30.11.2021. 10-11 класс. Филологическая студия. Занятие № 2
Учимся писать сочинение по прочитанному тексту
Занятие № 2
Проблема
текста. Типы проблем.
С
чего начинать работу над сочинением?
-
внимательно прочитайте текст;
-
определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст?
Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…);
-
запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, …человек должен
бережно относиться к природе)
-
определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, каким должно
быть отношение человека к природе?);
-
запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста. Проблема – это вопрос,
над которым рассуждает автор.
Проблема текста — это предмет обсуждения,
вопрос, над которым рассуждает автор. Выявление и формулирование проблемы —
важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы
будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему
вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме,
высказать свое мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
Типы проблем. Характер проблемы определяется
той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде
типы проблем можно представить в таблице.
Философские |
Социальные |
Политические |
Нравственные |
Экологические |
Эстетические |
Самые общие вопросы
развития общества, природы, человека |
Устройство и жизнь
общества |
Деятельность
государственной власти |
Духовная жизнь человека,
взаимоотношения людей |
Взаимодействие человека и
окружающей среды |
Восприятие человеком
прекрасного |
смысл жизни |
социальная справедливость/
несправедливость |
политика в жизни общества |
эгоизм и гуманизм |
взаимосвязь человека и
природы |
восприятие искусства |
познание и самопознание |
создание правового
государства |
гражданское общество |
доброта и жестокость |
глобальная экологическая
катастрофа |
воспитание эстетического
вкуса |
свобода и ответственность |
соблюдение прав человека |
демократия |
духовность и бездуховность |
потребительское отношение к
природе |
духовность в искусстве |
человек и история |
прогресс и общество |
международные конфликты |
честь и бесчестье |
экология культуры |
чтение, роль книги в жизни
человека |
человек и культура |
наука и общество |
разоружение |
интеллигентность и хамство |
экология языка |
массовая культура.
Телевидение. Интернет |
|
|
терроризм |
дружба и предательство |
|
|
|
|
национализм |
любовь и верность |
|
|
|
|
шовинизм |
конфликт поколений (отцы и
дети) |
|
|
Выявление проблемы — это всегда процесс
обобщения. Ваша задача — за конкретными поступками героев, фактами биографии
различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть
общий вопрос, рассматриваемый автором.
Помните о том, что факты, описываемые в
тексте, – это иллюстрация. Частный случай проявления какой-либо общей идеи,
которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни
текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт,
в другой — о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей — об
истончении озонового слоя… Все эти тексты разные, однако связаны с одной и той
же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.
Автор публицистического произведения
стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и
понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста,
как правило, не вызывает затруднений.
Рассмотрим,
например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор
начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны
видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нем уже
поставлен вопрос. Прочитаем текст и обратим внимание на выделенные фрагменты,
по которым попытаемся сформулировать проблему.
Как и с чем действительно можно
сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет
ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для
эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец
природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя
воздух, соль и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой
степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать,
что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена
естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный
голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды
Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже
Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Все это
прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину) |
Алгоритм выявления проблемы художественного
текста
1.
Проанализируйте
поступки, отношения, речь героев.
2.
Определите,
какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих
поступках, отношениях
3.
Определите,
какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие
качества (долг, честь, совесть, благородство — равнодушие, черствость, эгоизм)
4.
Сформулируйте
проблему, используя выявленные ключевые слова
Работая над сочинением, можно идти от
позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль
текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае можно использовать
следующий алгоритм:
1. Выявите
основную мысль текста.
2. Запишите
её в виде законченного предложения.
3. Определите,
на какой вопрос отвечает это предложение.
4. Запишите
этот вопрос, который и является проблемой текста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий