среда, 17 ноября 2021 г.

 18.11.2021. 8-А класс. Русский язык

Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

ОБЪЯВЛЕНИЕ

       Подходит к концу онлайн олимпиада «Инфоурок. Осенний сезон-2021». Код доступа и алгоритм работы я вам присылала на электронную почту. Активизируйтесь! До 24 ноября осталось совсем немного. По всем вопросам звоните.

 8-А класс

Дата: 18.11.2021

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока: мы узнаем, когда тире между подлежащим и сказуемым ставится обязательно, в каких случаях его ни в коем случае нельзя ставить, рассмотрим примеры на изученные правила, потренируемся в постановке тире.

Ход урока

I.     Актуализация изученного материала.

     Задание 1 (выполняем в Листе контроля)

    - В предложениях подчеркните подлежащие, определите тип сказуемых по алгоритму и в скобках укажите его (ПГС – простое глагольное сказуемое; СГС – составное глагольное сказуемое):

       Образец: Из-за горы и нынче видит (ПГС) пешеход столбы обрушенных ворот.

1) И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное (Н. Гоголь). 2) Солнце начинало прятаться за снеговой хребет (М. Ю. Лермонтов). 3) Это «если бы» сбылось (И. С. Тургенев). 4) Равнина казалась бесконечной. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение (К. Г. Паустовский). 5) Нелёгкое дело в моём положении оставаться спокойным (Ю. П. Казакевич). 6) Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился (А. П. Чехов). 7) Морской воздух в любое время года чист и приятен. 8) Русский язык богат, образен и точен (К. Г. Паустовский). 9) Маленький ревел в три ручья. 10) Александр Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов.

 II. Изучение нового материала.

1.      Постановка темы урока

     - Сегодня на уроке мы вспомним и расширим наши знания по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» . Мы узнаем, когда тире между подлежащим и сказуемым ставится обязательно, в каких случаях его ни в коем случае нельзя ставить, рассмотрим примеры на изученные правила, потренируемся в постановке тире. Итак, в путь!

2.      Просмотр видеоурока

      - Для изучения темы урока пройди по ссылке и посмотри один из видеоуроков:

              1) https://www.youtube.com/watch?v=sRIqDpkpGZY

               2) https://www.youtube.com/watch?v=bieBOWpKdWU

        2. Работа с учебником

     - Открой учебник на с. 68, § 22.  Выполни устно упражнение 114, выучи пунктуационные правила из этого упражнения, которые определяют, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире, а когда нет

         3. Пунктуационный разбор предложений (образец рассуждения):

      - Устно рассмотри алгоритмы рассуждения, которые помогут тебе закрепить правила и правильно ставить тире.

       I. Давайте рассмотрим те случаи, когда без тире не обойтись.

Таких случаев в русском языке несколько:

      1. Если оба члена предложения, подлежащее и сказуемое, выражены именем существительным в именительном падеже:

Правда – воздух, без которого нельзя дышать.

Рассуждаем так: Что? Правда. Это подлежащее. Правда есть что? Правда есть воздух. 

Слово воздух – сказуемое. Оба члена предложения, подлежащее и сказуемое, выражены именем существительным в именительном падеже, поэтому между ними ставим тире.

       2. Если и подлежащее, и сказуемое выражены инфинитивом (неопределенной формой глагола), то между ними также ставится тире:

Охранять природу – защищать Родину.

Рассуждаем так: Что? Охранять. Это подлежащее. Охранять есть что? Защищать. Это сказуемое. Оба члена предложения, подлежащее и сказуемое, выражены инфинитивом (неопределенной формой глагола), поэтому между ними также ставим тире

      3. Часто в роли как подлежащего, так и сказуемого могут выступать числительные.

Обратите вниманиеоба члена предложения должны стоять только в форме именительного падежа!

Пять и пять – десять.

Рассуждаем так: Что? Пять и пять. Это подлежащее. Пять и пять есть что? Есть десять. Это сказуемое. В роли как подлежащего, так и сказуемого  выступают числительные в им.п., поэтому между ними также ставим тире

Десять – высший балл в нашей гимназии.

Рассуждаем так: Что? Десять. Десять есть что? Балл. Это сказуемое. В роли подлежащего выступает числительное в им.п., а в роли  сказуемого – существительное в им.п.,  поэтому между ними также ставим тире

      4. В роли подлежащего выступает инфинитив, а в роли сказуемого – существительное в именительном падеже.

Сознавать долг и не исполнять его – трусость.

Рассуждаем так: Что? Сознавать и не исполнять – однородные подлежащие. Сознавать и не исполнять есть что? Трусость. Это сказуемое. Подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое - существительное в им.п.,  поэтому между ними также ставим тире

      5. Когда после существительного или инфинитива идет фразеологический оборот, то между ними также следует ставить тире.

Жажда к богатству – современная бочка Данаид.

Рассуждаем так: Что? Жажда. Это подлежащее, выраженное существительным в им.п. Жажда есть что? Бочка Данаид. Это сказуемое, выраженное фразеологическим оборотом. Поэтому между главными членами ставим тире.

      6. Тире обязательно ставится между подлежащим и сказуемым, если перед сказуемым будут стоять указательные местоимения это, вот, значит, вот это, это значит:

Свобода – это уважение к личности.

Совесть, благородство и достоинство – вот наше воинство!

Всегда отдыхать – значит никогда не отдыхать.

Рассуждаем так: Что? Свобода. Это подлежащее. Свобода есть что? Уважение. Это сказуемое. Между подлежащим и сказуемым стоит указательное местоимение «это», поэтому между главными членами ставим тире.

 

I.Тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится:

      1. Подлежащее не отделяется от сказуемого тире тогда, когда оно выражено личным местоимением.

Да, мы дети Галактики.

Я воспитанная девушка.

      Примечание. Тире в данном случае можно ставить тогда, когда есть противопоставление или логическое выделение сказуемого: Мы не просто путешественники, мы геологи.

      2. Если подлежащим является вопросительное местоимение: 

Кто врач? Кто твой друг?

      3. Если в роли сказуемого выступает существительное в косвенных падежах:

Шиповник весь в острых бутонах. Сказуемое – в бутонах.

Все наши яблони в цвету! Сказуемое – в цвету.

      4. Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, но между ними находятся

- Глагол-связка есть:

Всякое искусство есть диалог между художником и публикой.

Язык есть величайшее искусство народа.

- Сравнительные союзы как, будто, словно, точно, что:

Город как живое существо.

Ночь словно лаборатория волшебников.

Праздный человек точно часы без стрелок.

- Частицы ведь, тоже, даже, просто, же, только:

Сердечность такой же дар, как красота.

Правда и ложь ведь это враги.

- Частица не: Дружба не услуга. География не дворянская наука.

- Вводное слово или словосочетание:

Крапива, как известно, очень злое растение.

Собака, наверное, самое преданное человеку существо.

  

      III. Закрепление материала.

1.      Задание 2 (выполняем в Листе контроля).

      IV. Домашнее задание:

1)      Выучить правила постановки тире между подлежащим и сказуемым из упр.114 и из материалов урока.

 

Желаю успеха!

Лист контроля

8 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

 18.11.2021    Русский язык

 Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

                                                              Задание 1

- В предложениях подчеркните подлежащие, определите тип сказуемых по алгоритму и в скобках укажите его (ПГС – простое глагольное сказуемое; СГС – составное глагольное сказуемое):

       Образец: Из-за горы и нынче видит (ПГС) пешеход столбы обрушенных ворот.

1) И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное (Н. Гоголь). 2) Солнце начинало прятаться за снеговой хребет (М. Ю. Лермонтов). 3) Это «если бы» сбылось (И. С. Тургенев). 4) Равнина казалась бесконечной. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение (К. Г. Паустовский). 5) Нелёгкое дело в моём положении оставаться спокойным (Ю. П. Казакевич). 6) Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился (А. П. Чехов). 7) Морской воздух в любое время года чист и приятен. 8) Русский язык богат, образен и точен (К. Г. Паустовский). 9) Маленький ревел в три ручья. 10) Александр Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов.

                                                                    Задание 2

      - Устно рассуждая по образцу (см. «Пунктуационный разбор предложений (образец рассуждения)» в уроке), поставь в предложениях пропущенные тире между подлежащим и сказуемым:

1) Природа есть родина всех талантов, начиная от солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры.

2) Русский язык один из богатейших языков в мире. Горы как пышные складки на богатой одежде земли.

3) Сказка, воплощённая в поэтической форме, мечта человека о прекрасном.  

4) Острый язык  дарование, длинный язык  наказание.

5) Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.

6) Грязное оружие величайший срам для казака.

7) Я охотник.

8) Льгов большое степное село.

9) Превосходная  должность быть на земле человеком.

10) Кремль это выдающийся музей древностей.

11) Сердце не камень.

12) Пруд как блестящая сталь.

13) Длина Волги три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров.

14) «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина.

15) Дружба, честность, коллективизм вот наши подруги.

                                                          Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)