05.04.2022. 10-11 классы. Филологическая студия. Занятие 9. Отношение к позиции автора. Практическая работа
!!!! Литературный аргумент приводить
МОЖНО, это лучшее обоснование собственной позиции.
Прочитайте
следующие микротексты и в случае необходимости используйте материал,
содержащийся в них, для обоснования отношения
к позиции автора по проблеме «Что такое счастье?».
1. Хорошим примером может послужить Акакий
Акакиевич из повести Гоголя «Шинель».
Он становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая
шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой
чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта
исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину большое счастье.
2.Счастливого
персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир
Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем
более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла
взаимная любовь, в которой он видел идеал.
3. Хорошим примером может послужить финал поэмы Пушкина «Руслана и Людмила», читатель понимает, что прошедшая через
препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все трудности и преграды, стоящие
на пути у влюбленных, герои обретают друг друга. Счастливы не только они, но и
мы, когда получаем благополучный финал.
4. Хорошим примером может послужить роман М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита».
а) Мастер и Маргарита возвращены в подвал,
хотя Воланд и знает, что они не обретут на земле покоя и счастья. Поэтому дух
зла соглашается выполнить просьбу Иешуа, ознакомившегося с произведением
Мастера, — взять несчастного с собой и «наградить его покоем... Он не заслужил
света, он заслужил покой».
Став обитателем
иного мира, Мастер вместе с Воландом и его свитой покидает землю. «Боги, боги
мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто
блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой
землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он
без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким
сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его».
б) Героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», возлюбленная
Мастера. Она умна и красива. Маргарита была женой чрезвычайно видного
специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения.
Муж ее был наделен всеми достоинствами и обожал свою жену, и им принадлежал
весь верх прекрасного особняка в одном из арбатских переулков. Маргарита
никогда не прикасалась к примусу и не знала счету деньгам, но с тех самых пор,
как в девятнадцать лет она вышла замуж и обосновалась в особняке, она не была
счастлива ни одной минуты. «Что нужно было этой женщине, в глазах которой
всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на
один глаз ведьме?..»
в) Для Маргариты счастье – это жизнь с Мастером в их подвале. Маргарита
просит Воланда вернуть их с мастером в подвал, где они были счастливы. Мастер
возражает ей: к прежнему нет возврата, в подвале уже давно живет другой
человек, и «вообще не бывает так, чтобы все стало, как было».
«Не бывает, вы
говорите? – сказал Воланд. – Это верно. Но мы попробуем».
5. Хорошим примером может послужить роман М.А.Шолохова «Тихий Дон».
а)
Аксинья была несчастлива в браке со Степаном. Супружеские отношения складывались нелегко, скупа была
судьба Аксиньи на женское счастье.
Степан был скуп на ласку скуп и редко бывал дома».
Когда на Аксинью
обращает внимание Григорий Мелехов, она откликается на его ухаживания, решается
на любовную связь. Несмотря на осуждение, взглядам и пересудам она не придавала
значения и «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».
Аксинья никому
не позволяет вторгаться в ее жизнь и разрушать ее счастье, которого доселе она
не ведала.
Счастье быть рядом
с Григорием для нее безмерно. При встрече с ним она не стесняется людей, для
нее существует только один человек, ее Григорий. «Снова мир умирал для нее,
когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее».
«Из-му-чи-лась! Изболелась вся! Гришенька! Кровинушка моя!» – «невнятно
шептала, всхлипывала» Аксинья, «обвилась диким хмелем», «целуя щетинистые щеки
любимого».
Несмотря на
стрельбу, на непрерывные бои, в это тревожное время Аксинья с Григорием
испытали счастье, полностью отдались своему чувству. Жизнь, человеческая
природа берут верх над всем остальным, и «двое суток прожили они как во сне,
перепутав дни и ночи, забыв об окружающем».
Аксинья радуется
жизни, «снова призрачным счастьем манила ее неизвестность...» Когда рядом с нею
Григорий, все вокруг преображается. «Только вчера она проклинала свою жизнь, и
все окружающее выглядело серо и безрадостно, как в ненастный день, а сегодня
весь мир казался ей ликующим и светлым, словно после благодатного летнего
ливня. “Найдем и мы свою долю”, – думала она».
б) После возвращения сына Пантелей
Прокофьевич ощущает себя счастливым. Отец гордится Григорием, когда идет вместе
с ним в церковь или на плац. Старик вспоминает дорогие его сердцу случаи из
далекого прошлого, которые указывали на то, что из мальца выйдет добрый
казак .
6. Роман
И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Павел Петрович
учился в Пажеском корпусе, потом поступил на военную службу, протекавшую в
столице. «С детства отличался замечательною красотой; к тому же он был
самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не
нравиться». «Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне
завидовали ему. <...> Павел Петрович ни одного вечера не проводил дома,
славился смелостию и ловкостию (он ввел было гимнастику в моду между светскою
молодежью) и прочел всего пять- шесть французских книг. На двадцать восьмом
году от роду он был уже капитаном; блестящая карьера ожидала его». Жизнь
его изменилась чуть ли не в один день после того, как Павел Петрович влюбился в
замужнюю княгиню Р., женщину страстную и странную, по светским понятиям. Роман этот
не принес ему счастья. «Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня
Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он
чуть с ума не сошел». Ничто уже, кроме своей любви, не интересовало его.
7. Хорошим примером может послужить повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
а) Сама Вера Николаевна и окружающие
считают ее брак счастливым. Отношение к мужу за пять-шесть лет изменилось:
«прежняя страстная любовь... давно уже перешла в чувство прочной, верной,
истинной дружбы». В семье нет детей, хотя Вера Николаевна «жадно хотела детей и
даже, ей казалось, чем больше, тем лучше...» и она «болезненно и пылко обожала
хорошеньких малокровных детей младшей сестры».
б) Желтков сам признается, что его
«не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о
будущем счастье людей». «...Для меня вся жизнь заключается только в Вас», –
пишет Желтков Вере Николаевне. В этой жизни для него дорог каждый миг, когда он
видит княгиню или с волнением наблюдает за ней на балу или в театре. Уходя из
жизни, он сжигает «все самое дорогое, что было... в жизни»: ее платок, записку,
программу («...Вашу записку — о, как я ее целовал, ею Вы запретили мне писать
Вам. Программу художественной выставки, которую Вы держали в руке и потом
забыли на стуле...).
Для Желткова в
Вере Николаевне «как будто воплотилась вся красота земли».
Имейте в виду! Хорошая речь – важная составляющая имиджа делового человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий