07.10.2021. 10-11 класс. Памятка "Как писать итоговое сочинение"
Предлагаем для обучающихся
памятку «Как написать итоговое сочинение»:
- суммарный объём введения и заключения не должен превышать одной
трети всего сочинения;
- на
выбор темы нужно потратить не более 10-15 минут; в случае затруднения с выбором
темы можно пользоваться методом исключения;
- не
менять тему в процессе написания сочинения;
- на
черновике составить тезисы или план (план в чистовик не переносится); удобнее
писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед
глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;
- нумеровать
страницы черновика;
- строго
придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять
собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
- не
подменять примеры из текста пересказом;
- не
увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём
сочинения; – если есть сомнение в авторстве или названии, можно сделать
косвенную ссылку на критику («В.Г. Белинский по этому поводу писал...»:
«критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
- то
же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения,
указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»),
заменив забытое имя словами «один из героев Достоевского...»; «антипод главного
героя» и т.п.;
- если
не уверены в жанре произведения, то вместо «рассказ, повесть, новелла, роман»
можно употребить обобщенное слово – произведение;
- удобно
пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты
ответов; привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни,
таким образом демонстрируя свою эрудицию и умение сопоставлять;
- обязательно
рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на
чистовик; не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.
Можно использовать речевые
клише:
- клише
для вступления или для оформления тезиса (Передо мной тема сочинения «…»,
которая заинтересовала меня тем, что… Могу
предположить, что …(тезис). Позволю
себе высказать свою точку зрения);
- переход
к основной части (В правильности такой
точки зрения меня убеждает художественная литература. Давайте вспомним произведения художественной
литературы, в которых раскрывается тема ... Правильность своей точки
зрения могу доказать, обратившись к … Обратимся к произведениям художественной
литературы. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной
литературы. Размышляя о …, я не могу
не обратиться к произведению ФИО, в котором…);
- внутри
основной части (переход от одного аргумента к другому) (Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится
(поднимается вопрос) о том, что… Можно привести и другой пример. В
качестве второго аргумента обратимся к произведению… Эта же тема
рассматривается и в произведении…);
- заключение
(К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо… В
заключение мне хотелось бы сказать, что… Все приведенные мной аргументы,
основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенных
аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: ...
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… Обобщая
сказанное, хочу сказать, что…).
языку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий