18.11.2021. 6-А класс. Русский язык (2 урока)
Моя
электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Подходит к концу онлайн олимпиада
«Инфоурок. Осенний сезон-2021Код доступа и алгоритм работы раздавала Ирина
Александровна. Активизируйтесь! До 24 ноября осталось совсем немного. По всем
вопросам звоните.
6-А класс
Дата: 18.11.2021
Тема: Фразеология
как раздел науки о языке. Основные признаки фразеологизмов и их значение и
происхождение
Цель урока: сформировать представление о
фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в
речи; развивать навыки правильного
употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; познакомиться с
источниками фразеологизмов.
I.
Постановка темы и целей
урока.
- Ребята, послушайте отрывок из книги
К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?
Мальчик
услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он
тут же спрятал от неё своего щенка.
- Какое сочетание слов так испугало
мальчика? Чего же не знал мальчик?
- А вы знаете, что значит «собаку съел(а)»?
- Верно, ребята, выражение «собаку съел»
(Разг.), значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал
мастером в каком - либо деле.
- А
вот знаете ли вы, что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной
В.И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по
отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на
пустяке. Современное же значение - «Мастер
своего дела».
- Отгадайте загадку. Как вы думаете, о
чём в ней идет речь?
Мы
очень устойчивы
И
просим настойчиво:
На
слова нас не менять,
Прямо
так употреблять!
- Вот эту загадку мы и попытаемся
разгадать сегодня на уроке. Речь идёт об
устойчивых сочетаниях слов, которые называются фразеологизмы.
- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся
с фразеологизмом как единицей языка, с источниками фразеологизмов, будем
учиться употреблять фразеологизмы в речи.
II. Изучение нового материала
1.
Просмотр видеоурока по теме
-
Пройдите по ссылке (или скопируйте и вставьте в поисковик) и посмотрите видеоурок по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=4xw7ogMQm28
2.
Работа с учебником
- Закрепите полученные знания,
познакомившись с материалом для наблюдений (значок «На зелёном фоне книжечка со
звёздочкой»), теоретическим материалом (значок «На зелёном фоне книжечка со
стрелочкой»), с правилами (на розовом фоне) на с. 81- 83; с. 84-86 учебника.
III. Закрепление изученного материала
1. Задание
1 (выполняем
в Листе контроля)
2. Задание
2 (выполняем
в Листе контроля)
3. Задание
3 (выполняем
в Листе контроля)
IV. Итог урока. Проверь себя: устно ответь на вопросы.
— Что
такое фразеология?
— Что
такое фразеологизмы?
— Для
чего нужны фразеологизмы в речи?
— Откуда
приходят в наш язык фразеологизмы?
— Где, в
каких словарях можно узнать значение фразеологизма и его происхождение?
V. Домашнее задание
выучить правила,
теоретический материал, расположенный в § 29 - 30, стр. 81-83, 84-86 учебника (правила (выделены розовым
цветом) и теоретический материал (на зелёном фоне книжечка со стрелочкой))..
Желаю успеха!
Лист
контроля
6 - А класс
____________________________________________________________
ФИО
учащегося
16.11.2021 Русский язык
Тема: Нейтральные и эмоционально
окрашенные слова. Лексические словари
Задание 1
- Прочитайте рассказ Незнайки,
найдите и подчеркните или выделите зелёным цветом
10 фразеологизмов:
Я проснулся ни
свет ни заря. На душе кошки скребли.
Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни
жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился
Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки
перед едой. А мне хоть кол на голове
теши.
- Устно, пользуясь материалом для справок, замените каждый выделенный
фразеологизм подходящим по смыслу словом или сочетанием слов.
Слова
для справок: неожиданно,
рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить,
плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый,
кое-как, сильно сердился.
- Устно ответьте на вопрос: зачем нужно
употреблять фразеологизмы в речи?
Задание 2
-
Заполните таблицу. Распределите данные фразеологизмы по колонкам в соответствии
со значением:
Сломя
голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить
баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение,
высунув язык, со всех ног.
«Бездельничать» |
«Обманывать» |
«Быстро» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3
- Закончите фразеологизмы:
1) Без
задних …
2)
брать себя в …
3)
бросать слова на …
4)
взять голыми …
5)
водить за …
6)
вывести на чистую …
7)
делать из мухи …
8)
держать язык за …
9)
держать камень за …
10)
ждать у моря …
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий