10.04.2020. 9-А класс. Литература
Дорогие ребята!
Еще
раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
9-А.
10.04. Иванов А., где 9-А – ваш класс; 10.04. – дата урока; Иванов А. – ваша
фамилия.
Моя электронная
почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении
вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60.
Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
9-А
класс
Дата:
10.04.2020
Тема:
М. А. Шолохов. Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя,
лауреата Нобелевской премии по литературе. Осмысление войны как всеобщей
человеческой трагедии в рассказе «Судьба человека»
Цель
урока: познакомиться с жизнью и творчеством М. А. Шолохова; оценить
значение его творчества и общественной деятельности; ознакомиться с историей
создания и публикаций рассказа «Судьба человека»; проверить знание содержания
рассказа.
Ход урока
I.
Мотивация учебной деятельности
- Научная биография М. А. Шолохова до сих пор
не написана. Имеющиеся исследования оставляют немало белых пятен в истории его
жизни. В сознании массового читателя сложилось упрощённое, а чаще всего
искажённое представление об авторе «Тихого Дона» и «Поднятой целины». А между
тем Шолохов — фигура крайне противоречивая. Ровесник первой русской революции,
начавший свой творческий путь в период формирования советской литературы и
ушедший из жизни незадолго до начала крушения тоталитаризма в России, он был
поистине сыном своего века.
Противоречия его личности во многом были
отражением противоречий самой советской эпохи, события которой и по сей день
порождают полярные оценки как в науке, так и в общественном мнении.
Но
уже сегодня ясно одно: у великих книг есть способность жить своей жизнью, независимой
от их создателей и критиков. Время подтвердило, что именно такая судьба
уготована лучшим произведениям Михаила Александровича Шолохова.
- Итак, тема нашего урока: «М.
А. Шолохов. Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя,
лауреата Нобелевской премии по литературе. Осмысление войны как всеобщей
человеческой трагедии в рассказе «Судьба человека»
II. Работа над темой урока
1. Погружение в тему урока:
- Перед вами список
званий и наград Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя
и общественного деятеля, который говорит о значительности фигуры писателя не
только в русской, но и в мировой культуре.
• Ленинская премия (1960) — за роман «Поднятая целина»
(1932–1960).
• Сталинская премия первой степени (1941) — за роман «Тихий Дон»
(1928–
1940).
• Нобелевская премия по литературе (1965) — «За художественную
силу
и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России
время».
• Международная премия мира в области культуры Всемирного совета
мира.
• Международная литературная премия «София».
• Международная премия «Лотос» писателей стран Азии и Африки.
• Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980).
• Шесть орденов Ленина (1939, 1955, 1965, 1967, 1975, 1980).
• Орден Октябрьской Революции (1972).
• Орден Отечественной войны I степени (1945).
• Медаль «За оборону Москвы».
• Медаль «За оборону Сталинграда».
• Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941–
1945 гг.».
• Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг.».
• Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг.».
• Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг.».
• Золотая медаль имени Александра Фадеева (1972).
• Орден «Георгий Димитров» (1975, Болгария).
• Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (1975, Болгария).
• Орден «Большая золотая звезда дружбы народов» I степени (1964,
Герман-
ская Демократическая Республика).
• Орден Сухэ-Батора (Монголия).
• Почётный доктор наук Ростовского государственного
университета, Лей-
пцигского университета имени Карла Маркса, Сент-Эндрюсского
универси-
тета (Шотландия).
2. Знакомство
с биографией и творчеством М.А. Шолохова
- Пройдите по ссылке, посмотрите учебный фильм о жизни и творчестве
писателя.
- Что в биографии Шолохова
вас удивило? Приведите примеры поступков, которые произвели на вас впечатление.
3. Тестовый опрос
- Чтобы работать над анализом рассказа М.А. Шолохова
«Судьба человека», необходимо знать его содержание. Предлагаю ответить на
вопросы теста, опираясь на содержание рассказа, который вы прочитали к
сегодняшнему уроку, и на содержание просмотренного фильма:
1.Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» написан:
А) в 1937 г. Б) в 1947 г. В) в 1957 г.
2. Кому был посвящен рассказ М.А.
Шолохова «Судьба человека»:
А) Марии
Петровне Шолоховой Б) Бывшим
пленным солдатам
В) Евгении
Григорьевне Левицкой Г) Нине
Петровне Огаревой
3. Избрав такое название своего
рассказа, Шолохов повествует:
А)
о судьбе Андрея Соколова;
Б)
о судьбе одного из многих русских солдат
В)
о судьбе всего человечества в целом.
4. Время года, когда рассказчик
познакомился с Соколовым:
А) Весна Б) Осень В) Лето Г) Зима
5.
Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»:
А)«простой советский человек»
Б)видный военачальник В)крестьянин, оказавшийся на фронте?
6. Андрей Соколов, попав в плен:
А) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;
Б) старался выполнять всю работу без нареканий;
В) всегда думал о побеге
7. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к
хлебу, потому что:
А) не был голоден;
Б) хотел поделиться с пленными;
В) показал врагам достоинство и гордость солдата.
8. Причина, по которой Андрей
Соколов усыновил Ваню:
А) хотел помочь мальчику;
Б) думал, что забудет собственное горе;
В) был потрясён трагической судьбой мальчика
9. В
образе главного героя рассказа «Судьба человека » раскрывается тема :
А) нравственной силы русского человека
Б) тема предательства
В) тема трусости
10.Сколько лет было
Ванюше, когда рассказчик встретил Соколова с мальчиком?
А) четыре – пять Б)
пять-шесть
В) шесть-семь Г) семь-восемь
11. Где впервые увидел Ваньку Андрей Соколов?
А)
Андрей увидел его на дороге, возвращаясь с рейса
Б)
Ваню приютили бездетные друзья Андрея
В)
Ваня сидел у чайной
12 .«Родни - хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души» - говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба
родителей и сестры Андрея Соколова?
А) на их дом упала
бомба Б) погибли в гражданскую войну
В) были репрессированы Г) погибли в голодные годы
13. Почему Андрей Соколов видит свою вину в том,
как сложилась его судьба? Совпадает ли мнение героя с мнением автора? (Ответ
должен содержать не менее 10 предложений).
II. Домашнее задание:
1.
Знать содержание рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».
2.
Подготовить цитатный материал к характеристике образа главного героя рассказа —
Андрея Соколова.
Желаю успеха!
Лист контроля
9-А класс
_______________________________________________________
ФИО учащегося
10.04.2020
Литература
Тема: М. А. Шолохов. Краткие
сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата
Нобелевской премии по литературе. Осмысление войны как всеобщей человеческой
трагедии в рассказе «Судьба человека»
Тестовый
опрос по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий