среда, 17 ноября 2021 г.

 18.11.2021. 6-А класс. Русский язык (2 урока)

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

ОБЪЯВЛЕНИЕ

       Подходит к концу онлайн олимпиада «Инфоурок. Осенний сезон-2021Код доступа и алгоритм работы раздавала Ирина Александровна. Активизируйтесь! До 24 ноября осталось совсем немного. По всем вопросам звоните.

6-А класс

Дата: 18.11.2021

Тема: Фразеология как раздел науки о языке.  Основные признаки фразеологизмов и их значение и происхождение

Цель урока: сформировать представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; познакомиться с источниками фразеологизмов.

                                                                       Ход урока

I.     Постановка темы и целей урока.

      - Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

      Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

      - Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

      - А вы знаете, что значит «собаку  съел(а)»?

      - Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.), значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком -  либо деле.

      - А вот знаете ли вы, что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение - «Мастер  своего дела».  

      - Отгадайте загадку. Как вы думаете, о чём в ней идет речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

      - Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке. Речь идёт  об устойчивых сочетаниях слов, которые называются фразеологизмы.

      - Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с фразеологизмом как единицей языка, с источниками фразеологизмов, будем учиться употреблять фразеологизмы в речи.

        II. Изучение нового материала      

1.    Просмотр видеоурока по теме

- Пройдите по ссылке (или скопируйте и вставьте в поисковик)  и посмотрите видеоурок по теме:

                                  https://www.youtube.com/watch?v=4xw7ogMQm28

        2. Работа с учебником

      - Закрепите полученные знания, познакомившись с материалом для наблюдений (значок «На зелёном фоне книжечка со звёздочкой»), теоретическим материалом (значок «На зелёном фоне книжечка со стрелочкой»), с правилами (на розовом фоне) на с. 81- 83; с. 84-86 учебника.

         III. Закрепление изученного материала

1.      Задание 1 (выполняем в Листе контроля)

2.      Задание 2 (выполняем в Листе контроля)

3.      Задание 3 (выполняем в Листе контроля)

 IV. Итог урока. Проверь себя: устно ответь на вопросы.

— Что такое фразеология?

— Что такое фразеологизмы?

— Для чего нужны фразеологизмы в речи?

— Откуда приходят в наш язык фразеологизмы?

— Где, в каких словарях можно узнать значение фразеологизма и его происхождение?

      V. Домашнее задание

выучить правила, теоретический материал, расположенный в § 29 - 30, стр. 81-83,  84-86 учебника (правила (выделены розовым цветом) и теоретический материал (на зелёном фоне книжечка со стрелочкой))..

Желаю успеха!

Лист контроля

6 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

16.11.2021    Русский язык

      Тема: Нейтральные и эмоционально окрашенные слова. Лексические словари

 

Задание 1

      -   Прочитайте рассказ Незнайки, найдите и подчеркните или выделите зелёным цветом 10 фразеологизмов:

Я проснулся ни свет ни заря. На душе  кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго    бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне   хоть кол на голове теши.

      - Устно, пользуясь материалом для справок, замените каждый выделенный фразеологизм подходящим по смыслу словом или сочетанием слов.

    Слова для справок:   неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился.

      - Устно ответьте на вопрос: зачем нужно употреблять фразеологизмы в речи?

Задание 2

        - Заполните таблицу. Распределите данные фразеологизмы по колонкам в соответствии со значением:

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

«Бездельничать»

«Обманывать»

«Быстро»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

      - Закончите фразеологизмы:

1) Без задних …

2) брать себя в …

3) бросать слова на …

4) взять голыми  …

5) водить за …

6) вывести на чистую …

7) делать из мухи …

8) держать язык за …

9) держать камень за … 

10) ждать у моря …

                                                       Спасибо за работу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)