суббота, 6 февраля 2021 г.

 07.02.2021. 10-11 класс. Русский язык. Готовимся к контрольной работе

                   Дорогие ребята, вашему вниманию предлагается два варианта заданий по анализу текста, подобные тем, которые будут на контрольной работе. Желаю основательной подготовки!

Анализ текста

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания:

      (1)Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. (2)Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время.

      (3)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. (4)Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

      (5)Нам было тогда по двадцать лет. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный.

      (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими... (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви.

      (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. (10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

      (11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма. (13)Порой мы ненавидели солнце — оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». (14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.

      (16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись!» (18)Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела), а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте…

(19)Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошёл в сознание — мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей на карнизах.(20) И все же в тёмные осенние ночи под глухо булькающий звук где-то по небесным этажам летающего самолета иногда снятся неспокойные сны, и ты, прислушиваясь в тишине к удаляющемуся шороху промчавшегося мимо окон позднего такси, поражаешься безмолвию и мучительно вспоминаешь сон, и всё вдруг приближённо и отчётливо возникает перед глазами, как будто было вчера.

(По Ю. Бондареву*)

 1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Война длилась долгие четыре года.

2) Во время войны солдаты сохранили в себе прежний мир юности, но приобрели колоссальный опыт нелёгкой военной жизни.

3) Рассказчик вспоминает, что во время войны они были уверены в том, что солнце всегда взойдет и обогреет всех своим ласковым блеском.

4) Война – это человеческое мужество и страдания.

5) После войны прошло много лет, и бывшие фронтовики уже никогда не вспоминают то далёкое, страшное время.

 2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-2 представлено повествование.

2) Предложение 17 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 16.

3) В предложениях 6-7 представлено рассуждение.

4) В предложении 19 содержится описательный фрагмент.

5) В предложениях 11-12 представлено рассуждение

 3. Из предложений 11–12 выпишите антонимы (антонимическую пару).

 4. Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 5. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОГНЕННЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в десятом (10) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОГНЕННЫЙ, -ая, -ое.

1. Цвета огня, пламени, ярко-красный, оранжево-красный. [Аннинька] накладывала на свои пепельные волосы совершенно огненный парик. 

2. перен. Сверкающий, пламенный, исполненный огня (о глазах, взоре и т. п.). — Это что еще! — вскричал Пугачев, сверкнув огненными глазами. 

3. перен. Пылкий, горячий, страстный. [Германн] имел сильные страсти и огненное воображение. 

4. перен. Исполненный страсти, подъема, воодушевления. Как гроза, своим огненным словом Ты [поэт] царишь над послушной толпой. 

6. Среди предложений 6-12 найдите многочленное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Запишите его номер.

 7. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

      (1)Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. (16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись!»

 8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Ответ запишите цифрами, соответствующими номерам терминов из списка.

«Вспоминая прошедшую войну и своё «военное» поколение, Юрий Бондарев использует такой приём, как _______ (например, «Мы узнали, что...» в предложении 11, 12, 14). Показывая довоенное мироощущение молодых людей, писатель использует такие тропы, как _______ («все улыбки в том времени предназначались тебе» в предложении 7), _______ («мир, прозрачно-лучезарный» в предложении 8). А такой приём, как _______ (предложение 10) помогает автору ярко и лаконично рассказать о драматичной судьбе военного поколения».

Список терминов:

1) анафора;                               2) неполные предложения;

3) противопоставление;          4) восклицательные предложения;

5) гипербола;                            6) эпитет;

7) диалектизм;                          8) риторический вопрос;           9) парцелляция

                                                  

                                                          Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания:

      (1)Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пирап-летчиков.

      (2)Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение.

      (3)Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

      (4)Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом.

      (5)Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

      (6)Помимо этого, у него не было отца. (7)Отцов не было у половины ребят. (8)Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. (9)Всё это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

      (10)Геня стоял посреди двора и ошеломлённо вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

      (11)Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. (12)Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. (13)Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо. (14)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери.

      (15)...Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

      (16)— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она.

      (17)— Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, — попросил Геня.

      (19)— Надо, — коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.

      (20)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. (21)Пригласила всех подряд, без разбора.

      (22)...Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги... (23)Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

      (24)Он был великим мастером этого бумажного искусства...

      (25)К четырём часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селёдкой и пирожки с рисом.

      (26)Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. (27)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. (28)Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. (29)Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...(З0)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (31)Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.

      (32)Такое чувство он испытывал только во сне. (33)Он был счастлив. (34)Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (35)Он был ничем не хуже их. (36)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (37)Он словно впервые увидел их лица: не злые. (38)Они были совершенно не злые... (39)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду. (40)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...

(По Л. Улицкой*)

* Людмила Евгеньевна Улицкая (род. в 1943 г.) — советская и российская писательница, сценарист.

 1. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Геня ходил странной, прыгающей походкой.

2) Отец Гени погиб на войне.

3) Геня был великим мастером бумажного искусства.

4) Геня пригласил на день рождения всех ребят со двора.

5) Приглашённые дети восхищались Гениным талантом.

2. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 36 противопоставлено предложениям 34-35.

2) В предложениях 28-31 представлено повествование.

3) В предложении 9 содержится вывод из рассуждения предложений 2-8.

4) Предложение 24 поясняет содержание предложения 23.

5) Предложения 10-14 содержат рассуждение.

 3. Выпишите слово, которое имеет разговорную окраску:

1) кошка (предложение 10)

2) брызги (предложение 13)

3) отвертеться (предложение 19)

4) селёдка (предложение 25)

5) вражда (предложение 34)

4. Среди предложений 22—27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 5. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСКУССТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в 24 предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСКУССТВО, ср.род

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Изобразительные искусства

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья

 6. Среди предложений 1-9 найдите многочленное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Запишите его номер.

 7. Среди предложений 1-6 найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ разделяет главную (-ые) и придаточную (-ые) части. Запишите номера этих предложений.

 8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Ответ запишите цифрами, соответствующими номерам терминов из списка.

«Незатейливая история о мальчике, рассказанная Л. Улицкой, не может оставить равнодушным читателя. Показывая изменения в мироощущениях Гени, автор использует  ____ (предложения 9, 40). Образ несчастного человека создаётся и усиливается таким синтаксическим средством, как  ___ (предложения 3—6). А образ счастливого —  ____ (предложение 34). В то же время включение в текст  ____ («шлёпнулся», «не отвертеться», «косичками») придаёт ему непринуждённый характер и позволяет почувствовать отношение автора к своему герою».

Список терминов:

1) антонимы;                         2) сравнение;

3) вводные слова;                 4) лексический повтор;

5) анафора;                            6) риторические вопросы;

7) градация;                           8) метафора;                9) разговорная лексика

                                                         Желаю успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)