17.11.2021. 6-А класс. Русский язык (новое)
Моя
электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Огромная
просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 6-А. 03.11.
Иванов А., где 6-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много
времени у меня уходит на переименование ваших работ.
Подходит к концу онлайн олимпиада
«Инфоурок. Осенний сезон-2021». Код доступа и алгоритм работы раздавала Ирина
Александровна. Активизируйтесь! До 24 ноября осталось совсем немного. По всем
вопросам звоните.
Дата: 17.11.2021
Тема: Развитие речи. Научный стиль речи
Цель урока: повторить особенности всех стилей речи, опираясь на
видеоматериал; ознакомиться с особенностями, сферой применения научного стиля, научиться
определять стиль речи текста.
Ход
урока
- Тема нашего
урока: «Научный стиль речи». Сегодня мы повторим особенности стилей речи,
опираясь на видеоматериал; познакомимся с особенностями, сферой применения научного
стиля, будем учиться определять стиль текста.
1.
Просмотр видео
- Со стилями речи мы познакомились в 5 классе, вспоминали особенности
стилей речи на уроках в 6 классе. Но знания стилей речи, умения их определять
пригодятся вам не только сейчас, а необходимы будут при сдаче экзаменов и 9, и
в 11 классе. Давай вспомним изученное.
Для этого пройди по ссылке и посмотри видео по теме «Стили речи». Помни:
повторение – мать учения.
https://www.youtube.com/watch?v=5xbnlywOmhc
2.
Обобщение и систематизация знаний
- Для лучшего запоминания прочитайте
материал, обобщите и систематизируйте то, что вы сейчас увидели и услышали.
Стили речи – система речевых средств,
используемых в той или иной сфере человеческого общения. |
Разговорный стиль служит для неформального
общения. Применяется больше в устной речи для общения между двумя и более
людьми. Применяются вопросительные и восклицательные предложения, неполные
предложения, паузы в речи, вводные слова и словосочетания, не имеющие смысла,
повторение одних и тех же слов и букв. Это повседневное общение |
Публицистический стиль (книжный) служит
для воздействия на людей через СМИ и используется в статье, очерке, репортаже
и пр. Используется малое количество слов негативного характера, общественно-политическая
терминология и лексика, речевые штампы, мотивирующие слова и фразы. На нём
создаются газетные и журнальные статьи, репортажи на радио и телевидении. |
Официально-деловой стиль (книжный) – средство письменного общения в сфере
деловых отношений, служит для передачи, сообщения информации. Используются
речевые штампы, устаревшие слова, профессиональная терминология. Это указы,
законы, заявление, объявление, приказ, объяснительная, инструкция. |
Научный стиль (книжный) служит для передачи информации и
доказательства её истинности, используется в сфере науки и производства. Он
применяется для написания статей, учебников, рефератов и других
исследовательских или повествовательных работ, все высказывания ведутся от
одного лица, имеется небольшой набор языковых средств для использования:
определённая терминология. Это доклады, ответы на уроках, статьи в учебнике,
в словарях, справочниках, лекции. Научный стиль отличается обилием
специальных терминов. |
Художественный стиль (книжный) служит для
эмоционального воздействия на читателя, применяется в художественной
литературе. Используются множества образных стилистических фигур и
всевозможных синтаксических средств выразительности. Это язык художественных
произведений (стихотворения, рассказ, повесть, роман и т.д.) |
III. Объяснение нового материала
1.
Проверь себя
- Опираясь на видео и материал обобщения,
ответь на вопросы:
} Что такое стиль речи?
} Какие стили литературного языка относятся к книжным?
} Где вы встречаете тексты научного стиля?
}
От чего зависит стиль речи?
}
Чем
отличается официально-деловой стиль речи от научного?
- Правильно, ребята! Научное сообщение носит отвлечённый характер, в нём раскрываются
научные понятия, излагаются научные теории. Цель научного сообщения состоит
главным образом в том, чтобы расширить знания людей о мире, помочь им понять
окружающую действительность. Эти сведения имеют познавательную ценность.
Деловое же сообщение содержит сведения
практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных
ситуациях.
2.
Работа с учебником
- Откройте учебник на с. 47. Прочитайте
разговор мамы с дочерью и сыном. А теперь, в продолжение разговора, выполним
устно упражнение 84.
-
Прочитайте задание к упражнению и текст доклада Вани. Ответьте на вопросы.
- Правильно, Ваня сделал доклад в разговорном стиле, а надо в
научном.
Отредактируем доклад Вани:
– уберём эмоциональные высказывания
и просторечные слова («Ужас!», «давай ругать», «еле»);
– включим в текст термины.
– составим текст-рассуждение,
объясняющий суть изобретения.
- Вот что у нас получится:
Ваня изобрёл зеркало заднего вида,
чтобы можно было видеть то, что находится за спиной. Это изобретение
необходимо, потому что оно помогает избежать несчастных случаев и позволяет
катающемуся на самокате быть уверенным в дорожной ситуации.
Теперь текст принадлежит к научному стилю, так как используется
терминология. И думаю, в таком варианте он бы понравился членам жюри.
IV.
Закрепление материала
Задание 1(выполняем в Листе контроля):
- Прочитайте
тексты. В чём
сходство и отличия текстов? Определите стиль
текстов.
Текст № 1
Лошадь – млекопитающее отряда непарнокопытных, её
облик говорит о приспособленности к быстрому бегу. Из всех существующих
млекопитающих у лошади сохранились лишь 4 пальца, по одному на каждой ноге.
Текст № 2
Вороной конь с блестящими зелёными глазами и чёрной
гривой казался образцом лошадиной красоты, одним из самых благородных коней…
Местные пастухи говорили о том, что вороная лошадь упряма, как осёл, и зла, как
бес. (Эрнест
Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»).
Задание 2 (выполняем в Листе контроля):
- Используя предложенный набор слов и
словосочетаний о велосипеде, составьте и запишите небольшой текст в одном из
стилей: научном (это может быть статья для словаря) или художественном (короткий рассказ о случае из жизни)
Слова для
использования: двухколёсная машина развивает скорость,
невнимательный прохожий, тяжёлый рюкзак, педали с двух сторон, приводимое в
движение, проволочная корзина, отличное настроение, фонари-отражатели, горный
велосипед, железный конь, трёхколёсный, гоночный, насос, детский, тормозные колодки,
бутылка для воды, визг тормозов, блестящая поверхность, много впечатлений,
необыкновенный подарок, переключение скоростей, длительные путешествия,
красивые виды.
V.
Подведение итогов урока
1. Проверь себя. Устно ответь на вопросы
(если
возникнут затруднения, ещё раз пересмотри видео):
} Что такое стиль речи?
} Какие стили литературного языка относятся к книжным?
} Дайте характеристику научного стиля.
}
Чем
отличается официально-деловой стиль речи от научного?
VI. Домашнее задание
1) Повторить (или выучить) определения в
материале урока (выделены розовым цветом)
Желаю успеха!
Лист контроля
6 -
А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
17.11.2021 Русский язык
Тема: Развитие речи. Научный стиль речи
Задание 1.
- Прочитайте
тексты. В чём
сходство и отличия текстов? Определите стиль
текстов.
Текст № 1
Лошадь – млекопитающее отряда непарнокопытных, её
облик говорит о приспособленности к быстрому бегу. Из всех существующих
млекопитающих у лошади сохранились лишь 4 пальца, по одному на каждой ноге.
Текст № 2
Вороной конь с блестящими зелёными глазами и чёрной
гривой казался образцом лошадиной красоты, одним из самых благородных коней…
Местные пастухи говорили о том, что вороная лошадь упряма, как осёл, и зла, как
бес. (Эрнест
Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»).
Допишите:
1)
Чем похожи тексты? (Что их объединяет?)
_______________________
2)
Стиль текста № 1 _________________________
3)
Стиль текста № 2 _________________________
Задание
2.
- Используя предложенный набор слов и
словосочетаний о велосипеде, составьте и запишите небольшой текст в одном из
стилей: научном (это может быть статья для словаря) или художественном (короткий рассказ о случае из жизни). Задание можно выполнить в тетради, сделать фото выполненной работы и
прислать мне на почту. Но обязательно!!!
Слова для
использования: двухколёсная машина развивает скорость,
невнимательный прохожий, тяжёлый рюкзак, педали с двух сторон, приводимое в
движение, проволочная корзина, отличное настроение, фонари-отражатели, горный
велосипед, железный конь, трёхколёсный, гоночный, насос, детский, тормозные колодки,
бутылка для воды, визг тормозов, блестящая поверхность, много впечатлений,
необыкновенный подарок, переключение скоростей, длительные путешествия,
красивые виды.
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий