11.11.2021. 6-А класс. Русский язык (2 урока)
Дорогие ребята!
Вы получили проверенные работы. На что
нужно обратить внимание:
- Огромная просьба: правильно подписывайте Лист
контроля в формате Word и указывайте тему письма: 6-А.
03.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша
фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.
- Внимательно читайте задания
к упражнениям, не спешите, проверяйте уже выполненное задание.
- Если оформляете работу в
тетради, пишите аккуратно, следите за почерком!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать в
день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
6-А класс
Дата: 11.11.2021
Тема: Исконно русские и заимствованные слова
Цель урока: сформировать понятие об
исконно русской и заимствованной лексике русского языка, научиться отличать
исконно русские слова от заимствованных слов; правильно использовать в речи исконно русские
и заимствованные слова.
I.
Повторение материала по теме
«Лексика».
- Давайте вспомним выученные
определения по теме «Лексика». Пройди в Листе контроля тест. Занеси варианты ответов в
таблицу.
Тест по теме «Лексика».
1.Что изучает лексика?
а)слово б)звуки
речи в)части слова г)части речи
2.Слова, имеющие одно лексическое значение, называются:
а)многозначными
б)двузначными в)однозначными
3.В каком варианте ответа есть синонимы?
а) чёрный – белый
б) бегемот – гиппопотам
в) поседеть к старости – посидеть рядом г) высокий – низкий
4.Слова, противоположные по лексическому значению, это…
а)синонимы б)антонимы в)омонимы
5.Укажите необщеупотребительное слово
а)говорить б)земля в)яруга г)птицы
6.В каком словосочетании есть профессионализмы?
а)лисий след
б)кухонный нож
в)корабельный кок
г)морская вода
7. Укажите диалектизм
а) гуашь б)бурак в) вода г) терраса
8. Закончи фразу, впиши пропущенное слово:
«Слова языка, известные всему народу являются ……. словами».
9. Закончи фразу, впиши пропущенное слово:
«Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной
специальности, профессии, называются ………»
10. Закончи фразу, впиши пропущенное слово:
«Слова, употребляемые только жителями той или иной
местности, называются…..»
II. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение
лексикологии и познакомимся со словами, которые образовались в русском языке
или пришли к нам из других языков. Итак, тема нашего урока «Исконно русские и
заимствованные слова».
II. Изучение нового
материала
1.
Просмотр видеоуроков по теме
-
Пройдите по ссылке (или скопируйте и вставьте в поисковик) и посмотрите видеоурок по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=3H0e6WazQ7k
2. Работа
с учебником
- Закрепите полученные знания,
познакомившись с теоретическим материалом (значок «На зелёном фоне книжечка со
стрелочкой») и выучив правила на розовом фоне (значок «На красном фоне книжечка
с восклицательным знаком») на с. 67, 68, 71 учебника.
- Иногда, если
нет под рукой этимологического словаря, который объясняет происхождение заимствованных
слов в русском языке, бывает очень тяжело отличить исконно русское слово от иноязычного.
Поэтому существуют признаки заимствованных слов, с которыми я предлагаю
познакомиться:
Признаки
заимствованных слов:
1) начинаются с
«а», «ф», «ц», «э»;
2) содержат сочетания
«шт», «хт», «кс», «мп».
3) имеют
приставки аква, гео, био, теле, моно и т. д.
III. Закрепление изученного материала
1.
Упражнение 121 (выполняем устно)
2.
Упражнение 128 (выполняем устно)
3. Упражнение
127 (выполняем в Листе контроля)
4. Задание
1 (выполняем
в Листе контроля)
5. Задание
2 (выполняем
в Листе контроля)
IV. Итог урока
1.
Проверь себя, устно ответь на вопросы после
выполнения устных и письменных заданий:
— Какие
слова являются исконно русскими?
— Какие
слова называются заимствованными (иноязычными)?
– В каких
словарях дается этимология (происхождение) слова?
-- Как отличить
русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Вспомни признаки заимствованных слов.
-- Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и
заимствованные слова, и
синонимичные
им исконно русские слова?
V. Домашнее задание
1)
выучить
определения на с. 67, 68 учебника;
Желаю успеха!
Лист контроля
6 - А класс
____________________________________________________________
ФИО
учащегося
11.11.2021 Русский язык
Тема:
Исконно
русские и заимствованные слова
Тест по теме «Лексика»
1.Что изучает лексика?
а)слово б)звуки
речи в)части слова г)части речи
2.Слова, имеющие одно лексическое значение, называются:
а)многозначными
б)двузначными в)однозначными
3.В каком варианте ответа есть синонимы?
а) чёрный – белый
б) бегемот – гиппопотам
в) поседеть к старости – посидеть рядом г) высокий – низкий
4.Слова, противоположные по лексическому значению, это…
а)синонимы б)антонимы в)омонимы
5.Укажите необщеупотребительное слово
а)говорить б)земля в)яруга г)птицы
6.В каком словосочетании есть профессионализмы?
а)лисий след
б)кухонный нож
в)корабельный кок
г)морская вода
7. Укажите диалектизм
а) гуашь б)бурак в) вода г) терраса
8. Закончи фразу, впиши пропущенное слово:
«Слова языка, известные всему народу являются ……. словами».
9. Закончи фразу, впиши пропущенное слово:
«Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной
специальности, профессии, называются ………»
10. Закончи фразу, впиши пропущенное слово:
«Слова, употребляемые только жителями той или иной
местности, называются…..»
Занеси варианты ответов в таблицу:
1 |
|
6 |
|
2 |
|
7 |
|
3 |
|
8 |
|
4 |
|
9 |
|
5 |
|
10 |
|
Задание 1
-
Пользуясь материалом «Для справок», поместите во вторую колонку таблицы лексическое
значение заимствованных слов, данных в первой колонке:
свитер |
|
тир |
|
мандат |
|
парад |
|
Для справок: торжественный смотр
физкультурников; фуфайка с высоким воротом; документ, удостоверяющий полномочие
депутата; помещение для стрельбы в цель.
Задание 2
– Пользуясь признаками заимствованных слов, из предложенных
выпишите только те, которые являются исконно русскими словами:
Арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение,
цех, эстамп, борщ, самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ, аквариум, воевода, география,
телефон, спутник.
Упражнение
127
- Замените исконно
русскими словами заимствования. Составьте и запишите с 3 заимствованными
словами словосочетания:
Презентация |
|
консенсус |
|
коммуникабельный |
|
позитивный |
|
деструктивный |
|
интегрировать |
|
имидж |
|
санкционировать |
|
Слова для справок
: представление, положительный,
объединять, облик, общительный, согласие, признавать законным, разрушительный.
Словосочетания:
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий