08.05.2020. 9-А класс. Литература
Дорогие ребята!
Еще раз напоминаю, как
подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
9-А. 08.05.
Иванов А., где 9-А – ваш класс; 08.05. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Моя электронная
почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении
вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60.
Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
9-А
класс
Дата:
08.05.2020
Тема:
Эпоха Просвещения. И. В. Гёте. «Фауст» как философская трагедия
Цель урока: познакомиться
с жизнью и творчеством И.В. Гёте, с историей создания и сюжетом трагедии «Фауст»;
раскрыть гуманистический пафос произведения, его философское, общечеловеческое
значение; учиться делать самостоятельные выводы.
Ход
урока
I.
Мотивация учебной деятельности
- Эпиграфом
нашего урока являются слова английского мыслителя эпохи Ренессанса
(Возрождения) Ф. Бэкона «Мы столько можем, сколько знаем. Знание — сила».
Это
один из лозунгов Просвещения — широкого интеллектуального и духовного движения
в XVII в. в Западной Европе, направленного на борьбу с феодализмом.
Начало эпохи связывают с 1690 годом, а
именно с моментом публикации труда английского мыслителя Джона Локка «Опыт о
человеческом разуме», в котором были сказаны слова: «Единственный способ
защититься от мира — это глубоко его познать». Идея познания разнообразных сторон жизни,
борьбы с невежеством, призыва к «царству разума» стала основополагающей в
трудах просветителей. В начале XVIII в. мысли англичанина были подхвачены и развиты
французами Вольтером, Дени Дидро и Жан-Жаком Руссо. Это способствовало тому,
что Францию стали называть центром Просвещения. Прогрессивные взгляды,
распространившись и в других европейских странах, сыграли важную роль в
искусстве. В частности, они повлияли на творчество таких великих немецких
писателей, как Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер.
Творчество Гёте было своеобразным итогом
века Просвещения, итогом его исканий и борений. А трагедия «Фауст», которую
поэт создавал 58 лет, отразила движение не только научных и философских идей,
но и литературных направлений.
II. Работа над темой урока
- Объяснение
учителя (мини-лекция) «Особенности эпохи Просвещения»
— Каковы же особенности эпохи, нашедшие отображение в
произведениях литературы, живописи и музыки?
Во-первых,
абсолютизация знаний и опыта. Просветители подчёркивали, что именно разум
открывает человеку широкую дверь как в его внутренний мир, так и во внешний —
то есть помогает понять законы, по которым устроены природа и общество.
Наивысшей формой проявления человеческого разума они считали научное познание.
Неслучайно именно в эту эпоху впервые в истории культуры было положено начало
грандиозному научному труду — «Энциклопедии, или Толковому словарю наук,
искусств и ремёсел» (1751–1774), вышедшей в 35 томах. Одним из руководителей
этого издания был Дени Дидро, который сумел привлечь к нему выдающихся учёных и
писателей того времени. В энциклопедии толковались разнообразные понятия из самых
различных наук: физики, математики, естествознания, экономики, политики,
инженерного дела и, конечно же, искусства.
Не менее важным для
развития личности и общества просветители считали опыт. Так, Джон Локк, образно
объясняя его значение, уподоблял душу ребёнка чистой доске. И только опыт,
полученный благодаря чувственному восприятию, по его мнению, пишет на ней
бесценные письмена. Вспомните, как интересно об умениях, вынесенных человеком
из практической деятельности, повествует в своём романе «Робинзон Крузо» ещё
один известный просветитель — Даниель Дефо.
Во-вторых, в
творчестве мастеров искусства воплотились преклонение перед природой и
связанная с ним концепция «естественного человека». Так деятели Просвещения
называли человека, не испорченного предрассудками и пороками, царящими в
феодально-монархическом обществе. В основе этой концепции лежала идея равенства
и свободы как естественного состояния каждого человека. Только в единении с
природой они видели его счастье. «Природа — единственная книга, каждая страница
которой полна содержания»,— писал И. В. Гёте. В романе Д. Дефо таким
естественным человеком предстаёт дикарь Пятница.
В-третьих,
просветители придавали большое значение воспитанию личности. Дж. Локк кроме
«Опыта о человеческом разуме» написал труд «Мысли о воспитании», в котором
подчёркивал: «Воспитатель должен научить воспитанника разбираться в людях,
срывать маски, накладываемые на них профессией и притворством, различать то
подлинное, что лежит в глубине под такой внешностью». Наиболее ярким
«срывателем масок» был Джонатан Свифт, который в своих памфлетах и романе
«Путешествия Гулливера» резко высмеивал пороки общества.
Ещё одна из
особенностей эпохи — взаимодействие различных художественных направлений:
просветительского классицизма, сентиментализма, просветительского реализма, а
также стиля рококо. Сначала формируется просветительский классицизм. К
просветительскому классицизму обращались Вольтер во Франции, И. В. Гёте и Ф.
Шиллер (творчество 90-х гг.) в Германии (так называемый «веймарский
классицизм»), М. В. Ломоносов в России. Наиболее ярко просветительский реализм
представлен романами Д. Дефо «Робинзон Крузо», комедией П. О. Бомарше «Женитьба
Фигаро», трагедией И. В. Гёте «Фауст». Во второй половине XVIII в. возникает
сентиментализм как реакция на крушение надежд просветителей на торжество
«царства разума». Как вы помните из изученного в 9-м классе, сентименталисты
главной своей задачей считают формирование чувствительности читателя. Они
сосредоточивают внимание на внутреннем мире человека, его переживаниях.
Исповедуя культ природы, большое значение придают пейзажу, в котором, как в
зеркале, отображаются чувства и настроения героев. Их повествование отличается
меланхоличностью. Яркий пример тому — прочитанная вами повесть Н. М. Карамзина
«Бедная Лиза». В эпоху Просвещения появляются произведения рококо (от франц. rocalle
— ракушка) — художественного стиля, получившего распространение в интерьере,
прикладном искусстве, живописи и поэзии. Для него характерны изысканность,
большое внимание к мифологии, причудливость линий (прихотливость форм ракушки и
дала название стилю). В литературе он проявил себя оживлением интереса к
шутливо-ироническим по содержанию произведениям, популярностью жанров эпиграммы,
баллады, волшебной сказки. Черты рококо заметны
в
лирике Ломоносова, молодого Гёте, ранней прозе Дидро.
- Работа с учебником
- Над главным произведением своей жизни Гёте
работал около 60 лет. Писатель задумал его ещё в 70-е гг. XVIII в., когда
учился в Страсбурге. Его внимание привлекла возникшая в XVI в. народная легенда
о докторе Иоганне Фаусте. Он был магом и кудесником, который продал душу
дьяволу, чтобы удовлетворить свою тягу к знаниям и наслаждениям. Интересно, что
Фауст — историческая личность, он действительно жил в конце XV–XVI вв. и,
будучи учёным, занимался магией.
Трагедия «Фауст» состоит из пяти частей:
«Посвящение», «Пролог в театре», «Пролог на небесах», «Первая часть», «Вторая
часть».
- Прочтите с.345 – 356 учебника: познакомьтесь
с биографией Гёте, характеристикой его
творчества и конкретно драмы «Фауст».
3. Просмотр
учебного фильма
- Пройдите по ссылке и посмотрите учебный
фильм о жизни Гёте, истории создания и источниках сюжета его драмы «Фауст».
4. Самоконтроль усвоения материала (выполняем в Листе контроля)
- А теперь, опираясь на содержание статьи
учебника, фильма, письменно ответь на вопросы:
1. Назовите 4 основных особенности эпохи Просвещения, нашедшие
отображение в произведениях литературы, живописи и музыки.
2. Приведите примеры произведений и их
авторов, написанных в эпоху Просвещения.
3. Какой конфликт лежит в основе драмы «Фауст»?
В какой части произведения и каким образом он завязывается?
4. Почему для эксперимента божественных и
дьявольских сил был выбран именно доктор Фауст?
IV. Домашнее задание: Прочитать
с.345 -356 учебника, краткое содержание драмы «Фауст» на сайте «Образовака.ру»
по ссылке https://obrazovaka.ru/books/gete/faust.
Подготовиться к тестовому опросу.
Желаю успеха!
Лист контроля
9-А класс
_______________________________________________________
ФИО учащегося
08.05.2020
Литература
Тема:
Эпоха Просвещения. И. В. Гёте. «Фауст» как философская трагедия
Опираясь
на содержание статьи учебника, фильма, письменно ответь на вопросы:
- Назовите 4 основных особенности эпохи Просвещения, нашедшие отображение в произведениях литературы, живописи и музыки.
- Приведите примеры произведений и их авторов, написанных в эпоху Просвещения.
- Какой конфликт лежит в основе драмы «Фауст»? В какой части произведения и каким образом он завязывается?
4. Почему для эксперимента божественных и
дьявольских сил был выбран именно доктор Фауст?
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий