09.02.2021. 10-11 класс. Русский язык. Готовимся к ГИА. Тест № 4
Выполни задания в рабочей тетради по русскому языку
Тест № 4
Прочитайте текст и
выполните задания 1–3.
(1)Существование у восточных
славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения: об этом
свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.
(2) Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества
на определённой стадии его развития: усложнением социально-экономических
отношений и формированием государства. (3) Это означало качественный скачок в
развитии культуры, <…> письменность является важнейшим средством
закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей,
сохранения и распространения достижений культуры.
1. Укажите варианты ответов,
в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера
этих предложений.
1) Многочисленные письменные
источники и археологические находки, свидетельствующие о существовании
письменности у восточных славян, говорят о качественном скачке в развитии
культуры этих народов в дохристианский период.
2) Письменность является
качественным скачком в развитии культуры, так как способствует усложнению
социально-экономических отношений и формированию государства.
3) Письменность у восточных
славян в дохристианский период, существование которой не вызывает сомнения,
означала качественный скачок в развитии культуры и была обусловлена внутренними
потребностями общества.
4) Письменность, являясь
важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний,
мыслей, идей, способствовала развитию культуры.
5) Не вызывающая сомнения в
существовании в дохристианский период письменность была обусловлена внутренними
потребностями общества и означала качественный скачок в развитии культуры
восточных славян.
2. Самостоятельно подберите
подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3)
предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент
словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите
значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте
словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а, муж.
1) Струя подземной воды (или
другой жидкости), вытекающая на поверхность земли; родник. Минеральный
источник. Нефтяной источник.
2) перен., чего. То, из
чего исходит, возникает, проистекает что-н.; исходная причина, основа
происхождения чего-н. (книжн.). Труд – источник благосостояния. Солнце –
источник света и тепла. Источник энергии. Источники дохода. Источники народного
богатства. Неиссякаемый источник остроумия.
3) Письменный памятник,
подлинный оригинал, на основе к-рого строится научное исследование (науч.). Работа
написана по источникам. Обращаться к источникам. Летопись – основной источник
для русской исторической науки.
4) То, откуда исходят какие-н.
сведения, слухи. Сведения получены из верного источника.
4. В одном из приведённых
ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) обеспЕчение 2) сорИт 3) дозвонИмся 4) крАлась 5) дОговор
5. В одном из приведённых
ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Вера только тогда
согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно
нельзя ОТЛИЧИТЬ от травы, покрывавшей всю седловинку.
2) Птица же - создание очень
умное, наблюдательное; она чрезвычайно ПАМЯТЛИВА и признательна за всякую
доброту.
3) Человека можно искалечить,
но искусство всё ПЕРЕТЕРПИТ и всё победит.
4) И прошло с тех пор целых
шесть лет, протекло, как песок в корабельных ПЕСОЧНЫХ часах.
5) Огонь-ребята и все, как на
ВЫБОР, отличники.
6. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.
Выпишите это слово.
Мне казалось, что в этом
путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение меня не
устраивало.
7. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
1) вместе с ДЕТЬМИ 2) НАИЛУЧШИЙ снимок
3) много АПЕЛЬСИН 4) ИСКОМЫЙ ответ 5) пара ЧУЛОК
8. Установите соответствие
между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение
предложения с причастным оборотом |
1).На предсказания
метеорологов как ориентируются городская хозяйственная, так и медицинская
службы. |
Б) ошибка в построении
предложения с однородными членами |
2) Те, кто не раз помогали
писателю в трудные годы, навсегда останутся в его памяти как самые светлые и
добрые люди. |
В) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением |
3) С одной стороны к форуму
примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых
подземных этажах. |
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым |
4) Одно из чудес на
Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами. |
Д) ошибка в построении
сложноподчиненного предложения |
5) Мне хотелось бы заметить о
том, что мудрость понимается по-разному. |
1) вычищенный, заплатить,
росистый 2) сочетание,
пловчиха, озаривший
3) гористый, симпатичный,
подсказать 4) виноватый,
постелить, фанера
5) прикосновение, полировать,
подписать
10. Укажите варианты
ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) о..брасывать,
по..держать,по..сказать 2) и..коренить,
ра..сорить, ра..писаться
3) под..тожить, из..мать,
без..скусный 4)
пр..градить, пр..усадебный,пр..норовленный
5) об..ехать, раз..ём,
ад..ютант
11. Укажите варианты
ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) незатейл..вый, заканч..вать 2) вздраг..вать, доверч..вый
3) застенч..вый, магни..вый 4) ноч..вка, кош..лка
5) пластинч..тый,
досух..(вытереть)
12. Укажите варианты
ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) (они) посе..т, стел..щийся 2) задерж..шься,
атаку..мый
3) (они) затащ..т, леч..щий 4) бре..щийся,
колыш..тся
5) встреч..нный, развива..щийся
13. Определите предложение,
в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите
это слово.
1) «Скажите, Нечаев, —
(НЕ)ПОДЫМАЯ головы, сказала Зоя. — Где вы взяли этот альбом?»
2) А вы, Давлатян, совсем
(НЕ)БОИТЕСЬ умереть?
3) Такой представилась Францу
столица, — призрачно-окрашенной, расплывчатой, словно бескостной, ничуть
(НЕ)ПОХОЖЕЙ на его грубую провинциальную мечту.
4) Однажды он слышал даже, как
покойный прадед нынешних графов выехал на середину острова и (НЕ)ИСТОВО
ругался.
5) На околице пылало несколько
исковерканных осколками автомашин, (НЕ)УСПЕВШИХ уйти в укрытие.
14. Определите предложение,
в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти
два слова.
1) (ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ)
пригибая на своём пути, покатился гром.
2) Цветущая сирень
распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат.
3) Мы так часто ищем смысл жизни,
забывая о близких людях, (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в жизни, не находим
взаимопонимания.
4) Бывают любимые женщины, чьи
глаза воздействуют на нас не (В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО) неожиданно.
5) Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и
все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным
болельщиком.
Мы видим, что в костя(1)ых
коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для
кожа(4)ых тесёмок.
16. Расставьте знаки
препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Запишите номера этих предложений.
1) Ролевое чтение или
инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему
классу.
2) В синтаксическом строе двух
поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
3) Молодые великаны-сосны
устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
4) Мишка принёс и букет цветов,
и конфеты, и торт.
5) Люди в толпе начали
доставать мелочь из карманов и сумок и бросать их в шляпу фокусника.
17. Расставьте знаки
препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы)
стоять запятая(-ые).
Степной воздух (1)
наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе
неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив
глаза свои в траву...
18. Расставьте все
недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прости ж и (1) ты (2) мой
спутник странный (3)
И (4) ты (5) мой верный
идеал (6)
И (7) ты (8) живой и
постоянный (9)
Хоть малый труд. Я с вами
знал
Всё, что завидно для поэта:
Забвенье жизни в бурях света
(10)
Беседу сладкую друзей.
(А.С. Пушкин)
19. Расставьте все знаки
препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы)
стоять запятая(-ые).
Для понимания вашего
конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой
(4) сделаны заметки.
20. Расставьте знаки
препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы)
стоять запятая(-ые).
Прямо над головой вспыхнула
запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает
какая-то белая точка на берегу.
21. Найдите предложения, в
которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
Запишите номера этих предложений.
(1) Хозяин маленького
домика, стоявшего на окраине города, был занят необыкновенным делом –
строительством скворечника. (2)Его сын – мальчик лет пяти – внимательно
наблюдал за каждым его движением. (3)Вот у кур есть курятник, у лошадей –
стойло, у собаки – конура, и только воробей один должен был скитаться где попало.
(4) «Совестно стало хозяину – он и приготовил домишко», – решили жители двора.
(5) Из конюшни выглядывала лошадиная голова, из конуры вылез мохнатый Волчок –
весь двор был занят хозяйской работой.
(6) Скворечник был отличный:
доски были пригнаны плотно, наверху поместилась железная крышка, а сбоку
прикреплена сухая березовая ветка, на которой так удобно было отдыхать. (7)
Круглое оконце, через которое можно было влететь в скворечник, – леток –
маленькое, чтобы кошка не пролезла. (8) Не успел хозяин отойти от скворечника
– старый Воробей уже был на
железной кровельке. (9)Весело чиликнув, он быстро юркнул в оконце, только
хвостик мелькнул.(10)Зимой здесь – умирать не надо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий