29.12.2021. 10-11 классы. Филологическая студия. Занятие № 6. Типы информации в тексте
Что
такое пример-иллюстрация?
Пример-иллюстрация
– это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста,
сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.
Типы информации |
Определения |
Фактуальная информация |
Сообщение
о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте. |
Концептуальная информация |
Субъективное
авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка,
понимание причинно-следственных связей между событиями. |
Подтекстовая
информация |
Не
обозначенная словами, а только подразумевается. |
Способы |
Примеры |
Ссылка на номер предложения |
Рассуждая о поставленной проблеме, автор
рассказывает о том, как ученики на уроке писали классное сочинение на тему
«Самый счастливый день в моей жизни». Каждый учащийся размышлял о том, когда
он чувствовал себя счастливым (предложения
1-2). |
Прямое цитирование |
Далее автор особо подчёркивает: «Ленка
строчила с невероятной скоростью и страстью. Её самый счастливый день
был тот, когда её принимали в пионеры». |
Косвенное цитирование. |
Далее автор заостряет внимание
читателя на том, что «самый счастливый день был тот, когда у них взорвался
испорченный синхрофазотрон и им дали новый».
|
Размышление над фактами, событиями,
описываемыми в тексте. |
Это
событие имело для Ленки огромное значение, поэтому девушка была очень
увлечена и писала с невероятной скоростью и страстью. Ее вдохновляло
воспоминание о том моменте, когда она была невероятно счастлива. Машка
Гвоздева чувствовала себя счастливой, когда у них взорвался испорченный
синхрофазотрон и им дали новый. |
ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ
Речевые клише |
В центре внимания автора случай… Писатель изображает (кого, что)… Герой говорит: «Цитата». Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки)
героя… Особого внимания заслуживает такая художественная
деталь, как… Симпатии автора на стороне героя, который… |
-
интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к
примерам иллюстрациям:
-
объяснение слов автора, раскрытие их смысла,
-
рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе,
-
анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением
эмоциональной составляющей.
При написании комментария недостаточно
просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать,
дать свою оценку происходящему.
Речевые клише |
Автор не случайно обращает наше внимание на… Поступок героя показывает, что… Слова (мысли) героя позволяют понять… Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого
внимания, потому что… Эти события автор описывает, чтобы… |
Смысловая
связь – это логические отношения между теми двумя примерами-иллюстрациями,
которые использует ученик в комментарии.
При
определении смысловой связи между двумя примерами-иллюстрациями необходимо
указать:
-
на причинно-следственную связь,
-
противительную связь,
-
сопоставительную связь,
-
или другую связь.
Все
будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте, и тех
примеров-иллюстраций, которые вы используете в комментарии.
Смысловые
отношения |
Речевые
клише |
Противопоставление (противительная
связь антитеза, контраст) Если
части текста противопоставлены друг другу, значит, в композиции использован
прием контраста. Для
контраста характерна быстрая смена противоположных по смыслу понятий,
содержательных частей, употребляемых в тексте, противоположные эмоции,
чувства и переживания автора или его героя. Эти части обязательно должны быть
связаны смысловой частью. |
Примерная
структура комментария -
Проблема, поднятая автором, находит своё отражение в предложенном для анализа
тексте. Обратимся к двум примерам-иллюстрациям. Во-первых, ... (работа с
конкретными предложениями + пояснение). Во-вторых, (работа с конкретными
предложениями + пояснение). Налицо смысловая связь данных примеров:
(расшифровка). -
Размышления автора о том, что (текст), мы читаем в …(текст + пояснение).
Однако в другом абзаце (номер) автор противопоставляет... (текст +
пояснение). Следовательно, два приведённых примера-иллюстрации способствуют
пониманию простой мысли: … -
Давайте рассмотрим две грани проблемы, поднятой писателем. Одна грань - это
... (пример из текста + пояснение). Данной грани проблемы противопоставлена
другая, которую автор сформулировал так: (пример из текста + пояснение). Так,
два приведённых примера-иллюстрации, объединенные приемом контраста, позволяю
автору раскрыть поднятую им проблему. -
Проблема рассматривается автором с двух сторон. Сначала…(пример из текста +
пояснение). Но дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста
+ пояснение). Так, противопоставляя …, писатель подводит нас к мысли о том,
что… Клише-вывод -
Использование двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в
комментарии, позволяет писателю раскрыть проблему с разных сторон. -
Противопоставляя эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор
показывает… -
Таким образом, два примера-иллюстрации, в основе которых
лежит приём контраста, позволяют читателю понять, что… -
Именно противопоставление (информации, разных точек зрения, героев…)
позволяет понять, как … (что…) -
Используемый приём контраста позволяет писателю предложить читателю сочетание
противоположных идей. -
Так, описывая противоположные эмоции (чувства)//противопоставляя
героев//сравнивая противоположные по своей сути точки зрения, автор подводит
нас к мысли о том, что… -
Сочетание противоположных идей подчеркивает контраст между двумя приведёнными
примерами-иллюстрациями. |
Сравнение, сопоставление (сравнение
образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение связей пейзажа и
портрета с общим течением текста) Сравнение -
раскрывает отношение автора или героя к описываемому событию. -
рисует внешний облик героя или образ -
характеризует состояние или явление; -
передаёт настроение, переживания героя; -
помогает передать чувство, мысли героя; -
служит авторской оценке предмета или явления. |
-
Сравнивая эти примеры (героев, точки зрения, поведение героев, отношение
героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает… -
Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль10 о том, что… -
Сравнение, которое использует автор, позволяет ему (зрительно
передать, описать или охарактеризовать внешний вид или внутренне свойство
предмета речи, его состояние, поведение) -
Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, передают
(чувства, мысли героев//настроение героев//отношения людей к главному
герою//переживания героев) -
Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, служат
авторской оценке предмета или явления -
Сравниваемые два примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что //указывают
на то, что // говорят о том, что// дают возможность писателю высказать мысль:
(текст)… -
Разные точки зрения, к которым обращается автор, позволяют ему сделать вывод:
… -
Используя приём сравнения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает
общественное внимание к актуальной проблеме:… (по тексту) -
В ходе комментирования проблемы, поднятой писателем, мы понимаем, что в этих
двух примерах-иллюстрациях заключена главная мысль текста: (какая?) |
Причинно-следственные отношения |
-
Проанализировав два примера, мы увидели причину того, как… (что…) -
Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях,
позволяют автору … -
Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… -
Эти рассуждения (примеры) позволяют автору, а вместе с ним, и читателю,
понять, что… -
Два приведённых примера-иллюстрации позволяют читателю убедиться в том, что
поднятая автором проблема не потеряла своей актуальности и сегодня. |
Вопросно-ответные отношения Прием
вопросно-ответного хода (автор сам задает вопрос и сам на него отвечает)
необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить
читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с
ответом автора |
-
В двух приведенных примерах-иллюстрациях, в основе которых – приём
вопросно-ответного хода рассуждения, звучит убеждённость автора в том, что
данные им оценки (явлениям, героям, поступкам…) верны. -
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… -
Таким образом, задавая вопрос и отвечая на него, автор обосновывает своё
видение поднятой им проблемы: …(текст) -
Вопросно-ответные отношения, связывающие два примера- иллюстрации, позволяют
читателю сначала ответить на вопрос, заданный писателем, а потом сопоставить
свой ответ с ответом автора, который считает, что… -
Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что... -
Исходя из двух примеров-иллюстраций, с помощью которых мы прокомментировали
проблему исходного текста, можно понять, что ... (пишется вывод, вытекающий
из двух примеров-иллюстраций). |
Указание
на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными
способами. Перечислим некоторые из них:
Прочитай
текст, выполни задания:
Чехов родился на берегу мелкого
Азовского моря, в уездном городе, глухом в ту пору, и характер этой скучной
страны немало, должно быть, способствовал развитию его прирожденной
меланхолии. Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая, со сжатым ртом, с
прямой удлиненной губой мать, «истовый и строгий» отец, заставлявший старших
сыновей по ночам петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними
вечерами, как какой-нибудь зверь, требовавший с самого нежного возраста,
чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского ока» в лавке. И чаще всего
страдал Антоша, - наблюдательный отец сразу отметил его исполнительность и
чаще других засаживал его за прилавок, когда нужно было куда-нибудь ему
отлучиться. Однако ещё гимназистом в письме от 29
июля 1877 года Антоша писал своему двоюродному брату М.М. Чехову: «Отец и мать — единственные для меня
люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею, и если я
буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное
их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки,
которые могут появиться от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь, в
который они веруют и надеются так, как немногие». С самых первых лет студенчества
Антон Павлович взял на свои плечи всю семьи.
(По книге И. Бунина* «О Чехове») * Бунин
Иван Алексеевич (1870 — 1953) — русский писатель, первый лауреат Нобелевской
премии по литературе из России (1933 год). |
1.
Перескажите текст устно. |
2.
Определите тему текста (о чём говорится в тексте?) В
тексте говорится о ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ |
3.Определите,
верно ли утверждение: во втором предложении используется описание. _____ |
4.
Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста: Чехов
родился в северном уездном городе. ______________________________________ 5.
Определите проблему, поставленную автором текста. ________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 6.
Прокомментируйте проблему текста, установите смысловую связь между
приведенными примерами из текста: ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ |
Комментариев нет:
Отправить комментарий