понедельник, 11 октября 2021 г.

 03.09.2021. ШМК учителей-филологов. Методические рекомендации по преподаванию литературы в 2021-2022 учебном году

Литература

Король Г.Н., Рубинская Н.О.,

методисты отдела русского языка и литературы
ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

 

Методические рекомендации подготовлены в целях разъяснения вопросов организации преподавания учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА» в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2021–2022 учебном году в соответствии с требованиями действующих государственных образовательных стандартов общего образования, примерных основных образовательных программ  основного общего и среднего общего образования в редакции 2021 года.

О преподавании учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА» на уровне основного общего образования / среднего общего образования:

Особенностью преподавания литературы в условиях реализации ГОС является формирование метапредметных результатов, которые заключаются в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

В Государственном образовательном стандарте основного общего образования (утвержденного  Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 7.09.2020 года №121/НВ, в редакции Приказа министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021 г. № 682) подчеркнуто, что учебный предмет «Литература» должен способствовать:

1) осознанию значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формированию потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечению культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитанию квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитию способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладению процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формированию умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Таким образом, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Особенности преподавания литературы

Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт её понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.

Цель преподавания литературы – воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором». (Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М: Просвещение, 2018. С. 18.)

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство искусства слова и основ науки (литературоведения).

В основу преподавания курса литературы положен системно-деятельностный  и метапредметный подход, повышающий мотивацию обучения и позволяющий реализовать способности, потребности и интересы школьника. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личностным развитием обучающихся.

Основу содержания литературы составляет чтение и изучение художественных произведений. Восприятие, анализ и интерпретация текстов

базируются на системе историко-литературных и теоретико-литературных знаний, на определённых видах учебной деятельности, главными из которых являются осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; различные виды пересказа; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; написание сочинений по художественным произведениям; целенаправленный поиск информации в различных источниках и её обработка.

В ГОС четко прописан системно-деятельностный подход. Задачей современного образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков по предмету, но и совокупность универсальных учебных действий, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирования универсальных учебных действий, усвоение системы знаний и формирование компетентностей. В требовании к организации обучения включены:

        -   организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебнопознавательных мотивов;

        -   выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку учащихся в задании;

        -   организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Критерии результативности урока при системно-деятельностном подходе:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Принцип системно-деятельностного подхода, который в условиях внедрения  ГОС становится главенствующим, характеризуется, прежде всего, творческим поиском, рефлексией, самоорганизацией учащихся – это   составляющие успешного обучения сегодня. Действия на уроке становятся осмысленными, значимыми только тогда, когда ученик чётко понимает: ЧТО он делает, ЗАЧЕМ он это делает, КАК он это делает?  

Как же преподавать литературу в таких условиях? В условиях, когда вместо бумажных книг на столах учеников лежат различные электронные гаджеты, и учитель, находящийся с противоположной стороны, даже не подозревает, что в данный момент в них может быть открыто. В лучшем случае это краткое содержание произведения или критическая статья о нем. В данном случае считаем приоритетным метод использования компьютерных технологий. Этот метод востребован современными детьми. Ведь ребята охотно принимаются за работу, которую можно осуществить с помощью выхода в интернет через телефоны, айфоны и т.д. прямо на уроке.

Модели ИКТ (мультимедиа, интерактивные средства обучения, электронные образовательные ресурсы):

        -   выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

        -   компьютерное тестирование;

        -   использование электронных образовательных ресурсов.

Дидактический материал

Создание проекта

Презентация

Работа в программе  Microsoft Publicher

Использование ИКТ на уроках литературы

Поиск материалов в Интернете

Чтение худ. литературы в электронном варианте

Электронная энциклопедия

DVD

 

Предлагаем сервисы, которые помогают создать интерактивные презентации онлайн. Это социальный сервис Prezi, который позволяют создавать презентации нового вида с нелинейной структурой. Облачный сервис Powtoon , позволяет создавать анимированные презентации и видео. Лента времени, созданная в веб-приложении «WhenInTime» может стать как результат проектной деятельности или сопроводительным источником (материалом) в мир биографии писателя или описания исторических событий в литературных произведениях. Веб-приложение позволяет переходить по гиперссылкам, а пользователям создавать, просматривать, изучать, делиться и внести свой вклад в интерактивные цифровые даты на тему по своему выбору. Создание литературных коллажей в таких программах как Picasa и Adobe Photoshop позволяют развить воображение и эстетический вкус, а также развить творческие способности учащихся. Чтобы разнообразить урок, говоря о биографии писателя можно использовать программы «виртуальные экскурсии» или совершить виртуальное путешествие по любимым улицах писателей в Google Maps. С приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps становится возможным объяснение нового материала, проверка знаний учащихся, благодаря возможности изменять или создавать в оперативном режиме различные задания для учащихся. В работе учителя литературы также можно использовать конструкторы тестов, опросов, кроссвордов в режиме онлайн на различные темы в таких программах как «Online Test Pad» , «Webanketa» , «Adtester» , «Simpoll» , «Twiddla» . «Фабрика кроссвордов» внесен разнообразие в проверку знаний учащихся. Так как сервис позволяет использовать готовые кроссворды или создать свой. Урок литературы может стать незабываем с использование современных средств ИКТ, а насколько он будет эффективным зависит от совместной деятельности учителя и ребят.

В условиях внедрения ГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания литературы. Надо понимать, что дети сегодня развиваются в эпоху информационно-коммуникационных технологий и многих других «премудростей», надо осознавать, что нынешние дети – будущие лидеры – являются главными действующими лицами на уроке сегодня. Наша задача сегодня – породить желание читать.

Важно помнить:

1. Постараться не утратить понятие «чтение», как самый лучший вид работы на уроке.

2. Добиваться от детей глубокого осмысления текста, а не использование шаблонных представлений о тексте и авторе.

3. Показать разнообразность современной литературы и доказать, что современных авторов волнуют всё те же извечные проблемы.

В процессе преподавания учебного предмета «Литература» в основной школе необходимо обеспечить подготовку учащихся к традиционной и новой формам итоговой аттестации обучающихся.

В условиях профильного обучения литература изучается на базовом (физико-математический, химико-биологический, социально-экономический и другие профили), профильном (филологический, социально-гуманитарный профили) уровнях.

На базовом уровне изучение литературы направлено на завершение общеобразовательной подготовки учащихся, формирование общей культуры и связано с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Допускается расширение списка писателей и произведений в авторских программах, что позволяет реализовывать принцип вариативности в изучении литературы.

Профильный (повышенный) уровень изучения литературы определяет специализацию филологического и социально-гуманитарного профилей. Историко-литературный курс старшей школы, основы которого заложены на завершающем этапе основной, направлен на развитие и систематизацию представлений обучающихся об историческом развитии литературы. На профильном уровне усиливается сопоставительный аспект изучения художественных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте. В авторских программах также допускается расширение списка писательских имён и произведений.

В процессе преподавания учебного предмета «Литература» в старшей школе на базовом и профильном уровнях необходимо обеспечить подготовку обучающихся к единому республиканскому экзамену по литературе.

Преподавание литературы в гимназиях,  лицеях, предполагающих углублённое изучение предмета, и ОУ с углублённым изучением литературы соответствует принципам преподавания литературы на профильном уровне. В содержательном компоненте преподавания учебных дисциплин в гимназиях, лицеях и образовательных учреждениях с углублённым изучением литературы лежит гуманитарная составляющая. Необходимо учитывать все аспекты современного гуманитарного знания: этико-философский, культурологический и семиотический – и готовить учащихся к дальнейшему обучению в вузах филологического профиля.

Знания и умения учащихся данных учебных заведений по литературе должны соответствовать требованиям подготовки выпускников на профильном уровне, что обеспечивает подготовку обучающихся к единому республиканскому экзамену по литературе.

Родная литература

В соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Родная литература» являются:

        -   осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

        -   понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

        -   обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

        -   воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

        -   развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

        -   овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Планирование и организация образовательного процесса по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА» на уровне основного общего (начального общего, среднего общего) образования (количество часов на изучение предмета в соответствии с учебным планом по классам, изменения в содержании, количество контрольных работ, критерии оценивания и т.д.)

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН и ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(5-дневная учебная неделя)

5 класс

(3 часа в неделю; за год – 102 часа)

Распределение учебного материала

Класс

Всего часов

Урок развития речи

Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Развернутый ответ на проблемный вопрос

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Сочинение на литературную тему

Текстуальное изучение произведений

Резерв

5 класс

102

4

6

4

4

4

3

72

5

6 класс

(3 часа в неделю; за год 102 часа)

Распределение учебного материала

Класс

Всего часов

Урок развития речи

Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Развернутый ответ на проблемный вопрос

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Сочинение на литературную тему

Текстуальное изучение произведений

Резерв

6 класс

102

4

6

4

4

4

4

72

4

7 класс

(2 часа в неделю; за год 68 часов)

Распределение учебного материала

Класс

Всего часов

Урок развития речи

Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Развернутый ответ на проблемный вопрос

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Сочинение на литературную тему

Текстуальное изучение произведений

Резерв

7 класс

68

4

4

4

2

2

4

46

2

8 класс

(2 часа в неделю; за год 68 часов)

Распределение учебного материала

Класс

Всего часов

Урок развития речи

Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Развернутый ответ на проблемный вопрос

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Сочинение на литературную тему

Текстуальное изучение произведений

Резерв

8 класс

68

4

4

4

2

2

4

46

2

9 класс

(3 часа в неделю; за год 102 часа)

Распределение учебного материала

Класс

Всего часов

Урок развития речи

Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Развернутый ответ на проблемный вопрос

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Сочинение на литературную тему

Текстуальное изучение произведений

Резерв

9 класс

102

4

6

4

4

4

4

72

4

10 класс

(3 часа в неделю; за год 105 часов; 5 часов в неделю; за год – 175 часов)

Класс

Всего часов

Урок развития речи

Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Развернутый ответ на проблемный вопрос

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Сочинение на литературную тему

Текстуальное изучение произведений

Резерв

10

105

4

2

4

4

4

4

78

5

10 угл.

175

4

2

6

6

6

6

138

7

11 класс

(3 часа в неделю; за год – 105 часов;5 часов в неделю; за год – 175 часов)

Класс

Всего часов

Урок развития речи

Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Развернутый ответ на проблемный вопрос

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Сочинение на литературную тему

Текстуальное изучение произведений

Резерв

11

105

4

4

4

4

4

80

5

11 угл.

175

4

6

6

6

6

140

7

10-11 классы

 

10-11

Базовый уровень

10-11

Углублённый уровень

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Всего часов

105

105

175

175

Урок развития речи

4

4

4

4

Урок внеклассного чтение

2

 

2

0

Контрольная тестовая работа

4

4

6

6

Развёрнутый ответ на проблемный вопрос

4

4

6

6

Развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

4

4

6

6

Контрольное сочинение на литературную тему

4

4

6

6

Текстуальное изучение произведений

78

80

138

140

Резерв

5

7

5

7

2.2. Программно-методическое обеспечение учебного предмета «Литература» (УМК, программы, учебные пособия, рекомендуемые пособия дополнительные и т.д.)

Учебная деятельность в 2020-2021 уч.г., будет осуществляться по примерной основной образовательной программе:

        -   Примерная программа по учебному предмету «Литература. 5-9 кл.» / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020.

        -   Примерная программа по учебному предмету «Литература. 10-11 кл. (базовый уровень)» / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020.

        -   Примерная программа по учебному предмету «Литература. 10-11 кл. (углублённый уровень)» / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. 

Пособия:

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметная область «ФИЛОЛОГИЯ»

Литература

1.       Комплексный анализ текста на основе краеведческого материала. 5 класс / сост. Г.Н. Король, О.В. Рыжикова, В.В. Лысяк. – ГОУ ДПО "ДонРИДПО". – Донецк: Истоки, 2020. – 46 с.

2.       Литература: Технологическая карта урока. 5 класс / сост.: Рубинская Н.О., Хитун М.Ф., Гуфенко Е.Н.., Болотникова О.А.., Крюкова А.В., Левченко Е.Я.., Панова Е.В.., Иноземцева О.Л.,/ Волкова Л.В. Ступак Л.В., Макареева О.С., Добровольская Е.А., Украинская Е.В., Захарченко Н.Ю. – Донецк: Истоки, 2020. – с. 230 с.

3.       Литература. 5 класс. Контрольно-измерительные материалы: для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н.; под ред. Мельниковой Л.В.. – Донецк : Истоки, 2020. – 82 с.

4.       Литература родного края. Учебное пособие. 8 класс / сост. Король Г.Н., Пеньков В.Н., Чёрная Г.Л., Савченко Е.А. – Донецк: Истоки, 2020. – 165 с.

5.       Литература. Программы самореализации личности. 10 класс. Составители: Соколова Т.Е. , Ионова Ю.В., Иванова И.П. / под общ. ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2020. – с. 165.

6.       Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учащихся "Книжное путешествие": для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть I. – Донецк: Истоки, 2020. – 116 с.

7.       Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учащихся "Книжное путешествие": для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть II. – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.

8.       Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя "Книжное путешествие": для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть I. – Донецк: Истоки, 2020. – 116 с.

