среда, 27 апреля 2022 г.

 12.04.2022.10 -11 классы. Филологическая студия. занятие № 10. Приводим аргументы

                                     Понятие и структура аргумента

Аргумент — это довод, который подтверждает или опровергает какую-либо мысль.

Существуют различные классификации аргументов.

Например, различают логические и психологические аргументы.

Логические - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму

Психологические - доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы эмоциональная убежденность пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.

Существуют также и другие классификации аргументов, например такая:

Рациональные (логические) - реальные факты, статистика, законы природы, положения официальных документов.

Иллюстративные - конкретные примеры из жизни, примеры из художественных произведений, предположительные примеры.

Ссылки на авторитет -  мнения выдающихся людей, цитаты из авторитетных источников, мнение очевидцев, общественное мнение. 

Возможны также различные способы аргументации: поддерживающая, опровергающая.

При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора, приводит доводы, подтверждающие авторский тезис.

Например:

Тезис: Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство.

Аргумент 1: Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Не случайно Д.С. Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура немыслима без языка и речи, которые не только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа. 

Аргумент 2: Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С. Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык» («Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома»). Вспомните также знаменитые строки стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Мне кажется, в этом произведении особенно ярко звучит мысль о значимости русского языка для каждого россиянина.

Вывод: Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас — приобщиться к этому богатству и приумножить его.

При опровергающей аргументации учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя аргументами.

Например:

Тезис: На войне осознаётся ценность человеческой жизни

Контртезис: Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность.

Аргумент 1: В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» – так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называли «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания.

Аргумент 2: Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе. В 1930-1931 немецкий писатель Эрих-Мария Ремарк создает роман - «Возвращение», в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально. Ремарк описывает положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. Война сделала их жёсткими и циничными, уничтожила всё, во что они прежде верили.

Вывод: Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознавать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война — это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.

Доказывая один и тот же тезис, можно использовать «аргументы к обещанию» или «аргументы к угрозе».

«Аргументы к обещанию» содержат указание на положительные последствия принятия тезиса.

«Аргументы к угрозе» указывают на негативные последствия принятия (или игнорирования) тезиса.

Например:

Тезис: Хорошая речь — показатель интеллектуального и нравственного развития человека.

Аргумент к обещанию: Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии.

Аргумент к угрозе: Подтверждение мысли автора можно найти в очерке Д.С. Лихачева «Учиться говорить и писать». Дмитрий Сергеевич подчёркивает, что речь является показателем культуры человека, и упоминает о людях, которые не говорят, а «плюются словами». На самом деле за этими «словами-плевками» кроется обыкновенная трусость и духовная пустота.  «Заговори, чтоб я тебя увидел», – метко сказал древнегреческий философ Сократ. Действительно, каждому из нас следует задуматься о том, какими видят нас собеседники, что слышат они в нашей речи.

Какого типа аргументы предпочесть для доказательства своего мнения — дело лично каждого. Главное, чтобы этот аргумент точно подходил для доказательства не авторской, а вашей собственной позиции.

                                                    Структура аргумента

Собственно аргумент — это сказанная другими словами часть фразы, заключающей твою позицию.

Собственно аргумент выражается при помощи законченного по смыслу утвердительного предложения.

АРГУМЕНТ = СОБСТВЕННО АРГУМЕНТ + ЕГО ИЛЛЮСТРАЦИЯ (примера из литературы, жизни и т. д.)

Помните, что каждый аргумент — это отдельная часть, поэтому пишем его с красной строки!

При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» - высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» - высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.

Например:

Тезис: Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины.

Логический переход: Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины — России.

Аргумент: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина:

Если крикнет Русь святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Микровывод: Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводит к логическим ошибкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)