понедельник, 7 февраля 2022 г.

 08.02.2022. 11-А класс. Литература (2 урока)

Дорогие ребята!

     Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 11-А. 08.02. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 08.02. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      11-А. 08.02. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 08.02. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия,  и выслать мне на почту.

       Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал.

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

11-А класс

Дата: 08.02.2022

Тема: М. А. Шолохов. «Тихий Дон».  Судьба, трагедия, образ Григория Мелехова

Цель: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой страны, раскрыть образ главного героя.

Ход урока

I.     Актуализация изученного

 - Давайте вспомним материал прошлого урока, подведём итог выполнению письменного домашнего задания. Напомню: вам нужно было охарактеризовать отношение М.А.Шолохова к войне, проанализировав эпизоды романа. Пройдите по ссылке:

        https://www.youtube.com/watch?v=SoqOvx-X0k4

— Справедливых войн не бывает. Расстрелы, предательства, пытки становятся привычными для обеих воюющих сторон. Шолохов находился под идеологическим прессом, но всё же ему удалось донести до читателя бесчеловечный дух эпохи, где бесшабашная удаль победы и свежий ветер перемен соседствовали со средневековой жестокостью, равнодушием к отдельно взятому человеку, жаждой убийства. Подводя итог сказанному, хочется вспомнить стихотворение Максимилиана Волошина «Гражданская война». Хотя политические взгляды и эстетические установки Волошина и автора «Тихого Дона» весьма далеки друг от друга, великая гуманистическая идея русской литературы связывает этих художников:

…И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас — тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

 II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Притча о выборе человека.

      Когда Бог создал человека, то спросил его, кем он хочет быть. Человек был ещё молодым и неопытным и потому от такого вопроса несколько растерялся и сказал: «Я не знаю».

      Тогда Бог взял человека за руку и повёл к морю. Подведя его к берегу, Бог показал ему на раковины, лежащие на дне морском, и сказал:— Если хочешь, ты можешь выбрать себе жизнь раковины - будешь находиться на самом дне, среди миллионов таких же, как и ты, и едой твоей будет только то, что занесёт тебе течение. День твой сегодняшний будет похож на вчерашний, и вся жизнь твоя пройдёт без риска и потрясений. Ни победы, ни поражения не будут волновать тебя. Всё время ты будешь лежать на дне, лишь открывая и закрывая створки. И так с утра до вечера: открывать, закрывать, открывать, закрывать.

     Показав человеку жизнь раковины, Бог повёл человека в горы. И там, высоко в горах, указал ему на гнездо орла.— Но если хочешь, ты можешь выбрать себе эту жизнь. Ты сможешь парить так высоко, как захочешь, сможешь жить так, как захочешь, сможешь достигать самых высоких вершин, и на вершинах этих ты встретишь лишь немногих таких же, как и ты. Ты сам будешь определять, куда и как тебе лететь, и ценой всему этому будет то, что ничто и никогда не достанется тебе просто так. Ты будешь каждый день отправляться на поиски пищи и добывать её потом и кровью. Ты можешь выбрать и эту жизнь, если захочешь.

      И с тех пор появились на свете люди, которые выбрали для себя жизнь раковины, и лишь немногие, которые выбрали для себя жизнь орла.

- Вам, ребята, наверное, уже случалось попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор. Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор?

 - Существует две точки зрения:

  • Выбор человека зависит от обстоятельств. "Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми". Фалес. Древнегреческий философ.
  • Человек сам творит свою судьбу. "Люди хозяева своей жизни" У. Шекспир.

- «Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности — вечная тема искусства стала главной и в «Тихом Доне». В этом поиске — смысл существования главного героя Григория Мелехова в романе. «Блукаю я, как метель в степи…», «Сам ищу выход»,— говорит он о себе. При этом Григорий всё время стоит перед необходимостью выбора, который не был лёгким и простым.

- И тема сегодняшнего занятия «Судьба, трагедия, образ Григория Мелехова».

III. Работа над темой урока

1.  Просмотр видеоурока

- Для знакомства с судьбой героя, его образом, для ответа на вопрос «В чём трагедия героя?» предлагаю пройти по ссылкам и посмотреть видеоуроки, в которых тема рассматривается с опорой на текст и содержание романа:

      https://www.youtube.com/watch?v=bwJtzl7CR60  - трагедия Григория

      https://www.youtube.com/watch?v=7AXqmuuuw1w - образ Григория

3. Самостоятельное ознакомление со статьёй учебника

      - Закрепите и расширьте свои знания о главном герое романа М.А.Шолохова, прочитав с. 209 – 211 учебника.

4. Путь исканий Григория Мелехова в поисках правды жизни можно представить в виде схемы: 


5. Составление плана-характеристики Григория Мелехова

        - Опираясь на полученную в ходе работы над образом главного героя информацию, составьте План-характеристику Григория. Для этого  в Листе контроля заполните таблицу.

Черта характера

Название эпизода, в котором проявляется эта черта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Подведение итогов урока

      - Итак, на протяжении романа Григорию Мелехову даются противоречивые характеристики:

1. «что же ещё человеку надо?»

2. «Хороший казак, а вот непутёвый».

3. «Какой-то чудаковатый».

4. «С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика».

5. «Несчастный человек».

- Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?

- Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?

- Можно было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?

- Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чём трагедия главного героя романа?

Обобщим изученное:

— Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это 18-летний парень — весёлый, сильный, красивый. Автор всесторонне раскрывает образ главного героя — тут и кодекс казачьей чести, и напряжённый крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, её внутренние закономерности.

      Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего основные черты мощного народного духа. Григорий — молодой казак, удалец, человек с большой буквы, но в то же время он не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть, которую он не в силах побороть, к замужней женщине — Аксинье.

       Судьба Григория — символ трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачества и русского народа в целом.

      Трагедия Григория заключается в потребности в правде и невозможностью ее достижения. Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX в.

Григорий Мелехов

• Композиция эпопеи строится вокруг трагического жизненного пути Григория Мелехова, в котором прочитывается судьба всего донского казачества. В Григории сочетаются родовые черты его земляков и неповторимые индивидуальные особенности.

• Семья, честь семьи — священные для казака понятия.

• Григорий унаследовал от своего рода, от семьи и внешность, и характер, и жизненные принципы.

• Создав собственную семью, Григорий во многом перенимает манеру отца в обращении с женой и детьми.

• Любовь к Аксинье и Наталье характеризуют героя:

– как казака, до мозга костей верного традициям и семейному долгу;

– как человека, способного в порыве бурной страсти нарушить любую норму, любой запрет.

• В любви Григория ярко проявляются прямота и честность. Он любит Аксинью и не желает скрывать этого.

• В результате казак обрекает на страдания и Аксинью, и Наталью, но при этом не меньше страдает и сам.

• Разыгрывается конфликт между долгом и страстью, характерный для образцовой высокой трагедии.

• Война меняет представления Григория о казачьем воинском долге перед царём и отечеством.

• Огрубев и ожесточившись, Григорий выносит из Первой мировой войны усталость, разочарование и настоятельную потребность разобраться самому в том, как устроена жизнь.

• Здесь и начинается трагический путь центрального героя к истине, к народной правде.

• Важнейшая черта характера Григория Мелехова — потребность самому «разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить».

• «Сам ищу выхода» — эти слова являются лейтмотивом драматических метаний главного героя.

• Путь Григория Мелехова — это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который прошёл весь русский народ в XX в.

• Мир, в начале романа казавшийся незыблемым, к финалу разрушен до основания. Сметены вековые устои человеческой жизни.

• В финале романа Григорий, с сынишкой на руках, стоит у ворот собственного дома: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром»,— пишет М. А. Шолохов.

• Родная земля, семья, дом — одна из главных идей, выраженных в романе «Тихий Дон».

— Литературные критики долго и много спорили о дальнейшей судьбе Мелехова. Один из советских литературоведов утверждал, что Мелехов вольётся в социалистическую жизнь. Западные критики считали, что на следующий день казак будет арестован, а потом казнён.

      Открытый финал оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, так как в конце романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: «под холодным солнцем» сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощённая в символической картине — ребёнок на руках у отца (образ ребёнка как символа вечной жизни присутствовал уже в «Донских рассказах» М. А. Шолохова, им завершается и рассказ «Судьба человека»).

VI. Домашнее задание:

На сущность трагедии Григория Мелехова в критике существует 3 взгляда:

         «Это трагедия отщепенца: пошел против народа, поэтому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем, не способным на положительные чувства…»

         «Это трагедия заблуждений: герой – наполовину собственник, наполовину труженик, ему свойственно колебаться. Григорий заблудился – в результате стал бандитом…»

         «Это трагедия обретений, ошибок и потерь, воплощающая в себе трагедию каждого русского человека в начале ХХ века.»

Опираясь на материалы урока, проследив путь нравственных исканий героя, опишите, какую точку зрения разделяете вы, почему?

 

Желаю успеха!

 

Лист контроля

11 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

08.02.2022    Литература

Тема: М. А. Шолохов. «Тихий Дон».  Судьба, трагедия, образ Григория Мелехова

        1. Составление плана-характеристики Григория Мелехова

        - Опираясь на полученную в ходе работы над образом главного героя информацию, составьте План-характеристику Григория. Заполните таблицу.

Черта характера

Название эпизода, в котором проявляется эта черта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2. Письменный ответ на вопрос:

- На сущность трагедии Григория Мелехова в критике существует 3 взгляда:

         «Это трагедия отщепенца: пошел против народа, поэтому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем, не способным на положительные чувства…»

         «Это трагедия заблуждений: герой – наполовину собственник, наполовину труженик, ему свойственно колебаться. Григорий заблудился – в результате стал бандитом…»

         «Это трагедия обретений, ошибок и потерь, воплощающая в себе трагедию каждого русского человека в начале ХХ века.»

Опираясь на материалы урока, проследив путь нравственных исканий героя, опишите, какую точку зрения разделяете вы, почему?

Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)