способы передачи чужой речи; закрепить умение  ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; научиться заменять прямую речь косвенной.

Ход урока

I. Чем будем заниматься сегодня на уроке?

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы  будем передавать чужую речь разными способами. Закрепим навыки постановки знаков препинания при прямой речи, повторим алгоритм замены прямой речи косвенной. Хочу обратить ваше внимание на важность тех навыков, которые мы будем сегодня обрабатывать: эти умения пригодятся вам при написании сжатого изложения на выпускном экзамене в 9 классе.

II. Повторение материала.

     1. Устно ответь на вопросы

- Давайте вспомним материал прошлых уроков, который пригодится вам при выполнении заданий сегодня. Устно ответьте на вопросы (не пропускайте выполнение этого задания, оно поможет вам усвоить материал в системе):

Перечислите способы передачи чужой речи.

— Какой из них наиболее точно и детально передает чужую речь?

— Какие — менее детально и точно?

— Вспомните, что такое прямая речь? Приведите примеры предложений с прямой речью.

— Как называются слова говорящего (пишущего)?

— Вспомните, что такое косвенная речь? Приведите примеры предложений с косвенной речью.

— По таблице № 1 расскажи о том, какие изменения претерпевает высказывание, передаваемое с помощью косвенной речи:

Предложения

с прямой речью

Изменения

Предложения

с косвенной речью

«Я очень хочу увидеть настоящих инопланетян», – шепотом сказал Мишка.

Меняются формы

местоимения и глагола

Мишка шепотом сказал, что он очень хочет увидеть настоящих инопланетян.

«Анюта, милая, принеси, пожалуйста, еще мороженого», – попросила сестра.

Обращения опускаются, заменяются другими средствами

Сестра ласково попросила Анюту, чтобы она принесла еще мороженого.

«Как же здорово ты все придумал!» – восхитился Петров.

В восклицательных

и вопросительных предложения: междометия, эмоциональные частицы исчезают, а эмоциональность высказывания передается описательно.

Петров восхищенно воскликнул, что я очень здорово все придумал.

— По таблице № 2 расскажи, какие союзы ты будешь использовать при замене разных по цели высказывания предложений с прямой речью косвенной:

Цель высказывания

Способ присоединения

Примеры

Повествовательное предложение

Союзы будто, что

Он сказал, что прилетит утром.

Вопросительное предложение

Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза

Мама спросила, когда прилетит самолет.

Побудительное предложение

Союз чтобы

Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу.

III. Практические задания на закрепление материала (выполняем в Листе контроля)

Задание 1

Устно расставь знаки препинания в предложениях с прямой речью:

1.      Лесть и трусость — самые большие пороки громко промолвила Ася.

2.      Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать.

3.      Фотограф пошутил Сейчас вылетит птичка.

4.      «Вот это приключение! воскликнул Том Об этом я и мечтал.

5.      Она тихо произнесла Можете ли вы простить меня?

6.      Внимание! вдруг раздался голос из динамиков.

7.      А что же главный герой? подумает читатель Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше.

8.      Прозвучала команда На старт!

9.      Который час? спросил прохожий.

10.  Моя работа кончена, Паоло сказал он мне однажды Береги себя и возвращайся домой.

— Заполни вторую колонку таблицы, вписав № предложения, которое соответствует схеме (смотри предложения выше)

Схемы

№ предложения

 А: «П».

 

 А: «П!»

 

 А: «П?»

 

 «П», — а.

 

 «П!» — а.

 

 «П?» — а.

 

 «П, — а, — п».

 

 «П! — а. — П».

 

 «П? — а. — П».

 

 «П, — а. — П».

 

Задание 2

- Пользуясь Таблицами № 1,2  из раздела урока «Устно ответь на вопросы», замени предложения с прямой речью косвенной, заполни вторую колонку таблицы. Если задание выполняешь в тетради: предложения с прямой речью переписывать не нужно – сразу запиши предложения с косвенной речью:

           Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

Римский поэт Овидий точно подметил: «Капля камень долбит».

 

Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идете?»

 

Бабушка попросила внучку: «Прочитай мне это письмо».

 

«Что ты не пошел с ними?» - кивнув головой, спросила старуха Изергиль.

 

«Шлюпки на воду!»  - крикнул командир.

 

     IV. Подведение итогов

 - Чтобы закрепить изученный материал, устно ответь на вопросы:

1) Что мы называем косвенной речью?

2) Пользуясь таблицами № 1,2, расскажи об особенностях замены прямой речи косвенной.

IV. Домашнее задание: устно ответить на Контрольные вопросы № 1, 2, 4, 5 на с. 244 учебника.

                                      Желаю успеха!

Лист контроля

8 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

16.05.2022    Русский язык

Тема: Повторение. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной (§ 67-69)

            Задание 1

Устно расставь знаки препинания в предложениях с прямой речью:

1.      Лесть и трусость — самые большие пороки громко промолвила Ася.

2.      Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать.

3.      Фотограф пошутил Сейчас вылетит птичка.

4.      «Вот это приключение! воскликнул Том Об этом я и мечтал.

5.      Она тихо произнесла Можете ли вы простить меня?

6.      Внимание! вдруг раздался голос из динамиков.

7.      А что же главный герой? подумает читатель Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше.

8.      Прозвучала команда На старт!

9.      Который час? спросил прохожий.

10.  Моя работа кончена, Паоло сказал он мне однажды Береги себя и возвращайся домой.

— Заполни вторую колонку таблицы, вписав № предложения, которое соответствует схеме (смотри предложения выше)

Схемы

№ предложения

 А: «П».

 

 А: «П!»

 

 А: «П?»

 

 «П», — а.

 

 «П!» — а.

 

 «П?» — а.

 

 «П, — а, — п».

 

 «П! — а. — П».

 

 «П? — а. — П».

 

 «П, — а. — П».

 

Задание 2

     - Пользуясь Таблицами № 1,2  из раздела урока «Устно ответь на вопросы», замени предложения с прямой речью косвенной, заполни вторую колонку таблицы. Если задание выполняешь в тетради: предложения с прямой речью переписывать не нужно – сразу запиши предложения с косвенной речью:

           Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

Римский поэт Овидий точно подметил: «Капля камень долбит».

 

Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идете?»

 

Бабушка попросила внучку: «Прочитай мне это письмо».

 

«Что ты не пошел с ними?» - кивнув головой, спросила старуха Изергиль.

 

«Шлюпки на воду!»  - крикнул командир.

 

                                                            Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)