04.05.2022. 8-А класс. Русский язык
Дорогие ребята!
Для
осуществления контроля над выполнением заданий вам будут в конце каждого урока
предоставляться Листы контроля, которые нужно будет скопировать, вставить в
документ Word и выполнить предложенные задания, следуя указаниям учителя.
Заполненный Лист контроля нужно подписать:
8-А. 04.05. Иванов А.,
где 8-А – ваш класс; 04.05. – дата урока;
Иванов А. – ваша фамилия
и выслать на мою электронную почту, продублировав в теме письма подпись:
8-А. 04.05. Иванов А.
Можно выполнять работу в тетради:
понятным и аккуратным почерком. Но тогда вам нужно будет сфотографировать
сделанную работу и фото выслать мне на почту. Если фотографируете работу в
тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!
Постарайтесь задания выполнять и
отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать
хорошие оценки.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
Дата: 04.05.2022
Тема: Чужая речь.
Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть (§ 65-67)
Цель урока: познакомиться со
способами передачи чужой речи
Ход урока
I. Чем будем
заниматься сегодня на уроке?
-
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Чужая речь.
Способы передачи чужой речи». Эта тема знакома вам из 5 класса, когда мы
изучали прямую речь, которая является одним из способов передачи чужой речи. В
8 классе вы расширите свои знания, познакомитесь с тем, как ещё можно передавать
чьи-то слова. Итак, начнём урок.
II. Изучение нового материала.
1.
Просмотр видеоурока по теме
-
Пройди по ссылке и посмотри видеоурок по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=x_AAP1hNhZg
2. Работа с учебником
-
Закрепи полученные знания, проработай материал для наблюдения со значком «Книжечки
со звёздочкой и со стрелочкой» § 65, 66,
67 на с. 223-227 учебника. Правила на оранжевом
фоне на с. 224, 227 выучи!
3.Обобщим
изученное:
-
Прочитай материал таблицы, систематизируй знания:
Чужая речь — это речь
собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесённая
ранее. Чужой речью называется также и то, о
чём человек думает, что он пишет. Передаётся
чужая речь различными способами: при помощи предложений с прямой речью,
косвенной речью, а также простыми предложением. Прямой речью называется
точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнес,
подумал, написал. Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи
чужого лица и слов автора (комментирующей части), которые сопровождают прямую
речь. Эти части связываются бессоюзно, объединяются интонацией и смыслом: Демокрит
утверждал: «Наша судьба зависит от собственной мудрости». Для передачи чужой речи от лица автора,
а не от того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью. В этом предложении указывается, что сказал герой, о
чем он спросил, но дословно его речь не передаётся. Косвенная речь передает
только основное содержание чужой речи и не может, как прямая речь, сохранить
лексическое и интонационное своеобразие чужой речи, индивидуальную речевую
манеру того или иного лица. Поэтому в косвенной речи не используются
междометия, обращения, формы повелительного наклонения, модальные частицы. Предложение
с косвенной речью — это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в
нём соответствует словам автора в предложении с прямой речью. В придаточном
изъяснительном содержится косвенная речь. Косвенная речь, как правило,
следует после слов автора: Он явился ко мне в полной форме и
объявил, что ему велено остаться у меня в крепости (М.
Лермонтов). Вопрос,
переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. Речь чужого лица можно передать и
простым предложением. При этом часто указывается тема речи, о чём был
разговор. Содержание чужой речи передается дополнением, выраженным
существительным в предложном падеже, неопределённой формой глагола с прямым
дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни
на водах и о примечательных лицах (М.
Лермонтов). Чужая
речь может передаваться простым предложением с вводными словами и
предложениями. В этом случае содержание чужой речи передаётся самим
предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора: Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли не на голый крючок (Ю. Нагибин). |
III. Практические задания на закрепление
материала (выполняем в Листе контроля)
Тестовые задания
1.
Найди предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и
соответствует содержанию предложения с прямой речью.
Отец
кричит: «Пушки, гляди, палят!»
а) Отец кричит, что палят пушки.
б) Отец кричит, что гляди палят пушки.
в) Отец кричит, гляди палят пушки.
г) Отец кричит, гляди палят пушки!
2.
Найди ошибку в передаче прямой речи.
а) Я объяснил им, что я офицер.
б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже
приехал.
в) Учитель сказал Вере, чтобы она
сходила за мелом.
г) Саша просил маму, что мамуленька
отпусти погулять.
3.
Найди примеры с ошибками при передаче чужой речи.
а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко
передо мной виноват.
б) Врач спросил, какая у меня
температура.
в) Царь говорит Кирибеевичу, что его
горю постарается помочь.
г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не
падали духом».
4. Найди предложение, в котором чужая речь
передаётся простым предложением с вводными словами:
а) Витя сказал: «Коля,
моя команда победила, я выиграл спор!»
б) По словам
Вити, его команда победила, и он выиграл спор.
в) Витя сообщил,
что его команда победила и он выиграл спор.
г) Витя сообщил
о победе его команды.
IV. Подведение итогов
- Чтобы закрепить изученный материал,
устно ответь на вопросы:
1) Что мы называем чужой речью?
2) Какими способами может передаваться чужая речь?
3) Что такое прямая речь? Косвенная речь?
4) Что такое комментирующая часть в предложениях с
чужой речью?
IV. Домашнее
задание: выучить теоретический материал, правила § 65-67 с. 223-227 учебника, правила из таблицы урока.
Желаю успеха!
Лист
контроля
8 - А класс
____________________________________________________________
ФИО
учащегося
04.05.2022 Русский язык
Тема: Чужая речь.
Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть (§ 65-67)
- Ответы на тестовые задания занеси в таблицу:
Тестовые
задания
1.
Найди предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и
соответствует содержанию предложения с прямой речью.
Отец
кричит: «Пушки, гляди, палят!»
а) Отец кричит, что палят пушки.
б) Отец кричит, что гляди палят пушки.
в) Отец кричит, гляди палят пушки.
г) Отец кричит, гляди палят пушки!
2.
Найди ошибку в передаче прямой речи.
а) Я объяснил им, что я офицер.
б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже
приехал.
в) Учитель сказал Вере, чтобы она
сходила за мелом.
г) Саша просил маму, что мамуленька
отпусти погулять.
3.
Найди примеры с
ошибками при передаче чужой речи.
а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко
передо мной виноват.
б) Врач спросил, какая у меня
температура.
в) Царь говорит Кирибеевичу, что его
горю постарается помочь.
г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не
падали духом».
4. Найди предложение, в котором чужая речь
передаётся простым предложением с вводными словами:
а) Витя сказал: «Коля,
моя команда победила, я выиграл спор!»
б) По словам
Вити, его команда победила, и он выиграл спор.
в) Витя сообщил,
что его команда победила и он выиграл спор.
г) Витя сообщил
о победе его команды.
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий