воскресенье, 6 февраля 2022 г.

 07.02.2022. 10-А класс. Литература (2 урока)

Дорогие ребята!

      Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 10-А. 07.02. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 07.02. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

10-А. 07.02. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 07.02. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и выслать мне на почту.

Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 07.02.2022

Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина; раскрыть понятие «эзопов язык»; углубить знания по теории литературы (гротеск, гипербола); понять обобщающий смысл сказок Щедрина.

Ход урока

I. Мотивация.

      – С именем Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина Максим Горький связывал расцвет сатирического творчества в России: «Это не смех Гоголя,— писал он,— а нечто гораздо более оглушительно правдивое, более глубокое и могучее…».

      «Диагност наших общественных зол и недугов», пророк — так отзывались о сатирике его современники.

      Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось современному читателю в значительно худшем состоянии, чем наследие других русских классиков. Почти каждое произведение великого сатирика, революционного демократа, несло на себе клеймо царской цензуры. Значительная часть написанного им не была собрана и издана…         

      Основная цель нашего урока: познакомиться с жизнью и творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина; вспомнить понятие «эзопов язык»; гротеск, гипербола; понять обобщающий смысл сказок Щедрина

II. Изучение нового материала.

1.      Знакомство с биографией писателя

- Пройди по ссылке и познакомься с биографией писателя и названиями его основных произведений:

            https://www.youtube.com/watch?v=FWspOMUrYgc

2. Объяснение учителя

— К слову сатирика внимательно и настороженно прислушивалась цензура, специальное учреждение, которое ведало надзором за печатью. Категорически запрещалось любое произведение, если в нём усматривалась критика самодержавного порядка. Салтыков-Щедрин сполна изведал эту горькую чашу. Но и писатель не оставался, что называется, в долгу. Он выработал привычку беседовать с читателями, прибегая к остроумнейшим иносказаниям, ироническим намёкам и умолчаниям, к необычной сказочной форме. Этот иносказательный язык называли эзоповым, по имени древнегреческого баснописца Эзопа, который в баснях на сюжеты из жизни животных изображал людей. Салтыков-Щедрин был настоящим мастером эзопова языка.

      Сатира Щедрина обличала пороки, для буржуазно-помещичьего государства весьма обычные, примелькавшиеся. Сатирик непомерно преувеличивает значение, силу, размер, вид изображаемого, чтобы усилить его впечатление на читателя, затронуть и сознание, и чувство последнего. Это — гипербола.

      Если же писатель (с той же целью) придумывает искусственные, фантастические явления, события, детали, не встречающиеся ни в природе, ни в обществе,— это гротеск: дерзко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое.

      В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: её политическая острота и целеустремлённость, реализм её фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искромётность юмора.

      Сатирические «Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы кроме «Сказок» Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие.

      Из 32 сказок 29 Щедрин написал в последнее десятилетие жизни (большинство с 1882 по 1886 г.), и только 3 сказки созданы в 1869 г. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя, объединены в сборник «Сказки для детей изрядного возраста.

      Условно все сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на четыре тематические группы:

1) сатира на правительство, эксплуататоров;

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

3) сказки о народе;

4) сказки, разоблачающие частнособственническую мораль.

       3. Чтение сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

     - Пришло время познакомиться с содержанием сказок сатирика. Пройди по ссылкам и прочитай краткое содержание сказок:

1) «Медведь на воеводстве»:

 https://obrazovaka.ru/books/saltykov-schedrin/medved-na-voevodstve 

2) «Коняга»:

https://obrazovaka.ru/books/saltykov-schedrin/konyaga 

3) «Премудрый пескарь»:

https://obrazovaka.ru/books/saltykov-schedrin/premudryy-peskar

4) «Вяленая вобла»:

https://obrazovaka.ru/books/saltykov-schedrin/vyalenaya-vobla

4. Обобщим прочитанное:

      - Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Основная тема сказки — взаимодействие власти и народа. С помощью иносказания автор высказывает резкую критику административной системы Российской империи. Сказка является сатирой на правительство, относится к 1 тематической группе.

      - Сказка «Коняга» Салтыкова-Щедрина, написанная в 1885 году, в аллегорической форме демонстрирует тяжёлое положение крестьянства в России в XIX веке. Образ Коняги отражает судьбу русского народа с его бессилием и отсутствием прав, гнёт со стороны зажиточных классов. Это сказка о народе, принадлежит к 3 тематической группе.

      - Сатирическая сказка «Премудрый пескарь» («Премудрый пискарь» у Щедрина) была написана в 1882 – 1883 годах. В сказке осмеиваются трусливые люди, которые всю жизнь проживают в страхе, так и не сделав ничего полезного. Это общественное явление характеризовало современную писателю интеллигенцию, которая была озабочена только собственным выживанием. Несмотря на то, что произведение было написано более ста лет назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня. Эта сказка разоблачает частнособственническую мораль (4 тематическая группа).

      - Сказка «Вяленая вобла» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Поскольку произведение носило остросатирический характер на современное российское общество, впервые его опубликовали лишь в 1937 году. При помощи эзопова языка Салтыков-Щедрин хотел высмеять либералов, которые вместо реальных действий лишь выступали с бесполезными речами. Произведение Салтыкова-Щедрина настолько ярко и образно показало человека апатичного, бездеятельного, без твердых убеждений, что словосочетание «вяленая вобла» в переносном значении прочно вошло в разговорную речь. Данная сказка входит во 2 тематическую группу: сатира на либеральную интеллигенцию.

III. Подведение итогов

      - Подведи итог изученному, пройди тест по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина. Ответы занеси в таблицу в Листе контроля.

Тестовый опрос по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

1. Кто является автором произведений «Медведь на воеводстве», «Коняга», «Премудрый пескарь», «Вяленая вобла»?

А) Иван Крылов               Б) Михаил Салтыков-Щедрин

В) Николай Гоголь           В) Иван Тургенев

2. К какому литературному жанру принадлежат произведения?

А) Волшебная сказка          Б) Фельетон

В) Сатирическая Сказка     Г) Басня

3. Установи соответствие между названиями сказок и годом написания:

А) «Медведь на воеводстве»

1) 1882-1883

Б) «Коняга»

2) 1884

В) «Премудрый пескарь»

3) 1885

Г) «Вяленая вобла»

 

4. В какой цикл Салтыкова-Щедрина вошли данные произведения?

А) «Байки из животного мира»;                 Б) «Сказки для премудрых пескарей»;

В) «Социально-сатирические сказки»;      Г) «Сказки для детей изрядного возраста».

5. Установи соответствие между названиями сказок и их тематикой:

А) «Медведь на воеводстве»

1) сатира на правительство, эксплуататоров;

Б) «Коняга»

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

В) «Премудрый пескарь»

3) сказки о народе с его бессилием и отсутствием прав;

Г) «Вяленая вобла»

4) сказки, разоблачающие частнособственническую мораль, в данном случае трусость

6. Какой метод выбрал для себя Топтыгин I, чтобы оставить след в истории (сказка «Медведь на воеводстве»)?

А) Кровопролитие            Б) Просвещение

В) Экономика                    Г) Аграрная реформа

7. Что Осел посоветовал разорить Топтыгину II, когда тот займет свой пост?

А) Школу           Б) Типографию

В) Лавку             В) Мастерскую

8. Как себя повел Топтыгин III?

А) Улегся в берлоге                              Б) Принялся все крушить

В) Стал наказывать недовольных        Г) Начал строчить кляузы

9. Кому мог пожаловаться Коняга на свою тяжёлую жизнь (сказка «Коняга»)?

А) Мужику           Б) Другим лошадям

В) Царю                Г) Никому

10. Чем было поле для Коняги?

А) Раздольем        Б) Обилием корма

В) Поэзией         Г) Кабалой

11. По какой причине единокровные братья Коняги пустоплясы обсуждали его удивительную живучесть?

А) От скуки        Б) От грусти

В) От любви       Г) От ненависти

12. Чему учил сына старый пескарь (сказка «Премудрый пескарь»)?

А) Копить богатство;      Б) Жениться на умной пескарихе;

В) Глядеть в оба;             Г) Как стать известным пескарем.

13. Сколько прожил премудрый пескарь?

А) Тридцать лет;        Б) Пятьдесят лет;

В) Семьдесят лет;       Г) Больше ста лет.

14. Как называли премудрого пескаря другие рыбы?

А) Мудрецом и знатоком;        Б) Богачом и красавцем;

В) Остолопом и дураком;         Г) Щеголем и болтуном.

15. Какой орган высох у воблы на солнце (сказка «Вяленая вобла»)?

А) Глаза         Б) Мозг

В) Нервы        Г) Почки

16. От чего избавилась вобла в результате длительной сушки на солнце?

А) Лишние мысли         Б) Лишние чувства

В) Лишняя совесть        Г) Все ответы верны

17. Установите соответствие между средствами и приёмами сатиры, которые использует писатель в сказках, и их определениями:

А) Эзопов язык

1) непомерное преувеличение значения, силы, размера, вида изображаемого, чтобы усилить его впечатление на читателя, затронуть и сознание, и чувство последнего

Б) Гипербола

2) дерзко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое

В) Гротеск

3) иносказательный язык

IV. Домашнее задание: прочитать с. 10-21 учебника (2 часть), повесть, анализ повести М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города», подготовиться к тестовому опросу (ссылка: https://obrazovaka.ru/books/saltykov-schedrin/istoriya-odnogo-goroda)

Желаю успеха!

                                                               Лист контроля

10 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

07.02.2022    Литература

Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок

Тестовый опрос по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

 - Заполни таблицу, вписав правильные варианты ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.

1

 

7

 

13

 

2

 

8

 

14

 

3

 

9

 

15

 

4

 

10

 

16

 

5

 

11

 

17

 

6

 

12

 

 

 

 

                                                  Спасибо за работу!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)