вторник, 2 ноября 2021 г.

 03.11.2021. 11-А класс. Русский язык (2 урока)

Дорогие ребята!

      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения нужно учить обязательно!

     Для организации контроля и оценивания выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 11-А. 03.11. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы: подчёркивать вставленные буквы и раскрытые скобки. Пищите разборчиво и аккуратно. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      11-А. 03.11. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия,  и выслать мне на почту.

      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.

     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем, ох, как пригодится!

      Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это экономит время учителя!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

11-А класс

Дата: 03.11.2021

Тема: Второстепенные члены предложения. Способы их выражения

Цель урока: расширить представление о второстепенных членах предложения и способах их выражения; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; активизировать познавательную деятельность; стимулировать и развивать мыслительные процессы; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

                                                   Ход урока

I.     Актуализация изученного материала.

    - Давайте вспомним теоретический материал, который мы повторили уже в начале учебного года.

1. Кроссвордный диктант «Проверяю себя» (выполняем в Листе контроля)

    - Вам необходимо вспомнить слово-термин, о котором речь идет в описании, и записать его. Если работаете в тетради – нужно записать только ответ

1) Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания. (9 букв)

2) Правила постановки знаков препинания изучает. (10 букв)

3) Состоит из главного и зависимого слова. (14 букв)

4) Предложения, в которых содержится вопрос. (14 букв)

5) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо. (17 букв)

6) Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим. (13 б.)

7) Предложения, которые мы произносим с особым чувством. (15 букв)

8) Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что? (10 букв)

9) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (10 букв)

10) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда?, обозначает время, место, способ действия. (14 букв)

11) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей? который? (11 букв)

12) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). (13 букв)

13) Главный член предложения, который отвечает на вопросы: что делает предмет? Кто он такой? или что он такое? (9 букв)

14) Предложения, в которых нет второстепенных членов. (18 букв)

 

II. Работа над темой урока.

1.      Постановка целей и задач урока

 - Устно выполни задание. Среди предложенных предложений найди нераспространенное:

           А) Собака бежала впереди меня.

           Б) Ночь уже надвинулась.

           В) Умиление, любопытство, страх разом овладели мною.

           Г) Я был счастлив.

 - Правильно. Это предложение «Я был счастлив.» Почему оно нераспространенное? Преврати это предложение в распространенное. Что для этого нужно сделать?

 - Да, ты прав: нужно распространить его второстепенными членами. Сегодня на уроке ты вспомнишь и обобщишь свои знания о второстепенных членах предложения.

2.      Просмотр видеоурока по теме.

 - Вспомнить изученный материал я предлагаю с помощью видеоурока. Пройди по ссылке и внимательно прослушай и просмотри видео.

                                    https://www.youtube.com/watch?v=32Z4U26N0aU

1.      Объяснение учителя.

       - Кроме главных членов (подлежащего и сказуемого) в предложении могут быть второстепенные члены: определение, дополнение, обстоятельство.

       - Какова их роль в предложении? (При их помощи информация передаётся более полно, разносторонне).

        - Почему их называют второстепенными? (Называют их второстепенными неслучайно. Если эти члены предложения изъять из предложения, то мы информацию всё-таки получим. Но если убрать главные члены, то предложение не отразит важный для нас смысл. Следовательно: второстепенные члены предложения не входят в грамматическую

основу (подлежащее и сказуемое); второстепенные члены предложения, распространяя главные члены или другие второстепенные члены, помогают полнее, разностороннее и точнее выразить смысл высказывания. Второстепенные члены предложения поясняют

главные или другие второстепенные члены, синтаксически зависят от главных членов предложения).

— Традиционно среди второстепенных членов предложения выделяют определение, дополнение и обстоятельство.

      Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей? который? Определение подчинено существительному, называющему характеризуемый предмет или

явление. В соответствии со способом грамматического выражения и характером связи с определяемым существительным выделяются согласованные и несогласованные определения. Согласованные определения связаны с определяемым словом типом связи согласование и способны уподобляться ему в числе и падеже (а в единственном числе — и в роде). Несогласованные определения — это определения, которые связываются с определяемым словом по способу управления или примыкания. Такие определения выражаются грамматическими разрядами слов, которые не способны к согласованию.

      Особой разновидностью определений является приложение. Приложение —это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже, что и определяемое слово. Определяя предмет, приложение даёт ему другое название. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным прилагательным и причастием, а также субстантивированным числительным. Приложения могут иметь самые разные значения.

      Дополнение — это второстепенный член предложения, указывающий на предмет, на который направлено действие или который является результатом действия. Дополнения выражают объектные отношения и отвечают на вопросы косвенных падежей. Разграничиваются дополнения прямые и косвенные. Прямое дополнение — это дополнение, обозначающее объект, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются существительным или местоимением, которое стоит:

 1) в винительном падеже без предлога: Ель рукавом мне тропинку завесила (А. Фет);

      2) в родительном падеже при глаголе с отрицанием: На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести (К. Паустовский);

      3) в родительном падеже при выражении «частичного объекта», то есть для обозначения части целого: Он налил в стакан капель и разбавил их кипячёной водой (К. Паустовский).

       Косвенные дополнения — это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом. Например: В этом утре уже было предчувствие длинного лета, тёплых ливней… (К. Паустовский).

Дополнение может быть выражено также инфинитивом (объектный инфинитив): И тогда государь повелел ослепить этих зодчих (Д. Кедрин).

       Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает различные обстоятельства проявления действия или признака. Обстоятельства связываются с определяемым словом посредством примыкания и управления и обычно подчиняются глагольному слову. По значению обстоятельства делятся на несколько видов: образа действия (как? каким образом?); меры и степени (насколько? в какой степени?); места (где? куда? откуда?); времени (когда? как долго?); причины (почему?); цели (с какой целью? зачем?); условия (при каком условии?); уступки (несмотря на что?); сравнения (как?).

      - Что нужно сделать, чтобы определить вид второстепенного члена предложения? (Нужно найти слово, от которого он зависит, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи выражен).

 

III. Практическое закрепление теоретического материала.

            Задание 1. (выполняем в Листе контроля)

         - Заполни вторую часть таблицы, записав вид дополнения (прямое или косвенное) при  глаголе-сказуемом:

Словосочетание

Вид дополнения

1

Понравился местоположением

 

2

Почувствовал отвагу

 

3

Не взял ничего

 

4

Принес молока

 

5

Толковали о посеве

 

6

Поигрывал на балалайке

 

7

Жаль птиц

 

8

Белела скатертью

 

9

Не увидишь деревца

 

10

Ходил с барином

 

 

                   Задание 2. (выполняем в Листе контроля)

 - К выделенным словам подберите и запишите на месте пропуска распространённые согласованные определения из списка слов для справок; расставьте, где необходимо, запятые; определения выделите курсивом.

1) Комментарии к событию … не соответствуют истине.

2) Он … ничего не хотел делать сам.

3) … мальчик просил прощения у родителей.

4) Стена … имела странный вид.

5) Остров … сейчас скрывался в тумане.

6) На охоте хорошо служит ружьё

7) … он всегда отвечал за все классные проделки.

8) … она поспешила сообщить всё родственникам.

           Для справок. Распространённый в прессе; обрадованный известием; избалованный прислугой; красный от стыда; первый по списку; крашенный масляной краской; находящийся недалеко от берега; испытанный годами.

      (Род, падеж, число можно изменять.)   

                Задание 3. (выполняем в Листе контроля)

  - В данных предложениях курсивом выделите обстоятельства и в скобках рядом с ним укажите их вид по значению:

Над его головою шатром раскинулся могучий дуб.

Беспокойство понемногу овладело моими мыслями.

Я бережно поднял упавший в грязь цветок.

В детстве я видывал Татьяну только по праздникам.

Мальчик похолодел от испуга.

Владимир уехал домой заканчивать свои хозяйственные дела.

Бонапарта при Божьей помощи выгоним за пределы российские.

Несмотря на все эти прозвища, его очень любили.

Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами.

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.

     - Проверь себя. Устно ответь на вопросы

      - Какую роль играют в предложении второстепенные члены?

      - Насколько важно употреблять в нашей речи предложения, где есть второстепенные члены?

      - От слова какой части речи может зависеть: а) определение; б) дополнение;

в) обстоятельство?

       - Какие обобщённые грамматические значения имеют: а) определение; б) дополнение;

в) обстоятельство?

 III. Домашнее задание: выучить определения главных членов предложения, знать их классификацию

                Желаю успеха!

 

Лист контроля

11 - А  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

 03.11.2021    Русский язык

 Тема: Тема: Второстепенные члены предложения. Способы их выражения

 1. Кроссвордный диктант «Проверяю себя»

    - Вам необходимо вспомнить слово-термин, о котором речь идет в описании, и записать его. Если работаете в тетради – нужно записать только ответ

1) Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания. (9 букв)

_______________________

2) Правила постановки знаков препинания изучает. (10 букв)

_______________________

3) Состоит из главного и зависимого слова. (14 букв)

_______________________

4) Предложения, в которых содержится вопрос. (14 букв)

________________________

5) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо. (17 букв)

_______________________

6) Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим. (13 б.)

________________________

7) Предложения, которые мы произносим с особым чувством. (15 букв)

________________________

8) Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что? (10 букв)

_________________________

9) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (10 букв)

_______________________________

10) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда?, обозначает время, место, способ действия. (14 букв)

____________________________________

11) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей? который? (11 букв)

____________________________________

12) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). (13 букв)

_________________

13) Главный член предложения, который отвечает на вопросы: что делает предмет? Кто он такой? или что он такое? (9 букв)

________________________

14) Предложения, в которых нет второстепенных членов. (18 букв)

______________________

 

                      2. Задание 1. 

         - Заполни вторую часть таблицы, записав вид дополнения (прямое или косвенное) при  глаголе-сказуемом:

Словосочетание

Вид дополнения

1

Понравился местоположением

 

2

Почувствовал отвагу

 

3

Не взял ничего

 

4

Принес молока

 

5

Толковали о посеве

 

6

Поигрывал на балалайке

 

7

Жаль птиц

 

8

Белела скатертью

 

9

Не увидишь деревца

 

10

Ходил с барином

 

                   3. Задание 2.

 - К выделенным словам подберите и запишите на месте пропуска распространённые согласованные определения из списка слов для справок; расставьте, где необходимо, запятые; определения выделите курсивом.

1) Комментарии к событию … не соответствуют истине.

2) Он … ничего не хотел делать сам.

3) … мальчик просил прощения у родителей.

4) Стена … имела странный вид.

5) Остров … сейчас скрывался в тумане.

6) На охоте хорошо служит ружьё

7) … он всегда отвечал за все классные проделки.

8) … она поспешила сообщить всё родственникам.

           Для справок. Распространённый в прессе; обрадованный известием; избалованный прислугой; красный от стыда; первый по списку; крашенный масляной краской; находящийся недалеко от берега; испытанный годами.

      (Род, падеж, число можно изменять.)   

                4. Задание 3.

  - В данных предложениях курсивом выделите обстоятельства и в скобках рядом с ним укажите их вид по значению:

Над его головою шатром раскинулся могучий дуб.

Беспокойство понемногу овладело моими мыслями.

Я бережно поднял упавший в грязь цветок.

В детстве я видывал Татьяну только по праздникам.

Мальчик похолодел от испуга.

Владимир уехал домой заканчивать свои хозяйственные дела.

Бонапарта при Божьей помощи выгоним за пределы российские.

Несмотря на все эти прозвища, его очень любили.

Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами.

                                  Спасибо за работу!

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)