вторник, 15 февраля 2022 г.

 29.12.2021. 10-11 классы. Филологическая студия. Занятие № 6. Типы информации в тексте

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

 ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

                      Типы   информации

Определения

Фактуальная информация

Сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.

Концептуальная информация

Субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.

 Подтекстовая  информация

Не обозначенная словами, а только подразумевается.

                            СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

Способы

Примеры

Ссылка на номер предложения

 Рассуждая о поставленной проблеме, автор рассказывает о том, как ученики на уроке писали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни». Каждый учащийся размышлял о том, когда он чувствовал себя счастливым (предложения 1-2).

Прямое цитирование

Далее автор особо подчёркивает: «Ленка строчила с невероятной скоростью и страстью. Её самый счастливый день был тот, когда её принимали в пионеры».

Косвенное цитирование.

 

   Далее автор заостряет внимание читателя на том, что «самый счастливый день был тот, когда у них взорвался испорченный синхрофазотрон и им дали новый».   

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте.

Это событие имело для Ленки огромное значение, поэтому девушка была очень увлечена и писала с невероятной скоростью и страстью. Ее вдохновляло воспоминание о том моменте, когда она была невероятно счастлива. Машка Гвоздева чувствовала себя счастливой, когда у них взорвался испорченный синхрофазотрон и им дали новый.

                      ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ

Речевые клише

В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого, что)…

Герой говорит: «Цитата».

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Симпатии автора на стороне героя, который…

  Что такое пояснение примера-иллюстрации?

- интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям:

- объяснение слов автора, раскрытие их смысла,

- рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе,

- анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей.

      При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

 ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

Речевые клише

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Поступок героя показывает, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Эти события автор описывает, чтобы…

 Что такое смысловая связь между примерами-иллюстрациями и какие клише можно использовать при определении смысловой связи?

Смысловая связь – это логические отношения между теми двумя примерами-иллюстрациями, которые использует ученик в комментарии.

При определении смысловой связи между двумя примерами-иллюстрациями необходимо указать:

- на причинно-следственную связь,

- противительную связь,

- сопоставительную связь,

- или другую связь.

Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте, и тех примеров-иллюстраций, которые вы используете в комментарии.

 Клише для выражения смысловой связи между примерами-иллюстрациями

Смысловые отношения

Речевые клише

Противопоставление (противительная связь антитеза, контраст)

Если части текста противопоставлены друг другу, значит, в композиции использован прием контраста.

Для контраста характерна быстрая смена противоположных по смыслу понятий, содержательных частей, употребляемых в тексте, противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя. Эти части обязательно должны быть связаны смысловой частью.

Примерная структура комментария

- Проблема, поднятая автором, находит своё отражение в предложенном для анализа тексте. Обратимся к двум примерам-иллюстрациям. Во-первых, ... (работа с конкретными предложениями + пояснение). Во-вторых, (работа с конкретными предложениями + пояснение). Налицо смысловая связь данных примеров: (расшифровка).

- Размышления автора о том, что (текст), мы читаем в …(текст + пояснение). Однако в другом абзаце (номер) автор противопоставляет... (текст + пояснение). Следовательно, два приведённых примера-иллюстрации способствуют пониманию простой мысли: …

- Давайте рассмотрим две грани проблемы, поднятой писателем. Одна грань - это ... (пример из текста + пояснение). Данной грани проблемы противопоставлена другая, которую автор сформулировал так: (пример из текста + пояснение). Так, два приведённых примера-иллюстрации, объединенные приемом контраста, позволяю автору раскрыть поднятую им проблему.

- Проблема рассматривается автором с двух сторон. Сначала…(пример из текста + пояснение). Но дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста + пояснение). Так, противопоставляя …, писатель подводит нас к мысли о том, что…

Клише-вывод

- Использование двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в комментарии, позволяет писателю раскрыть проблему с разных сторон.

- Противопоставляя эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор показывает…

- Таким образом, два примера-иллюстрации, в основе

которых лежит приём контраста, позволяют читателю понять, что…

- Именно противопоставление (информации, разных точек зрения, героев…) позволяет понять, как … (что…)

- Используемый приём контраста позволяет писателю предложить читателю сочетание противоположных идей.

- Так, описывая противоположные эмоции (чувства)//противопоставляя героев//сравнивая противоположные по своей сути точки зрения, автор подводит нас к мысли о том, что…

- Сочетание противоположных идей подчеркивает контраст между двумя приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сравнение, сопоставление (сравнение образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста)

Сравнение

- раскрывает отношение автора или героя к описываемому событию.

- рисует внешний облик героя или образ

- характеризует состояние или явление;

- передаёт настроение, переживания героя;

- помогает передать чувство, мысли героя;

- служит авторской оценке предмета или явления.

- Сравнивая эти примеры (героев, точки зрения, поведение героев, отношение героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает…

- Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль10 о том, что…

- Сравнение, которое использует автор, позволяет ему

(зрительно передать, описать или охарактеризовать внешний вид или внутренне свойство предмета речи, его состояние, поведение)

- Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, передают (чувства, мысли героев//настроение героев//отношения людей к главному герою//переживания героев)

- Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, служат авторской оценке предмета или явления

- Сравниваемые два примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что //указывают на то, что // говорят о том, что// дают возможность писателю высказать мысль: (текст)…

- Разные точки зрения, к которым обращается автор, позволяют ему сделать вывод: …

- Используя приём сравнения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:… (по тексту)

- В ходе комментирования проблемы, поднятой писателем, мы понимаем, что в этих двух примерах-иллюстрациях заключена главная мысль текста: (какая?)

Причинно-следственные отношения

- Проанализировав два примера, мы увидели причину того, как… (что…)

- Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют автору …

- Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

- Эти рассуждения (примеры) позволяют автору, а вместе с ним, и читателю, понять, что…

- Два приведённых примера-иллюстрации позволяют читателю убедиться в том, что поднятая автором проблема не потеряла своей актуальности и сегодня.

Вопросно-ответные отношения

Прием вопросно-ответного хода (автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора

- В двух приведенных примерах-иллюстрациях, в основе которых – приём вопросно-ответного хода рассуждения, звучит убеждённость автора в том, что данные им оценки (явлениям, героям, поступкам…) верны.

- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

- Таким образом, задавая вопрос и отвечая на него, автор обосновывает своё видение поднятой им проблемы: …(текст)

- Вопросно-ответные отношения, связывающие два примера- иллюстрации, позволяют читателю сначала ответить на вопрос, заданный писателем, а потом сопоставить свой ответ с ответом автора, который считает, что…

- Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что...

- Исходя из двух примеров-иллюстраций, с помощью которых мы прокомментировали проблему исходного текста, можно понять, что ... (пишется вывод, вытекающий из двух примеров-иллюстраций).

 СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ (КЛИШЕ)

Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них:

Детализация 
(Можно ли привести подробности? Какие?)

... так, например, ...
 ... укажем детали ...

Указание на следствие
(Как это может сказаться на...? 

Из чего это следует?

Что  с этим связано?)

... вот почему ...


Подтверждение
(Как это подтверждается автором?)

в подтверждение этих мыслей автора ...

Объяснение
(Почему?

Чем это можно объяснить?)

... автор объясняет это тем, что
 ... объясняется это тем, что ...

Определение
(Что обозначает это слово?)

... это слово автор понимает по-своему
...значение этого слова определяет...

Аналогия
(На что это похоже?)

... как и
... здесь прослеживается
 (обнаруживается) ...

Выделение
(Что здесь главное?

Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?)

автор текста фиксирует внимание...
автор текста обращает наше внимание на...

Сопоставление и противопоставление
(С чем это сравнивается?

Чему это противопоставлено?)

.. сравним ...
... автор противопоставляет ...
 ... автор сравнивает ...

                                                     Практическое задание

Прочитай текст, выполни задания:

        Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря, в уездном городе, глухом в ту пору, и характер этой скучной страны немало, должно быть, способствовал развитию его прирожденной меланхолии. Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая, со сжатым ртом, с прямой удлиненной губой мать, «истовый и строгий» отец, заставлявший старших сыновей по ночам петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами, как какой-нибудь зверь, требовавший с самого нежного возраста, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского ока» в лавке. И чаще всего страдал Антоша, - наблюдательный отец сразу отметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда нужно было куда-нибудь ему отлучиться.

        Однако ещё гимназистом в письме от 29 июля 1877 года Антоша писал своему двоюродному брату М.М. Чехову:

        «Отец и мать — единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею, и если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь, в который они веруют и надеются так, как немногие».

         С самых первых лет студенчества Антон Павлович взял на свои плечи всю семьи.

                                                                                               (По книге И. Бунина* «О Чехове»)

* Бунин Иван Алексеевич (1870 — 1953) — русский писатель, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933 год).

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?)

В тексте говорится о ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3.Определите, верно ли утверждение: во втором предложении используется описание. _____

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста:

Чехов родился в северном уездном городе. ______________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста. ________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

6. Прокомментируйте проблему текста, установите смысловую связь между приведенными примерами из текста: ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)