вторник, 3 мая 2022 г.

 04.05.2022. 8-А класс. Русский язык

                                                       Дорогие  ребята!

         Для осуществления контроля над выполнением заданий вам будут в конце каждого урока предоставляться Листы контроля, которые нужно будет скопировать, вставить в документ Word и выполнить предложенные задания, следуя указаниям учителя. Заполненный Лист контроля нужно подписать:

8-А. 04.05. Иванов А.,

где 8-А – ваш класс; 04.05. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия

и выслать на мою электронную почту, продублировав в теме письма подпись:

8-А. 04.05. Иванов А.

      Можно выполнять работу в тетради: понятным и аккуратным почерком. Но тогда вам нужно будет сфотографировать сделанную работу и фото выслать мне на почту. Если фотографируете работу в тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

 8-А класс

Дата: 04.05.2022

Тема: Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть (§ 65-67)

Цель урока: познакомиться со способами передачи чужой речи

Ход урока

I. Чем будем заниматься сегодня на уроке?

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Чужая речь. Способы передачи чужой речи». Эта тема знакома вам из 5 класса, когда мы изучали прямую речь, которая является одним из способов передачи чужой речи. В 8 классе вы расширите свои знания, познакомитесь с тем, как ещё можно передавать чьи-то слова.  Итак, начнём урок.

II.  Изучение нового материала.

1.      Просмотр видеоурока по теме

- Пройди по ссылке и посмотри видеоурок по теме:

    https://www.youtube.com/watch?v=x_AAP1hNhZg

 2. Работа с учебником

- Закрепи полученные знания, проработай материал для наблюдения со значком «Книжечки со звёздочкой и со стрелочкой» § 65, 66, 67 на с. 223-227 учебника. Правила на оранжевом фоне на с. 224, 227 выучи!

     3.Обобщим изученное:

- Прочитай материал таблицы, систематизируй знания:

                    

       Чужая речь — это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесённая ранее.

      Чужой речью называется также и то, о чём человек думает, что он пишет.

Передаётся чужая речь различными способами: при помощи предложений с прямой речью, косвенной речью, а также простыми предложением.

      Прямой речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнес, подумал, написал. Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора (комментирующей части), которые сопровождают прямую речь. Эти части связываются бессоюзно, объединяются интонацией и смыслом:

Демокрит утверждал: «Наша судьба зависит от собственной мудрости».

      Для передачи чужой речи от лица автора, а не от того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью. В этом предложении указывается, что сказал герой, о чем он спросил, но дословно его речь не передаётся. Косвенная речь передает только основное содержание чужой речи и не может, как прямая речь, сохранить лексическое и интонационное своеобразие чужой речи, индивидуальную речевую манеру того или иного лица. Поэтому в косвенной речи не используются междометия, обращения, формы повелительного наклонения, модальные частицы.

Предложение с косвенной речью — это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём соответствует словам автора в предложении с прямой речью. В придаточном изъяснительном содержится косвенная речь. Косвенная речь, как правило, следует после слов автора:

Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено

остаться у меня в крепости (М. Лермонтов).

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом.

      Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом часто указывается тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передается дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, неопределённой формой глагола с прямым дополнением:

Я начал расспрашивать об образе жизни на водах

и о примечательных лицах (М. Лермонтов).

Чужая речь может передаваться простым предложением с вводными словами и предложениями. В этом случае содержание чужой речи передаётся самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора:

Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли не на голый крючок (Ю. Нагибин).

      III. Практические задания на закрепление материала (выполняем в Листе контроля)

      Тестовые задания

1. Найди предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.

Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!»

а) Отец кричит, что палят пушки.

б) Отец кричит, что гляди палят пушки.

в) Отец кричит, гляди палят пушки.

г) Отец кричит, гляди палят пушки!

2. Найди ошибку в передаче прямой речи.

а) Я объяснил им, что я офицер.

б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.

в) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.

г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.

3. Найди примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.

б) Врач спросил, какая у меня температура.

в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.

г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».

 4. Найди предложение, в котором чужая речь передаётся простым предложением с вводными словами:

а) Витя сказал: «Коля, моя команда победила, я выиграл спор!»

б) По словам Вити, его команда победила, и он выиграл спор.

в) Витя сообщил, что его команда победила и он выиграл спор.

г) Витя сообщил о победе его команды.

IV. Подведение итогов

 - Чтобы закрепить изученный материал, устно ответь на вопросы:

1) Что мы называем чужой речью?

2) Какими способами может передаваться чужая речь?

3) Что такое прямая речь? Косвенная речь?

4) Что такое комментирующая часть в предложениях с чужой речью?

IV. Домашнее задание: выучить теоретический материал, правила § 65-67 с. 223-227 учебника, правила из таблицы урока.

Желаю успеха!

 

Лист контроля

8 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

04.05.2022    Русский язык

Тема: Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть (§ 65-67)

 - Ответы на тестовые задания занеси в таблицу:      

Тестовые задания

1. Найди предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.

Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!»

а) Отец кричит, что палят пушки.

б) Отец кричит, что гляди палят пушки.

в) Отец кричит, гляди палят пушки.

г) Отец кричит, гляди палят пушки!

2. Найди ошибку в передаче прямой речи.

а) Я объяснил им, что я офицер.

б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.

в) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.

г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.

3. Найди примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.

б) Врач спросил, какая у меня температура.

в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.

г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».

 4. Найди предложение, в котором чужая речь передаётся простым предложением с вводными словами:

а) Витя сказал: «Коля, моя команда победила, я выиграл спор!»

б) По словам Вити, его команда победила, и он выиграл спор.

в) Витя сообщил, что его команда победила и он выиграл спор.

г) Витя сообщил о победе его команды.

 

1

 

2

 

3

 

4

 

                                                   Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)