суббота, 27 февраля 2021 г.

 26.02.2021. 10-11 класс. Русский язык. Готовимся к ГИА . Тест № 5

Задание выполняем в рабочих тетрадях по русскому языку

Тест № 5

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Давно утвердилось мнение, что жара экваториальных районов планеты, тем более прямые солнечные лучи, непереносимы для европейцев. (2)Англичане, колонизировавшие в XIX веке огромные территории, лежащие между тропиками Рака и Козерога, были твёрдо убеждены, что без защитного пробкового шлема находиться днём на открытом воздухе нельзя. (3)Между тем огромное количество животных сумело приспособиться к условиям тропиков и, <…> ,чувствует себя в этих краях неплохо.

 1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Прямые солнечные лучи совершенно непереносимы для европейцев.

2) Многие животные сумели приспособиться к условиям тропиков и чувствуют себя, в отличие от европейцев, в этих краях неплохо.

3) Англичане убеждены, что без защитного пробкового шлема находиться днём на открытом воздухе ни в коем случае нельзя.

4) Европейцы не переносят жары экваториальных районов планеты, хотя многие животные сумели приспособиться к этим условиям и чувствуют себя неплохо.

5) Огромное количество животных хорошо чувствует себя в жарких экваториальных районах планеты.

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.

 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЯМОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЯМОЙ, -ая, -ое.

1) Ровно идущий в каком-н. направлении, без изгибов. П. линия. Провести п. Дорога идёт прямо (нареч.). П. волосы (не вьющиеся). П. линия родства. П. наследник (наследник по прямой линии родства).

2) полн. ф. Непосредственно следующий куда-н., соединяющий что-н. без промежуточных пунктов. П. сообщение (беспересадочное).

3) полн. ф. Непосредственно относящийся к кому-чему-н., непосредственно вытекающий из чего-н. Иметь п. отношение к делу. П. выборы. П. налог. В п. смысле слова (буквально, не переносно).

4) Явный, открытый. П. вызов. П. насмешка.

5) Правдивый, откровенный, нелицемерный. П. человек. П. ответ.

6) полн. ф. Действительный, настоятельно необходимый, безусловный (разг.). П. расчёт лететь самолётом. П. польза.

7) полн. ф. Полный, совершенный. П. противоположность.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) ловкА      2) ходатАйство       3) кУхонный       4) включИшь      5) лЕкторы

 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума.

2) Пришвин был добр к встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути людям.

3) Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСКИМ течением Волги.

4) Как-то отец достал мне АБОНЕМЕНТ на цикл лекций о кино.

5) От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ с самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Русские ученые подходили к народному фольклору широко, записывая произведения словесного искусства, фиксируя детали крестьянского быта.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) благодаря ПОДДЕРЖКЕ        2) САМОЕ ЦЕННОЕ качество

3) пять РЕНТГЕН                         4) ПРОСОХ на ветру             5) ТРЕМЬЮСТАМИ читателями

 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Согласно правилам пунктуации вводные слова выделяются на письме запятыми.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки Д. Шостаковича.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Все, кто бывали на Белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Уезжая в командировку, почаще звоните своим родным.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5) В газете «Вечерней Уфе» опубликована статья, посвящённая набору студентов в вузы.

6) Все слушавшие удивительную музыку П. И. Чайковского к «Щелкунчику» не могли остаться равнодушными.

 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) пожалеть, проголодался, вычитание      2) уравнять (шансы), самовозгорающийся, не предполагая

3) скосить (глаза в сторону), измерять, желание      4) сжиматься, заблистать, скачок

5) зачастил (в гости), паспорт, расстелить

 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..таять, бе..вкусный, ди..гармония           2) пр..вратник, непр..емлемый, пр..выкающий

3) о..скочить, на..строить, пре..почитать         4) под..ячий, двух..ярусный, интер..ер

5) дез..нфекция, вз..мая, за..скивать

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) фасол..вый, станц..вать          2) завид..вать, сгущ..нка

3) клетч..тый, сначал..                4) вяз..ий, немец..ий             5) добр..нький, задумч..во

 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) успе..шь, выкач..нный (мяч)                    2) перевод..шь, немысл..мый

3) плохо вид..щий, малыши кле..т               4) одобр..шь, неприемл..мый

5) мурлыч..шь про себя, завис..мое слово

 13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ сизый ковыль расстилался по равнине.

2) На нём была белая, давно (НЕ)СТИРАННАЯ рубаха с веревочным пояском.

3) Захар прошел мимо, (НЕ)ПОВЕРНУВ головы в мою сторону.

4) Солнца (НЕ)БЫЛО видно.

5) В кювете блестела вода после (НЕ)ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО июльского дождя

 14. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) прикасался, зарничный, помириться              2) запрещающий, придираться, вымакать (сметану)

3) внимательный, выскочили, подровнять (волосы)

4) возгорание, косилка, сложение                  5) водоросли, понимание, пловец

15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..морский, пр..остановить, пр..вилегированный               2) и..целить, ра..пушиться, бе..шумно

3) пр..бабка, пр..молчать, н..ставник                                          4) мед..нститут, пред..стория, контр..гра

5) пр..обладать, пр..вратить, пр..освященство

 16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) И тогда по отношению к нему не существует ни человечности, ни жалости ни пощады.

2) Привычные к горам кони несли молчаливых всадников и не пугались ни крутизны, ни обрывов.

3) Она вышла на берег и зачем-то быстро вскарабкалась на кручу.

4) Далёкие края звали, и я бросился навстречу скрытым чудодейственным таинствам.

5) Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.

 17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Среди очень высоких и тенистых деревьев (1) росших вокруг дома (2) переходя далее в густой лес (3) мы не сразу были замечены единственным человеком (4) гулявшим здесь.

 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он упал возле ног вороного коня (1)

И закрыл свои карие очи:

«Ты (2) конёк (3) вороной (4) передай (5) дорогой (6)

Что я честно погиб за рабочих».

 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Благодаря теории Бахтина картина мира (1) неотъемлемой частью (2) которой(3) является литература (4) воспринимается целостно.

 20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По вечерам (1) когда затихал ветерок (2) и от нагретой земли исходило тёплое парение (3) такая наступала кругом благодать (4) и таким всё казалось прочным и вечным (5) что ни во что не верилось.

 21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 (1) С поступления Буланина в гимназию прошло уже шесть дней. (2)Настала суббота. (3)Этого дня Буланин дожидался с нетерпением, потому что по субботам воспитанники отпускались домой. (4)Показаться дома в мундире с золотыми галунами, отдавать на улице честь офицерам, вызвать удивлённо-почтительные взгляды сестёр и младшего брата – все эти удовольствия казались невероятно заманчивыми.

(5)«А вдруг мама не приедет за мной? – беспокойно, в сотый раз спрашивал сам себя Буланин.

(6)Наконец раздаются звуки отбоя. (7) И Буланин, и другие воспитанники – все двадцать человек летят сломя голову к дверям, едва не сбивая с ног преподавателя, который жмётся к стене.

(8)Прибежать в спальню, надеть мундир, шинель и кепи, разложенные заранее по кроватям отпускных, – дело одной минуты. (9)Теперь остаётся пройти в дежурную и ждать.

(По А. И. Куприну)

                                                                 Желаю успеха!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)