понедельник, 1 ноября 2021 г.

 02.11.2021. 11-А класс. Литература (2 урока)

Дорогие ребята!

      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения нужно учить обязательно!

     Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 11-А. 02.11. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 02.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы: подчёркивать вставленные буквы и раскрытые скобки. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      11-А. 02.11. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 02.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия,  и выслать мне на почту.

      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.

     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем, ох, как пригодится!

      Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это экономит время учителя!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

11-А класс

Дата: 02.11.2021

Тема: Максим Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.

Цель: познакомиться с  биографией М.Горького; повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы; выявить особенности романтических произведений М.Горького; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы.


Ход урока

                                                                                Эпиграф:

                              Человека создает его сопротивление окружающей                   среде. (М.Горький)

I. Мотивация.

      – Сегодняшний наш урок посвящен жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького. Вы ранее изучали автобиографическую трилогию Горького, его детские и юношеские годы. Сегодня мы с вами познакомимся со всеми вехами жизни великого писателя, поговорим и о его творчестве, обратимся к романтическим рассказам Горького.

 

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с биографией, творчеством А.М.Горького

- Внимательно изучи данную информацию. После чего пройди по ссылке и посмотри презентацию.

      Алексей Максимович Горький был и остается центральной фигурой литературного процесса конца XIX – первой трети ХХ веков, одним из главных действующих лиц советской литературы.

Ранние годы.

      Алексей Максимович Пешков (М. Горький — псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г. Отец, Максим Савватиевич Пешков, столяр-краснодеревщик, рано умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина, дочь владельца красильной мастерской, Василия Васильевича Каширина, рано скончалась от чахотки. Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко, его спасала любовь бабушки-Акулины Ивановны. В 6 лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту. Обучался 2 года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал: рассыльным в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходах. И очень много с жадностью читал, особенно  русскую литературную классику.

      Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая поступить в университете. Там познакомился со студентами, бывал на их сходках, читал запрещенную литературу. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником Михаилом Антоновичем Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах. Пережитое за все эти годы вошло в автобиографическую трилогию М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». В Нижнем познакомился с Владимиром   Галактионовичем Короленко, который поддержал его творческие начинания и назвал  «самородком с несомненным литературным талантом».

Становление писателя.

      Весной 1891 г. Горький покидает Нижний Новгород и отправляется по стране, в Тифлис, где местная газета в сентябре 1892 г. напечатала дебютный рассказ 24-летнего Максима Горького – «Макар Чудра». В октябре того же года Горький возвращается в Нижний Новгород, и потом там создает свой первый роман – «Фома Гордеев», в 1901году лично знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и Львом Николаевичем Толстым, под их влиянием прозаик впервые обратился к жанру драматургии, написав пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). Перенесенные на сцену, они пользовались огромной популярностью. «Мещан» поставили в Берлине и Вене, что принесло Горькому известность европейского масштаба.

      В апреле 1901 года Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге, а затем в мае выслан в Арзамас под надзор полиции, но в августе 1902 г. «дело» Горького было прекращено за недостаточностью оснований для обвинения, и арзамасская ссылка закончилась. Горький не остался в стороне от революции 1905 г., осенью стал членом Российской социал-демократической рабочей партии, в эмиграции он пишет роман «Мать», который положил начало новому направлению в литературе - социалистического реализму. В 1913 г. Горький вернулся в Россию,  приступает к написанию художественной автобиографии. Если Февральскую революцию Максим Горький встретил с энтузиазмом, то на события октября 1917 г. его реакция была более противоречивой. Тем не менее уже во 2-ой половине 1918 г. Горький является союзником власти большевиков, хотя демонстрирует несогласие с рядом их принципов и методов, в частности, по отношению к интеллигенции.

Период эмиграции и последние годы жизни.

      В 1921 г. Горький уезжает за границу, в Европу. Согласно широко распространенной версии, он сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился о здоровье великого писателя в связи с обострением его болезни (туберкулеза). В честь 60-летия литератора в 1928 г. советское правительство и лично Сталин пригласили Горького приехать в Советский Союз, организовав ему торжественный прием. В 1932 г. Максим Горький возвращается на родину окончательно и становится лидером новой советской литературы. Великий пролетарский писатель, как его стали называть, ведет активную общественно-организаторскую работу, основывает большое количество печатных изданий, не забывая и о литературном творчестве (пьесы «Егор Булычев и другие», роман «Жизнь Клима Самгина»). В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 г., 18 июня, страну облетело известие о том, что Максима Горького не стало.

 2. Просмотр презентации

- Для закрепления и расширения знаний по биографии писателя предлагаю пройти по ссылке и посмотреть презентацию:

https://docs.google.com/presentation/d/14d0eOO2CDAk2TTWQYAaysWx7G5GRY3N8/edit?usp=sharing&ouid=107502458731091919357&rtpof=true&sd=true

3. Актуализация изученного материала

      Ранний период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни. М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.

      Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей, выявление которых и станет нашей с вами целью на ближайшее время. Но прежде чем приступить к анализу текстов, вспомним, что такое романтизм и его отличительные особенности.

      Романтизм – литературное направление конца 18-начала 19 века, противоположное классицизму, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

      Черты романтизма:

  • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;
  • интерес ко всему  сильному, яркому, возвышенному;
  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
  • мучительное переживание героя разлада с действительностью;
  • отказ героя от обыденного;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.

 4.  Характеристика раннего творчества А.М.Горького

      В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, бог – частица его разума и сердца...». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».

     Именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников. В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека с  окружающим  миром,  а  также  проблема  человека  как  личности вообще. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия. Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры. В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать. Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.

      Молодого  писателя  интересует  характер,  личность  как  проявление индивидуального, особенного. Это яркость, исключительность их характеров, выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной реальности, и принципиальное одиночество. Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Романтические герои Горького: сильные, гордые, свободолюбивые, одинокие, особенные, яркие, необычные, сильные, загадочные. И основными романтическими произведениями М.Горького стали «Макар Чудра» (1892 г.), «Старуха Изергиль» (1894 г.) и «Челкаш» (1895г.).

 5. Работа с учебником

      - Закрепите и расширьте свои знания о ранних романтических произведения М.Горького, прочитав с. 187 – 193 учебника.

    6. Работа над содержанием рассказов М.Горького «Макар Чудра» (1892 г.), «Старуха Изергиль» (1894 г.) и «Челкаш» (1895г.).

        - На сайте «Образовака.ру» повторите краткое содержание рассказов, пройдите тест.

                 Тесты. А.М.Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»

(выполняем в Листе контроля)

1. К какому периоду в творчестве Максима Горького принадлежат рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»?

 А) Классическому;    Б) Романтическому;   

 В) Реалистическому;    Г)  Модернистскому.

2. Кто поведал рассказчику историю о трагической любви?

        А) Данило;    Б) Лойко Зобар;    В) Макар Чудра;    Г) Радда.

3. Кому из героев рассказа принадлежат слова: «Я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»

          А) Радде;    Б) Даниле;    В) Макару;    Г)  Лойко.

 4. Что Радда любила больше, чем Лойко?

          А) Волю;    Б) Одиночество;    В) Отца;    Г) Кочевую жизнь.

5. Какое условие поставила перед Лойко Радда?

 А) Он должен был украсть ради нее табун лошадей;

 Б) Он должен был поклониться ей в ноги перед всем табором;

 В) Он должен был уехать прочь на год и вернуться богатым;

 Г) Он должен был принять чужую веру.

6. Что случилось с Раддой?

 А) Девушка вышла замуж за Лойко;

 Б) Девушка сбежала с Макаром Чудрой;

 В) Девушку убил Лойко ножом;

 Г) Девушка осталась в таборе.

7. Какую тему развивает Максим Горький в рассказе «Макар Чудра»?

 А) Стремления к свободе;    Б) Кочевой жизни;

 В) Семейного счастья и одиночества;    Г) Силы искусства.

8. Какие темы раскрывает Максим Горький в рассказе «Челкаш»?

 А) Свободы, смысла жизни;    Б)  Любви, семьи;

 В) Войны, выживания;    Г) Одиночества, поиска своего предназначения.

9. За что Челкаш набросился на Гаврилу и начал его душить?

А) Гаврила начал громко кричать и звать на помощь охранников;

Б) Гаврила плохо отозвался о семье Челкаша;

В) Гаврила рассказал, что хотел его убить и забрать деньги;

Г) Гаврила уронил в море все заработанные деньги.

10. Чем закончился рассказ?

А) Челкаш отдал почти все деньги Гавриле и они разошлись;

Б) Челкаш подставил Гаврилу, сказав охране, что это он украл груз;

В) Гаврила убил Челкаша, бросив в него камнем;

Г) Гаврила забрал у Челкаша деньги, пока тот был без сознания, и сбежал.

11. Каким общим идеям подчинены все три части произведения «Старуха Изергиль»?

а) Идеям любви между мужчиной и женщиной, вопросам брака;

б) Идеям гармоничных отношений в семье, понимания отцов и детей;

в) Идеям родины как высшей ценности, необходимости защиты отеческой земли;

г) Идеям смысла жизни и ее истинной ценности, свободы человека.

12. Какая особенность композиции не относится к рассказу?

а) всё повествование держится на описании чувств героев

б) состоит из трёх самостоятельных частей

в) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль

г) это рассказ в рассказе

13. Что общего в судьбах старухи Изергиль и Ларра?

а) предательство

б) самопожертвование

в) не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными

г) прожили долгую и счастливую жизнь.

14. Что общего в судьбах старухи Изергиль и Данко?

а) стремились к богатству

б) нашли счастье в любви

в) их жизнь посвящена любви к людям

г) прожили короткую, но счастливую жизнь.

15.Что символизируют герои рассказа? Установите соответствие

1) старуха Изергиль

а) индивидуализм

2) Ларра

 

3) Данко

б) самопожертвование, жизнь ради других

 

III. Подведение итогов урока

      - Сделаем выводы. Раннее творчество А.М. Горького относится к романтическому периоду.

     Что заставило писателя в эпоху реализма обратиться к романтизму? Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги… и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…” Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой произведений писателя. Он - воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.

IV. Домашнее задание:

1.    К следующему уроку (04.11.2021): В Листе контроля по плану написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Современный Данко…Кто он?»

2. Задание на вторник (09.11.2021): прочитать краткое содержание пьесы А.М. Горького «На дне» на сайте «Образовака.ру», с.193-197 учебника. Подготовиться к тестовому опросу

                                                                 Желаю успеха!

                                       Лист контроля

11 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

 02.11.2021    Литература

 Тема: Максим Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.

        1. Тесты. А.М.Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»

 - Заполни таблицу, вписав правильные варианты ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.

 

1.

 

9.

 

2.

 

10.

 

3.

 

11.

 

4.

 

12.

 

5.

 

13.

 

6.

 

14.

 

7.

 

15.

 

8.

 

 2.      Сочинение-рассуждение «Современный Данко…Кто он?»

                                    План

I. Вступление. Кто такой Данко как литературный герой? Чем он тебе запомнился?

II. Тезис и доказательство.

1.      Назвать вашего современника, который поступает как Данко.

2.      Привести примеры (1-2) его поступков.

III. Вывод

Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)