9.       Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя "Книжное путешествие": для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В = 2-х частях. – Часть II. – Донецк: Истоки, 2020. – 154 с.

10.   Сборник творческих работ победителей Республиканского заочного конкурса эссе "Я помню. Я горжусь". Серия "Чтобы помнили…" : для общеобразоват. организаций / сост. Рубинская Н.О. – Донецк : Истоки, 2020. – с. 300.

11.   Сборник творческих работ победителей Республиканской заочной акции памяти "Письмо солдату". Серия "Чтобы помнили…" : для общеобразоват. организаций / сост. Король Г.Н. – Донецк : Истоки, 2020. – с. 270 с.

3. Особенности организации и содержания внеурочной деятельности по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА».

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. В условиях реализации ГОС под внеурочной деятельностьюмы понимаем, прежде всего, образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования.

Важно не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является

        -   формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Большая роль здесь отводится внеурочной деятельности.

Важнейшими качествами личности в настоящее время становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия.

Цели и задачи внеурочной работы по литературе

Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.

Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1. Осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;

2. Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

3. Повышение общей языковой культуры;

4. Расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

5. Поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по литературе;

6. Развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

7. Воспитание коммуникативной культуры школьников;

8. Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

9. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.

Виды и формы внеурочной работы по литературе

По времени действия виды внеурочной работы делятся на:

А) постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени. Этим занимаются кружководы.

Б) эпизодические – утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др. – выступают как разовые занятия, организуемые «от случая к случаю» (и, возможно, мало между собой связанные или даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью). Этим занимаются уже учителя литературы.

По количественному составу участников виды внеурочной работы делятся на:

1) массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.) – несмотря на то что активными участниками в подготовке такого вида внеурочной работы обычно являются небольшие группы школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой «продукцией», либо вовлекается в активную работу в течение мероприятия;

2) групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы);

3) индивидуальные (консультации).

По степени активности участников внеурочного мероприятия:

1) активен каждый участник;

2) активна группа участников;

3) активен один человек, чаще всего организатор мероприятия.

1. Викторина

По определению, взятому из Академического словаря современного русского языка, викторина – это игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. По определению из словаря С.А. Ожегова, викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений можно предположить следующую классификацию викторин.

В зависимости от формы проведения:

        -   устные,

        -   письменные.

В зависимости от предлагаемого материала: - тематические, - нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.

Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса, либо разных.

2. Лингвистические и литературные конкурсы

Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы (С.А. Ожегов). Лингвистические и литературные конкурсы называются «боями», «турнирами», «регатами», «состязаниями», а также повторяют названия популярных телевизионных передач: «Своя игра», «Умники и умницы», «Слабое звено».

Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на самого грамотного ученика, лучшую стенгазету, посвященную русскому языку или литературе, рукописный журнал, стихотворение или лингвистическую сказку, лучшее чтение стихотворений, лучшую инсценировку.

Конкурсы могут проводится по какой-либо одной теме либо носить обобщающий характер и включать задания по различным изучаемым темам.

3. Конференции

В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова конференция определяется как собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какого-то вопроса.

Цель проведения конференции – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших классах и используются как прием развития устной речи учащихся.

Разновидностями конференций можно считать следующие:

        -   Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.

        -   Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых-лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.

        -   Смешанный вид проведения конференций, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов.

4. Конкурс литературных газет

Специфическими задачами этого вида внеурочной работы являются:

1. Знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле.

2. Развитие художественного, эстетического вкуса.

3. Воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала на определенном формате стенгазеты.

Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей:

        -   Соответствие содержания газеты теме, т.е. сведения, помещенные в газете, не должны быть общими сведениями о языке или же, наоборот, представлять собой незначительные частные заявления по той же теме.

        -   Научно-популярное изложение материала. Содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка или литературы на заданную тему.

        -   Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса).

        -   Оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой).

        -   Объем – 1 лист ватмана.

5. Устный журнал – одна из свободных форм внеурочной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.

Цель их проведения – повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

Выделяются устные журналы двух типов:

1. Тематические, если они отражают одну конкретную тему, один вопрос.

2. Обзорные, если в них затрагиваются самые разные вопросы, посвященные культуре речи, обзору художественной литературы и популярных книг о языке.

Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся. Кроме того, эта форма внеурочной работы позволяет сочетать массовую работу с индивидуальной.

6. КВН

В последнее время одной из популярных форм проведения внеурочной деятельности по предмету стала игра КВН, которая, в отличие от других форм, предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене. Темы КВН могут быть любые, как общие, так и частные. Подготовка к КВН требует длительного времени.

7. Лингвистические и литературно-музыкальные вечера, литературные гостиные, балы литературных героев.

Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе. Структурными компонентами вечера являются:

Литературно-музыкальный монтаж, при котором основные положения темы формируются предельно кратко, четко, эмоционально-выразительно. Детали и частности опускаются. Сообщение материала сопровождается и перемежается с художественной декламацией и мелодекламацией. В монтаж вводится исполнение отдельных номеров и инсценировок. Литературно-музыкальный монтаж придает столь необходимую для вечера эмоциональность, что в свою очередь делает восприятие сообщаемого материала более глубоким и ярким.

Занимательные задания и игры, которые подбираются в соответствии с темой вечера. Они должны быть разнообразны и представлены в большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких классов и с разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому из них.

Наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе лингвистические и литературные газеты, бюллетени, выставки по теме вечера.

Во внеурочной деятельности по литературе особое место занимают балы литературных героев, в которых выражается творческий потенциал всех учащихся независимо от качества знаний. Дети танцуют, декламируют стихи, участвуют в инсценировках.

8. Дни, Недели русского языка и литературы

Традиционными стали в нашей школе Дни, Недели русского языка и литературы.

День русского языка или литературы – это особая форма внеурочной работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать праздником, итогов внеурочной работы.

Подготовка Дня, Недели, ведется в течение длительного времени методическим объединением учителей русского языка и литературы.

9. Проектная деятельность

Большое внимание уделяется проектной деятельности. Формирование УУД через проектную деятельность позволяет обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

10. Олимпиады

Задачи:

        -   повышение мотивации школьников к изучению сокровищ мировой и русской художественной литературы;

        -   выявление и поддержка наиболее талантливых в области изучения мировой и русской художественной литературы учащихся, активизация их творческого потенциала ;

        -   повысить общекультурный уровень учащихся;

        -   вызвать интерес учащихся к творческой научно-исследовательской деятельности;

        -   развить творческие способности учащихся;

        -   пробуждать желание вдумчиво и бережно относиться к родному слову;

        -   выявить наиболее одаренных учащихся, имеющих навыки литературоведческого анализа художественных произведений, обладающих литературной эрудицией, знанием истории и теории литературы.

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.

Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов, малый количественный состав учащихся) накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего внеурочного дела. Но всегда стараюсь выполнить ещё два принципа:

        -   добровольное участие школьников в мероприятиях

        -   комфортность ( мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме.

Задача педагога – помочь детям увидеть и понять красоту мира, развить у них образное видение окружающей действительности, воспитать интерес к слову, интерес к предметам, которые я преподаю.

Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру. Внеклассные мероприятия являются жизненно необходимыми в школе, так как:

        -   соблюдается принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных – на участие в мероприятии

        -   соблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия

        -   соблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных дел, методов и приёмов работы.     

Во время проведения внеклассных мероприятий дети ведут себя непринуждённо в работе, так как перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорит учитель в ходе занятий. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большой заинтересованности школьников в работе. На внеклассных мероприятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества ребят. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, вызывает у учеников естественное желание узнать как можно больше нового из области русского языка и литературы.

4. О реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА» на уровне основного общего и среднего общего образования.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов) является обязательным результатом освоения основной образовательной программы на уровне основного общего и среднего общего образования.

Итоговый проект на уровне основного общего образования представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут быть представлены как в текстовом, так и мультимедийном формате.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр.

Индивидуальные проекты разрабатываются  на уровне среднего общего образования в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом в форме элективного курса (ЭК), и сопровождается деятельностью учителя (тьютора) в соответствии с   Республиканским Стандартом  СОО: «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».

Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:

        -   защита темы проекта (проектной идеи);

        -   защита реализованного проекта.

На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:

        -   актуальность проекта;

        -   положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;

        -   ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;

        -   риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;

В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.

На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:

1. Тема и краткое описание сути проекта.

2. Актуальность проекта.

3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.

4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.

6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к её защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости).

Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.

Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:

        -   оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;

        -   для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;

        -   оценивание производится на основе критериальной модели;

        -   для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама образовательная организация;

        -   результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.

Исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер. Для руководства исследовательской работой обучающихся необходимо привлекать специалистов и учёных из различных областей знаний. Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы – в лабораториях вузов, исследовательских институтов, колледжей. В случае если нет организационной возможности привлекать специалистов и учёных для руководства проектной и исследовательской работой обучающихся очно, желательно обеспечить дистанционное руководство этой работой (посредством сети «Интернет»).

Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.

Защита проектных и исследовательских работ может осуществляться в рамках различных образовательных событий: научно-практические и практические конференции, конкурсные мероприятия, фестивали, предметные недели, недели науки и т. д.

Примерные темы проектных и исследовательских работ по литературе на уровне среднего общего образования для среднего общего образования:

1.       Библейские мотивы в русской литературе.

2.       Тема «маленького человека» в отечественной литературе.

3.       Страницы истории в произведениях русской литературы.

4.       Традиции и преемственность в литературе конца 20 – начале 21 веков.

5.       «Герой времени» в русской прозе конца 20 – начала 21 веков.

6.       Интерактивная литературная карта Донбасса

7.       Языковая палитра современной отечественной литературы.

8.       Читательское досье современника.

9.       Современные бестселлеры – подлинная литература или дань моде?

10.   Перевод как средство транскультурного взаимодействия.

В рамках нормативного сопровождения проектной деятельности общеобразовательные организации самостоятельно разрабатывают следующие локальные акты:

        -   об утверждении «Положения об индивидуальном проекте обучающихся 10–11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения»;

        -   об утверждении «Рабочей программы элективного курса «Индивидуальный проект (10–11 классов)»;

        -   приказ «Об утверждении тем индивидуальных проектов обучающихся 10-х классов и о назначении руководителей проектов».

Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект (10–11кл.) включается в содержательный раздел ООП среднего общего образования.

Рекомендации по выполнению учебно-исследовательских проектов по литературе содержатся в следующих изданиях:

1.   Байбородова Л.В., Серебреникова Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2013.

2.   Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодова М.И. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: метод. рекомендации. М.: Просвещение, 2014. (Работаем по новым стандартам).

3.   Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. 2-е изд./сост. Г.В. Цветкова. Волгоград: Учитель, 2015.

4.   Новожилова М.М. «Думай глобально – действуй локально»: конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России/ М.М. Новожилова, С. Г. Воровщиков // Завуч. – 2017. – №4. – С.31-59.

5.   Подругина И.А., Сафонова О.В. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы. М.: Просвещение, 2013. (Работаем по новым стандартам).

6.   Факторович, А.А. Педагогические технологии: учебное пособие для академического бакалавриата / А. А. Факторович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Юрайт, 2017. – 113с.

7.   Шустова, И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова// Завуч. – 2016. – №7. – С.110-127.

8.   Эпштейн М.М. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты / М. М. Эпштейн, А. Н. Юшков// Народное образование. – 2014. – №6. – С. 151-159.

5. Об особенностях подготовки к республиканской итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА»  в 2021–2021 учебном году

Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по литературе в 9 классе в 2021 году представлял собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям Государственного образовательного стандарта. Для указанных целей использовались контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

Государственная итоговая аттестация по литературе в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в девятом классе  проходила в форме ответов на вопросы билетов  Вопросы, включенные в билеты, составлены в соответствии с нормативными документами, регламентирующими основное общее образование: Государственный образовательный стандарт основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП Задания по литературе составлены в соответствии с программой для 9 класса и действующему учебнику для 9 класса

Вопросы билетов включали теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в соответствующий раздел стандарта. Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе. Предлагаемые экзаменационные комплекты билетов направлены не только на проверку знаний за курс основной школы, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений выпускников.  Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия художественного текста, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном, самостоятельно привлекать художественные произведения для анализа. Задания позволяли участнику ГВЭ проявить различные читательские компетенции.

Задания для ГИА по литературе представляли собой 30 билетов, в каждом из которых содержится три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для основного общего образования. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения требований к уровню подготовки выпускников 9 класса и опираются на художественные тексты, соответствующие обязательному минимуму содержания литературного образования. Художественные произведения представлены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитывается и родожанровый подход). Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала. Один из вопросов базируется на материале древнерусской литературы/литературы XVIII/XIX века, а другой – на материале литературы XIX/ХХ века. На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. Важную роль в определении качества ответа  играла степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.

Экзамен нацеливал  участников на углублённую работу с художественным текстом, проверял  его ориентированность в проблематике курса, учитывал читательские предпочтения. Все задания экзаменационной работы имеют интерпретационный, проблемный характер; экзаменуемый должен аргументировать свой ответ с опорой на конкретный литературный материал. Содержание и структура экзаменационной работы давали возможность, во-первых, проверить знание экзаменуемым содержательной стороны курса: образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений, во-вторых, выявить уровень владения специальными умениями по предмету, названными в государственном стандарте основного общего образования по литературе:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6)  овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Опора на указанный комплекс умений позволила  осуществить компетентностно - ориентированный подход при разработке и проведении экзамена за курс основной школы. В основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие умения и речевые навыки обучающихся как ключевые компетенции, формирующие личность школьника-читателя.

Считаем, что особое внимание в новом учебном году должно быть уделено самостоятельности подходов обучающегося к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление уровня литературной компетенции, способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала обучающихся.

В связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты существенно изменилась структура государственной итоговой аттестации по литературе  в 11 классе.

Новый формат предусматривал экзаменационную работу по литературе,  который позволял дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки с целью государственной итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы. Содержание экзаменационной работы определялось на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования.

Обращаем внимание, что принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕРЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования в организациях высшего профессионального образования.

В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (15, 16).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности; 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно­композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1-17.4).

Таким образом, при сдаче ЕРЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

Анализ результатов ЕРЭ по литературе показывает, что затруднения вызывает определение рода литературы. Ошибки допускают в заданиях, проверяющих хорошее знание текста литературного произведения,обучающиеся не в полной мере владеют терминологией, ошибки допускаются в определении выразительных средств. Недостаточно сформировано умение определять стихотворный размер.

Задания 8, 9, 15, 16 требовали развернутого ответа. Уровень выполнения заданий разный. В основном выпускники понимают суть вопроса, но не все тезисы убедительно обосновывают, в некоторых работах анализ заменяют пересказом текста. Неубедительно сопоставляют подобранные произведения. Часть обучающихся не приступала к выполнению этих заданий.

Задание 17 требовало написания  развернутого сочинения. Оно проверяло умение глубоко раскрыть тему, владение теоретико- литературными понятиями, обоснованность привлечения текста, логичность изложения.

Типичные ошибки, допущенные участниками ГИА:

Речевые:

1.       Повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология).

2.       Неоправданное употребление просторечных слов, экспрессивных, эмоционально окрашенных средств языка.

Логические:

1.       Нарушение последовательности высказывания.

2.       Неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

3.      Нарушение абзацного членения текста как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, несоответствие аргументации заявленной теме.

Замечания по выполнению заданий части 1

Обучающиеся хорошо справились с выполнением заданий 1 части благодаря целенаправленной работе педагогов по подготовке к ЕРЭ по литературе. Однако были допущены следующие ошибки:

        -   незнание родов и жанров литературы (задание № 1);

        -   слабое знание текста рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (задания № 2, 4);

        -   непонимание текста приведённого фрагмента (задания № 8, 15);

        -   поверхностное, формальное сопоставление с предложенным текстом (задания № 9, 16);

        -   незнание художественных средств и приемов (задание № 13).

Замечания по выполнению задания части 2

Отсутствуют некоторые структурные компоненты полноформатного развернутого сочинения на литературную тему, в обосновании собственной позиции приведены слабые доказательства, демонстрируется  узкий круг чтения, для аргументации привлекаются тексты чаще одного, реже двух художественных произведений на уровне пересказа. Выражение собственного мнения заменяется общими рассуждениями. Не все работы отличаются смысловой цельностью.

        -   неправильное определение принадлежности текста к тому или иному жанру;

        -   недостаточные знания языковых средств и определение их роли в раскрытии содержания произведения;

        -   недостаточно глубокое знание литературных произведений;

        -   нарушение речевой связанности и последовательности изложения материала;

        -   недостаточный уровень сформированности навыков самостоятельного поиска ответа на вопрос, комментирование художественного текста.

6. Рекомендации по подготовке обучающихся к Единому республиканскому экзамену по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА»

Ученик, осмысляющий литературное произведение, должен понять, что в художественном произведении представлен отраженный мир, что литературные герои – это образы людей, а не сами люди, они созданы в соответствии с замыслом автора и отражают его идею. В конечном итоге от ученика требуется выработать умение выражать «отношение к отношению», т.е. выражать мнение не по поводу поступков героев или по поводу коллизий, представленных в произведении, а по поводу авторских идей, авторского замысла. Содержание экзамена представляет трудность и для тех учеников, которые привыкли вычитывать интерпретацию произведения из учебной или критической литературы, не постигая авторский замысел самостоятельно, для тех учеников, которые не приобрели в школе навыки самостоятельного анализа произведения». Таким образом, ученик, сдающий литературу, должен обладать  не только глубоким знанием текста и теории литературы, но и самостоятельностью суждений, творческой  смелостью.

Комбинация заданий в экзаменационной работе призвана обеспечить необходимый содержательный охват  материала курса и одновременно выявить  уровень сформированности  у выпускников  основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших  предметных компетенций – читательских, литературоведческих, речевых и т.д. В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений:

        -   воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

        -   выделять смысловые части художественного текста;

        -   выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев;

        -   характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

        -   сопоставлять литературные факты и явления;

        -   выделять авторскую позицию в произведении;

        -   выражать отношение к прочитанному в форме письменного высказывания  на литературную тему.

Подготовка к ЕРЭ не требует от учителя и ученика штудирования вариантов тестовых заданий, хотя для тренировки, конечно, необходимо разобрать несколько вариантов, провести репетиционные работы. 

Отработка экзаменационного материала должна осуществляться в рамках текущей работы с текстом изучаемых произведений, а также при выполнении  письменных работ, в первую очередь написании сочинений. При этом принципиально важной  установкой является нацеленность экзамена не на воспроизведение учащимися разного рода  историко- и теоретико-литературных «изысков», а на проверку основных, определённых государственным образовательным стандартом и реальным опытом школы умений и навыков работы с художественным текстом. При этом не следует забывать, что при оценивании задания 17(сочинение) учитывается:

        -   глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе (понимание проблемы, позиции автора, необходимые тезисы, аргументы, выводы);

        -   уровень владения теоретико-литературными знаниями (уместное применение соответствующих литературоведческих терминов при анализе литературного материала и объяснение функции тех или иных литературных приёмов);

        -   обоснованность привлечения текста произведения (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении);

        -   последовательность и логичность изложения (части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности  внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов);

        -   следование нормам речи (учитываются речевые ошибки).

Успешность подготовки к экзамену по литературе в значительной степени определяется умением школьников писать сочинения различного типа. Методика обучения сочинению достаточно хорошо разработана и неоднократно описана. В ежегодных методических письмах «Об использовании результатов ЕГЭ года в преподавании литературы в средней школе» (они размещены на сайте ФИПИ и Минобрнауки России) отмечено, что решению задачи формирования умения  создавать логически связное речевое высказывание может способствовать:

        -   регулярное проведение аудиторных сочинений на заданную литературную тему, начиная с 5 класса;

        -   письменное комментирование учителем сильных и слабых сторон ученической работы;

        -   реализация установки на переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя;

        -   систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объёма, требующих точности мысли и твёрдого знания фактов

        -   проведение специальных уроков по обучению написанию сочинений, формирующих умения писать вступление и заключение, тезисно-доказательную часть, уместно цитировать, применяя различные способы введения цитат;

        -   последовательное формирование  навыка тезирования, конспектирования, реферирования;

        -   анализ готовых сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон.

Любые работы небольшого объёма: отчёт об экскурсии, ответ на дискуссионный вопрос, возникший на уроке, размышление о школьной жизни, отклик на яркое событие общественной жизни – приучают школьника письменно осмысливать свой опыт и не бояться чистого листа. Полезно составление плана (не обязательно в чистовике!), это учит внимательно относиться к композиции, помогает привести в порядок мысли, расположить их в логической последовательности и ничего не упустить. Чем больше мы пишем и анализируем  плюсы и минусы, тем лучше будет результат! Работа может быть выполнена  на листочках и занимать всего 10-15 минут.

Хорошая подготовка к экзамену в форме ЕРЭ в полной мере может быть обеспечена систематическим многоаспектным изучением школьного курса литературы и не требует специального «натаскивания». Только с двумя моментами учащихся следует познакомить целенаправленно и заранее. Это правила оформления работы и критерии её оценивания.

7. О проведении просветительских и конкурсных мероприятий в 2021-2022 учебном году (для педагогов и обучающихся)

В 2021 году культурное сообщество России отметит 200-летний юбилей Ф. М. Достоевского. Учитывая выдающийся вклад писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 августа 2016 года подписан Указ «О праздновании 200-летия Ф. М. Достоевского».

По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы.

Рекомендуем подготовить и провести цикл мероприятий, посвященных юбилею писателя (литературные гостиные, литературные конференции, просмотр экранизаций произведений Ф.М. Достоевского, создание школьного электронного портала, посвященного писателю)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)