вторник, 9 февраля 2021 г.

 09.02.2021. 10-11 класс. Русский язык. Готовимся к ГИА. Тест № 4

Выполни задания в рабочей тетради по русскому языку

Тест № 4

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения: об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. (2) Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества на определённой стадии его развития: усложнением социально-экономических отношений и формированием государства. (3) Это означало качественный скачок в развитии культуры, <…> письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Многочисленные письменные источники и археологические находки, свидетельствующие о существовании письменности у восточных славян, говорят о качественном скачке в развитии культуры этих народов в дохристианский период.

2) Письменность является качественным скачком в развитии культуры, так как способствует усложнению социально-экономических отношений и формированию государства.

3) Письменность у восточных славян в дохристианский период, существование которой не вызывает сомнения, означала качественный скачок в развитии культуры и была обусловлена внутренними потребностями общества.

4) Письменность, являясь важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, способствовала развитию культуры.

5) Не вызывающая сомнения в существовании в дохристианский период письменность была обусловлена внутренними потребностями общества и означала качественный скачок в развитии культуры восточных славян.

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а, муж.

1) Струя подземной воды (или другой жидкости), вытекающая на поверхность земли; родник. Минеральный источник. Нефтяной источник.

2) перен., чего. То, из чего исходит, возникает, проистекает что-н.; исходная причина, основа происхождения чего-н. (книжн.). Труд – источник благосостояния. Солнце – источник света и тепла. Источник энергии. Источники дохода. Источники народного богатства. Неиссякаемый источник остроумия.

3) Письменный памятник, подлинный оригинал, на основе к-рого строится научное исследование (науч.). Работа написана по источникам. Обращаться к источникам. Летопись – основной источник для русской исторической науки.

4) То, откуда исходят какие-н. сведения, слухи. Сведения получены из верного источника.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) обеспЕчение      2) сорИт      3) дозвонИмся      4) крАлась      5) дОговор

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) Вера только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя ОТЛИЧИТЬ от травы, покрывавшей всю седловинку.

2) Птица же - создание очень умное, наблюдательное; она чрезвычайно ПАМЯТЛИВА и признательна за всякую доброту.

3) Человека можно искалечить, но искусство всё ПЕРЕТЕРПИТ и всё победит.

4) И прошло с тех пор целых шесть лет, протекло, как песок в корабельных ПЕСОЧНЫХ часах.

5) Огонь-ребята и все, как на ВЫБОР, отличники.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Мне казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение меня не устраивало.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) вместе с ДЕТЬМИ           2) НАИЛУЧШИЙ снимок

3) много АПЕЛЬСИН          4) ИСКОМЫЙ ответ           5) пара ЧУЛОК

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с причастным оборотом

1).На предсказания метеорологов как ориентируются городская хозяйственная, так и медицинская службы.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) Те, кто не раз помогали писателю в трудные годы, навсегда останутся в его памяти как самые светлые и добрые люди.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами.

Д) ошибка в построении сложноподчиненного предложения

5) Мне хотелось бы заметить о том, что мудрость понимается по-разному.

 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) вычищенный, заплатить, росистый                2) сочетание, пловчиха, озаривший

3) гористый, симпатичный, подсказать              4) виноватый, постелить, фанера

5) прикосновение, полировать, подписать

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) о..брасывать, по..держать,по..сказать                        2) и..коренить, ра..сорить, ра..писаться

3) под..тожить, из..мать, без..скусный                           4) пр..градить, пр..усадебный,пр..норовленный

5) об..ехать, раз..ём, ад..ютант

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) незатейл..вый, заканч..вать                  2) вздраг..вать, доверч..вый

3) застенч..вый, магни..вый                      4) ноч..вка, кош..лка

5) пластинч..тый, досух..(вытереть)

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (они) посе..т, стел..щийся                           2) задерж..шься, атаку..мый

3) (они) затащ..т, леч..щий                              4) бре..щийся, колыш..тся

5) встреч..нный, развива..щийся

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) «Скажите, Нечаев, — (НЕ)ПОДЫМАЯ головы, сказала Зоя. — Где вы взяли этот альбом?»

2) А вы, Давлатян, совсем (НЕ)БОИТЕСЬ умереть?

3) Такой представилась Францу столица, — призрачно-окрашенной, расплывчатой, словно бескостной, ничуть (НЕ)ПОХОЖЕЙ на его грубую провинциальную мечту.

4) Однажды он слышал даже, как покойный прадед нынешних графов выехал на середину острова и (НЕ)ИСТОВО ругался.

5) На околице пылало несколько исковерканных осколками автомашин, (НЕ)УСПЕВШИХ уйти в укрытие.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) (ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатился гром.

2) Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат.

3) Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях, (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в жизни, не находим взаимопонимания.

4) Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас не (В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО) неожиданно.

5) Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.

 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.

4) Мишка принёс и букет цветов, и конфеты, и торт.

5) Люди в толпе начали доставать мелочь из карманов и сумок и бросать их в шляпу фокусника.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву...

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прости ж и (1) ты (2) мой спутник странный (3)

И (4) ты (5) мой верный идеал (6)

И (7) ты (8) живой и постоянный (9)

Хоть малый труд. Я с вами знал

Всё, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света (10)

Беседу сладкую друзей.

(А.С. Пушкин)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Хозяин маленького домика, стоявшего на окраине города, был занят необыкновенным делом – строительством скворечника. (2)Его сын – мальчик лет пяти – внимательно наблюдал за каждым его движением. (3)Вот у кур есть курятник, у лошадей – стойло, у собаки – конура, и только воробей один должен был скитаться где попало. (4) «Совестно стало хозяину – он и приготовил домишко», – решили жители двора. (5) Из конюшни выглядывала лошадиная голова, из конуры вылез мохнатый Волчок – весь двор был занят хозяйской работой.

(6) Скворечник был отличный: доски были пригнаны плотно, наверху поместилась железная крышка, а сбоку прикреплена сухая березовая ветка, на которой так удобно было отдыхать. (7) Круглое оконце, через которое можно было влететь в скворечник, – леток – маленькое, чтобы кошка не пролезла. (8) Не успел хозяин отойти от скворечника

– старый Воробей уже был на железной кровельке. (9)Весело чиликнув, он быстро юркнул в оконце, только хвостик мелькнул.(10)Зимой здесь – умирать не надо.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)