среда, 13 октября 2021 г.

07.10.2021. 10-11 класс. Памятка "Как писать итоговое сочинение"

Предлагаем для обучающихся памятку «Как написать итоговое сочинение»:

        -   суммарный объём введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

        -   на выбор темы нужно потратить не более 10-15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения;

        -   не менять тему в процессе написания сочинения;

        -   на черновике составить тезисы или план (план в чистовик не переносится); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;

        -   нумеровать страницы черновика;

        -   строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

        -   не подменять примеры из текста пересказом;

        -   не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём сочинения; – если есть сомнение в авторстве или названии, можно сделать косвенную ссылку на критику («В.Г. Белинский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

        -   то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Достоевского...»; «антипод главного героя» и т.п.;

        -   если не уверены в жанре произведения, то вместо «рассказ, повесть, новелла, роман» можно употребить обобщенное слово – произведение;

        -   удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов; привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом демонстрируя свою эрудицию и умение сопоставлять;

        -   обязательно рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик; не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.

Можно использовать речевые клише:

        -   клише для вступления или для оформления тезиса (Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… Могу предположить, что …(тезис). Позволю себе высказать свою точку зрения);

        -   переход к основной части (В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ... Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к … Обратимся к произведениям художественной литературы. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…);

        -   внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) (Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… Можно привести и другой пример. В качестве второго аргумента обратимся к произведению… Эта же тема рассматривается и в произведении…);

        -   заключение (К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо… В заключение мне хотелось бы сказать, что… Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: ... Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… Обобщая сказанное, хочу сказать, что…).

языку.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)