11.04.2021. 10-11 класс. Русский язык. Готовимся к ЕРЭ. Сочинение по тексту № 3
Текст № 3
Прочитайте текст и
выполните задания 22–27.
(1)Каждый человек есть живой излучающий
личный центр. (2)Каждый взгляд, каждое слово, каждая улыбка, каждый поступок
излучают в общий духовный эфир бытия особую энергию тепла и света. (3)И даже
тогда, когда человек, по-видимому, ни в чём не проявляя себя, просто находится
рядом, мы осязаем посылаемые им лучи. (4)И притом тем сильнее, тем определённее
и напряжённее, чем значительнее и своеобразнее его духовная личность.
(5)Получая первое восприятие чужой
антипатии, мы чувствуем, что посылаемые нами жизненные лучи не приемлются
другим человеком, отталкиваются или упорно не впускаются им в себя. (6)Это уже
неприятно и тягостно. (7)Это может вызвать в нас самих некоторое смущение или
даже замешательство. (8)В душе возникает странное чувство неудачи, или собственной
неумелости, или даже неуместности своего бытия.
(9)Воля к общению пресекается, лучи не
хотят излучаться, слова не находятся, жизненный подъём прекращается, сердце
готово замкнуться. (10)Замкнутые и малообщительные люди нередко вызывают такое
чувство у общительных и экспансивных людей даже тогда, когда об антипатии не
может быть и речи. (11)Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до
враждебности, сгущается в отвращение и углубляется до ненависти.
(12)Когда я встречаюсь в жизни с
настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается чувство большого несчастья,
потом огорчение и ощущение своего бессилия.
(13)Вслед за тем я испытываю настойчивое
желание во что бы то ни стало уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его
глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нём не знать. (14)Если это
удаётся, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась
какая-то удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки
настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. (15)Тогда я
начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в её черных
лучах их объектом и жертвою. (16)В духовном эфире мира образовалась рана; надо
исцелить и зарастить её.(17)Мой ненавистник должен простить меня и примириться
со мною. (18)Он должен испытать радость от того, что я живу на белом свете, и
дать мне возможность радоваться его бытию. (19)Ибо, по слову великого
православного мудреца Серафима Саровского, «человек человеку – радость»...
(20)Прежде всего мне надо найти и
установить, нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он,
ненавидящий, и я, ненавидимый? (21)Может быть, я нечаянно задел какую-нибудь
старую, незаживающую рану его сердца? (22)Вслед за тем мне надо простить ему
его ненависть. (23)Я не должен, я не смею отвечать на его чёрный луч таким же
чёрным лучом презрения и отвержения. (24)Мне не следует уклоняться от встречи с
ним, я не имею права на бегство. (25)Отныне я буду встречать луч его ненависти
белым лучом, ясным, кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения. (26)Я
должен обходиться с моим ненавистником так, как обходятся с тяжело больным
человеком, не подвергая его новым, добавочным страданиям. (27)Я должен посылать
ему в моих лучах понимание, прощение и любовь до тех пор, пока он не
восстановит оборванную им нить, ведущую ко мне. Ненависть исцеляется любовью и
только любовью. (29)Луч настоящей любви укрощает диких зверей. (30)Излучение
любви действует умиряюще и обезоруживающе.
(31)Напряжение злобы рассеивается: злой
инстинкт теряется, уступает и вовлекается в атмосферу мира и гармонии. (32)Всё
это не пустые слова: любовь заклинает бури и умиротворяет духовный эфир
вселенной.(33)А если однажды это состоится, ненависть его преобразится и рана
духовного эфира исцелится и зарастёт. (34)Тогда мы оба будем радоваться
радостью избавления и услышим, как высоко над нами всё, ликуя, празднует до
самого седьмого неба, ибо Божия ткань любви едина и целостна во всей Вселенной.
(По
И.А. Ильину.)
Ильин
Иван Александрович (1883-1954) – русский философ, писатель, публицист, автор
книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) На ненависть
окружающих следует отвечать такой же неприязнью.
2) Не все люди
способны излучать в духовный эфир бытия свою энергию.
3) Человек, который
тебя ненавидит, заслуживает любви и прощения.
4) Ненависть не может
быть исцелена любовью.
5) Излучение любви
приводит к тому, что напряжение злобы рассеивается.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 19
содержит объяснение высказанного в предложении 18 суждения.
2) Предложения 33-34
содержат рассуждение.
3) Предложение 31
содержит подтверждение высказанного в предложении 30 суждения.
4) Предложения 20-25
содержат повествование.
5) Предложения 1-2
представляют собой описание.
24. Из предложений 12-16 выпишите фразеологизм.
25. Среди предложений 12-16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ.
«Используя
такой прием, как (А) _____ (предложение 19), и такой троп, как (Б) _____ («черные
лучи его ненависти» в предложении 14), И.А. Ильин вовлекает читателя в
обсуждение поставленных проблем. (В) _____ («на белом свете» в предложении 18)
и такое синтаксическое средство (Г) _____ (предложения 3, 21) помогают автору
сделать свои выводы более доказательными».
Список терминов:
1) метафора
2) ряды однородных
членов
3) противопоставление
4) эпитеты
5) фразеологизм
6) вводные слова
7) экспрессивный
повтор
8) восклицательное
предложение
9) цитирование
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
— Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
— Прокомментируйте сформулированную проблему.
— Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
— Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
— Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
— Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
— Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий