02.11.2021. 11-А класс. Литература (2 урока)
Дорогие
ребята!
В ближайшее время нам придётся работать в
дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал;
опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять
практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения
нужно учить обязательно!
Для организации контроля и оценивания письменно
выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта
урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
Файл
подписать: 11-А. 02.11. Иванов А., где 11-А – ваш
класс; 02.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Можно выполнять задания в тетради,
записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для
ответов в тестах переписывать не нужно. Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы:
подчёркивать вставленные буквы и раскрытые скобки. После того, как справились с
заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное
вами было хорошо видно, подписать:
11-А. 02.11.
Иванов А., где 11-А – ваш класс; 02.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и выслать
мне на почту.
Но
проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать
учителю на электронную почту.
Это
экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и
т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную
грамотность. В будущем, ох, как
пригодится!
Все работы будут проверены и оценки
выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан
вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной
работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно
подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это
экономит время учителя!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать
в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие
оценки.
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
11-А класс
Дата: 02.11.2021
Тема: Максим Горький. Сведения из биографии. Тематика и
проблематика раннего творчества.
Цель: познакомиться с биографией М.Горького; повторить и обобщить
знания о романтизме как направлении литературы; выявить особенности романтических
произведений М.Горького; совершенствовать навыки аналитической работы с
текстом, способности обобщать и делать выводы.
Ход урока
Эпиграф:
Человека создает
его сопротивление окружающей среде. (М.Горький)
I. Мотивация.
– Сегодняшний наш урок посвящен жизни и
творчеству Алексея Максимовича Горького. Вы ранее изучали автобиографическую
трилогию Горького, его детские и юношеские годы. Сегодня мы с вами познакомимся
со всеми вехами жизни великого писателя, поговорим и о его творчестве,
обратимся к романтическим рассказам Горького.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией, творчеством
А.М.Горького
- Внимательно
изучи данную информацию. После чего пройди по ссылке и посмотри презентацию.
Алексей
Максимович Горький был и остается центральной фигурой литературного процесса
конца XIX – первой трети ХХ
веков, одним из главных
действующих лиц советской литературы.
Ранние годы.
Алексей Максимович Пешков (М. Горький —
псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 марта
Летом
Становление писателя.
Весной
В апреле 1901 года Горький арестован в
Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в
Петербурге, а затем в мае выслан в Арзамас под надзор полиции, но в августе
Период эмиграции и последние годы
жизни.
В
- Для
закрепления и расширения знаний по биографии писателя предлагаю пройти по
ссылке и посмотреть презентацию:
3. Актуализация изученного материала
Ранний
период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами.
Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное,
героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против
несправедливостей жизни. М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел,
чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя
бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних
произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в
этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
Романтические произведения М. Горького имеют
ряд особенностей, выявление которых и станет нашей с вами целью на ближайшее
время. Но прежде чем приступить к анализу текстов, вспомним, что такое романтизм и его
отличительные особенности.
Романтизм
– литературное направление конца 18-начала 19 века, противоположное
классицизму, характерным признаком которого является отображение и
воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей
действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и
неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся
в резком конфликте с обществом, с людьми.
Черты романтизма:
- провозглашение человеческой
личности, сложной, глубокой;
- утверждение внутренней
бесконечности, человеческой индивидуальности;
- интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;
- тяготение к фантастике,
условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического,
обыденного и необычного;
- мучительное переживание героя разлада
с действительностью;
- отказ героя от обыденного;
- стремление личности к
абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.
4. Характеристика раннего творчества А.М.Горького
В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года
Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в
звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного,
благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим
собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что
кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его
творчества, бог – частица его разума и сердца...». Писатель понимает,
что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит:
«Настало время романтического».
Именно группа романтических рассказов
воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они
свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне
своих предшественников. В произведениях этого периода творчества Горького
преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается
романтическая проблема противоборства сильного человека с
окружающим миром, а также проблема человека
как личности вообще. Именно проблема свободы становится центральной
проблемой ранних рассказов писателя. Действие рассказов и легенд перенесено в
фантастические для реальной жизни условия. Мир произведений резко разграничен
на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры
остается тень, после Данко – искры. В ранних рассказах Горького этой поры
лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы,
нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Он одушевляет
природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать.
Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол).
Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои
мысли и идеи в аллегорической форме.
Молодого писателя
интересует характер, личность как проявление
индивидуального, особенного. Это яркость, исключительность их характеров,
выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной
реальности, и принципиальное одиночество. Два качества особенно заметны у
горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить
судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы
приходится жертвовать жизнью. Романтические герои Горького: сильные,
гордые, свободолюбивые, одинокие, особенные, яркие, необычные, сильные,
загадочные. И основными романтическими произведениями М.Горького стали «Макар
Чудра» (1892 г.), «Старуха Изергиль» (1894 г.) и «Челкаш» (1895г.).
5. Работа с учебником
- Закрепите
и расширьте свои знания о ранних романтических произведения М.Горького,
прочитав с. 187 – 193 учебника.
6. Работа над содержанием рассказов М.Горького «Макар Чудра» (1892 г.), «Старуха Изергиль» (1894 г.) и «Челкаш» (1895г.).
-
На сайте «Образовака.ру» повторите краткое содержание рассказов, пройдите тест.
Тесты. А.М.Горький «Макар Чудра»,
«Старуха Изергиль», «Челкаш»
(выполняем в Листе контроля)
1. К какому
периоду в творчестве Максима Горького принадлежат рассказы «Макар Чудра»,
«Старуха Изергиль», «Челкаш»?
А) Классическому; Б) Романтическому;
В) Реалистическому; Г) Модернистскому.
2. Кто поведал
рассказчику историю о трагической любви?
А) Данило; Б) Лойко Зобар; В) Макар Чудра; Г) Радда.
3. Кому из
героев рассказа принадлежат слова: «Я свободный человек и буду жить так, как я
хочу!»
А) Радде; Б) Даниле; В) Макару; Г) Лойко.
4. Что Радда любила больше, чем Лойко?
А) Волю; Б) Одиночество; В) Отца;
Г) Кочевую жизнь.
5. Какое условие
поставила перед Лойко Радда?
А) Он должен
был украсть ради нее табун лошадей;
Б) Он должен
был поклониться ей в ноги перед всем табором;
В) Он должен
был уехать прочь на год и вернуться богатым;
Г) Он должен
был принять чужую веру.
6. Что случилось
с Раддой?
А) Девушка
вышла замуж за Лойко;
Б) Девушка
сбежала с Макаром Чудрой;
В) Девушку убил
Лойко ножом;
Г) Девушка
осталась в таборе.
7. Какую тему
развивает Максим Горький в рассказе «Макар Чудра»?
А) Стремления
к свободе; Б) Кочевой жизни;
В) Семейного
счастья и одиночества; Г) Силы
искусства.
8. Какие темы
раскрывает Максим Горький в рассказе «Челкаш»?
А) Свободы,
смысла жизни; Б) Любви, семьи;
В) Войны,
выживания; Г) Одиночества, поиска
своего предназначения.
9. За что Челкаш
набросился на Гаврилу и начал его душить?
А) Гаврила начал громко кричать и звать на помощь
охранников;
Б) Гаврила плохо отозвался о семье Челкаша;
В) Гаврила рассказал,
что хотел его убить и забрать деньги;
Г) Гаврила уронил в море все заработанные деньги.
10. Чем
закончился рассказ?
А) Челкаш отдал почти все деньги Гавриле и они
разошлись;
Б) Челкаш подставил Гаврилу, сказав охране, что это
он украл груз;
В) Гаврила убил Челкаша, бросив в него камнем;
Г) Гаврила забрал у Челкаша деньги, пока тот был без
сознания, и сбежал.
11. Каким общим
идеям подчинены все три части произведения «Старуха Изергиль»?
а) Идеям любви между мужчиной и женщиной, вопросам
брака;
б) Идеям гармоничных отношений в семье, понимания
отцов и детей;
в) Идеям родины как высшей ценности, необходимости
защиты отеческой земли;
г) Идеям смысла жизни и
ее истинной ценности, свободы человека.
12. Какая
особенность композиции не относится к рассказу?
а) всё повествование
держится на описании чувств героев
б) состоит из трёх самостоятельных частей
в) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль
г) это рассказ в рассказе
13. Что общего в
судьбах старухи Изергиль и Ларра?
а) предательство
б) самопожертвование
в) не способны долго
помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными
г) прожили долгую и счастливую жизнь.
14. Что общего в
судьбах старухи Изергиль и Данко?
а) стремились к богатству
б) нашли счастье в любви
в) их жизнь посвящена
любви к людям
г) прожили короткую, но счастливую жизнь.
15.Что
символизируют герои рассказа? Установите соответствие
1) старуха
Изергиль |
а)
индивидуализм |
2) Ларра |
|
3) Данко |
б)
самопожертвование, жизнь ради других |
III. Подведение итогов урока
- Сделаем выводы. Раннее творчество А.М. Горького
относится к романтическому периоду.
Что заставило писателя в эпоху реализма
обратиться к романтизму? Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие
слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая,
толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги… и
трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…”
Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой
произведений писателя. Он - воплощение духовного порыва, справедливости,
полнокровной счастливой жизни.
IV. Домашнее задание:
1. К следующему уроку (04.11.2021):
В Листе
контроля по плану написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Современный
Данко…Кто он?»
2. Задание на вторник (09.11.2021): прочитать краткое содержание пьесы А.М. Горького «На дне» на сайте «Образовака.ру», с.193-197 учебника. Подготовиться к тестовому опросу
Желаю успеха!
Лист контроля
11 - А класс
__________________________________________________
ФИО
учащегося
02.11.2021 Литература
Тема: Максим Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.
1. Тесты. А.М.Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»
- Заполни таблицу, вписав правильные варианты
ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.
1. |
|
9. |
|
2. |
|
10. |
|
3. |
|
11. |
|
4. |
|
12. |
|
5. |
|
13. |
|
6. |
|
14. |
|
7. |
|
15. |
|
8. |
|
2. Сочинение-рассуждение «Современный Данко…Кто он?»
План
I.
Вступление. Кто такой Данко как литературный герой? Чем он тебе запомнился?
II.
Тезис и доказательство.
1.
Назвать
вашего современника, который поступает как Данко.
2.
Привести
примеры (1-2) его поступков.
III. Вывод
Спасибо
за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий