среда, 5 января 2022 г.

 30.11.2021. 10-11 класс. Филологическая студия. Занятие № 2

                            Учимся писать сочинение по прочитанному тексту

                                                              Занятие № 2

Проблема текста. Типы проблем.  

С чего начинать работу над сочинением?

- внимательно прочитайте текст;

- определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…);

- запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, …человек должен бережно относиться к природе)

- определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, каким должно быть отношение человека к природе?);

- запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста. Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор.

        Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор. Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать свое мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

        Типы проблем. Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде типы проблем можно представить в таблице.

Философские

Социальные

Политические

Нравственные

Экологические

Эстетические

Самые общие вопросы развития общества, природы, человека

Устройство и жизнь общества

Деятельность государственной власти

Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей

Взаимодействие человека и окружающей среды

Восприятие человеком прекрасного

смысл жизни

социальная справедливость/ несправедливость

политика в жизни общества

эгоизм и гуманизм

взаимосвязь человека и природы

восприятие искусства

познание и самопознание

создание правового государства

гражданское общество

доброта и жестокость

глобальная экологическая катастрофа

воспитание эстетического вкуса

свобода и ответственность

соблюдение прав человека

демократия

духовность и бездуховность

потребительское отношение к природе

духовность в искусстве

человек и история

прогресс и общество

международные конфликты

честь и бесчестье

экология культуры

чтение, роль книги в жизни человека

человек и культура

наука и общество

разоружение

интеллигентность и хамство

экология языка

массовая культура. Телевидение. Интернет

 

 

терроризм

дружба и предательство

 

 

 

 

национализм

любовь и верность

 

 

 

 

шовинизм

конфликт поколений (отцы и дети)

 

 

 Способы выявления проблемы

        Выявление проблемы — это всегда процесс обобщения. Ваша задача — за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

        Помните о том, что факты, описываемые в тексте, – это иллюстрация. Частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой — о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей — об истончении озонового слоя… Все эти тексты разные, однако связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.

        Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста, как правило, не вызывает затруднений.

Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нем уже поставлен вопрос. Прочитаем текст и обратим внимание на выделенные фрагменты, по которым попытаемся сформулировать проблему.

 

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соль и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

(По В. Распутину)

         Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т. е. От абстрактных идей к художественным образам, создает особую — художественную картину мира. Читатель идет от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т. д. И пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

1.      Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.

2.      Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях

3.      Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство — равнодушие, черствость, эгоизм)

4.      Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

        Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае можно использовать следующий алгоритм:

1.      Выявите основную мысль текста.

2.      Запишите её в виде законченного предложения.

3.      Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

4.      Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)