13.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 20-21
Задания № 20-21
1)
Пройди по ссылке и познакомься с теорией, правилами,
которые понадобятся при выполнении заданий № 20-21 в ЕГЭ-2024 по русскому языку.
Напоминаю: задания № 20-21 проверяют
знание пунктуационных правил постановки знаков препинания в СПП с разными
видами связи, умения проводить пунктуационный анализ предложений.
Задания № 20-21:
1)
В тетради выполни
задания № 20-21 из предложенных 8 примерных вариантов для ЕГЭ-2024. Ответы
оформи в виде таблицы по образцу
(обрати внимание: ответы на задание № 20-21 записываются
цифрами без пробелов, порядок цифр не имеет значения):
ОТВЕТЫ на задания № 20-21:
1 |
1в |
20 |
|
2 |
21 |
|
|
3 |
2в |
20 |
|
4 |
21 |
|
|
5 |
3в |
20 |
|
6 |
21 |
|
|
7 |
4в |
20 |
|
8 |
21 |
|
|
9 |
5в |
20 |
|
10 |
21 |
|
|
11 |
6в |
20 |
|
12 |
21 |
|
|
13 |
7в |
20 |
|
14 |
21 |
|
|
15 |
8в |
20 |
|
16 |
21 |
|
Вариант № 1
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Беликов носил тёмные
очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3)
приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный
маленький мирок.
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих
предложений.
(1)О связях
Александра Николаевича Островского с Рыбинским театром говорит известный факт:
в 1880 году запретили пьесу великого драматурга «Василиса Мелентьева».
(2)Цензура посчитала так: это произведение якобы подрывает «авторитет царской
власти». (3)Антрепренёр Рыбинского театра, некто Алексеев, обратился к
Островскому с просьбой. (4)Эта просьба заключалось в следующем: во что бы то ни
стало надо выхлопотать разрешение на постановку этой пьесы в Рыбинске. (5)Драматург
не замедлил с ответом: «Разрешение на "Василису Мелентьеву" я готов
дать с большим удовольствием». (6)Островский сдержал данное обещание:
разрешение было получено. (7)Рыбинские артисты с большим успехом поставили
замечательную пьесу!
Вариант № 2
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Долгое время в сельских избах печи клали без труб (1) чтобы лучше
сохранялось тепло (2) и (3) хотя топили печь хорошо высушенными «бездымными»
поленьями (4) дыма в горнице хватало (5) оттого избы назывались чёрными, или
курными.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним
и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Углич - один из древнейших
русских городов, он всего на год «моложе» Москвы.
(2) Первое упоминание о нём встречается в Ипатьевской летописи около 1148 года:
легенда гласит, что в 937 году по велению великой княгини Ольги на берегу реки
Волги была выстроена крепость, превратившаяся со временем в славный город Углич
- столицу удельного княжества. (3)Во второй половине XV века при князе Андрее
Большом - младшем сыне Василия Тёмного - возводится величественный собор
Покровского монастыря, отстраиваются кремль и княжеский дворец. (4)В конце XVI
века сюда, в почётную ссылку, был отправлен царевич Димитрий -младший сын Ивана
Грозного. (5) «Таинственная гибель ребёнка произошла 15 мая 1591 г., но до сих
пор неизвестны истинные обстоятельства смерти Димитрия», пишут историки.
(б)Сегодня Углич - по утверждению путеводителей - стал маленьким провинциальным
городком, здесь протекает обычная будничная жизнь российской глубинки. (7)Но
стоит подняться на колокольню монастыря и прислушаться к тишине, нарушаемой
только редкими ударами колокола, - в голосе ветра, налетающего с Волги, можно
явственно услышать отзвуки прошлого этого древнего края.
Вариант № 3
20. Укажите цифры, на месте которых должны
стоять запятые.
Несколько дней подряд лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось
ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда (5) и солнечных дней
можно уже не ждать.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним
и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)На западе Мещёрского края, на так называемой
Боровой стороне, среди сосновых лесов лежат в мелколесье восемь боровых озер.
(2)К ним нет ни дорог, ни троп, и добраться до них можно только через лес по
карте и компасу. (3)У этих озер одно очень странное свойство: чем меньше озеро,
тем оно глубже; в большом Митинском озере всего четыре метра глубины, а в
маленьком Удемном – семнадцать метров. (4)К востоку от Боровых озер лежат
громадные Мещёрские болота – «мшары», или «омшары». (5)Это заросшие в течение
тысячелетий озера. (6)Они занимают площадь в триста тысяч гектаров. (7)Когда
стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег
озера – «материк» – с его густым сосновым лесом. (8)Кое-где на мшарах видны
песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником, – бывшие острова. (9)Местные
жители до сих пор так и зовут эти бугры «островами».
(К.Г. Паустовский)
Вариант № 4
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2)
когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень
хорошо на душе.
21. Найдите предложения, в которых тире
ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера
этих предложений.
(1)Дивеево - это маленький
населенный пункт, который находится в Нижегородской
области. (2)В начала XIX в. история
Дивеево развивалась под влиянием преподобно-го старца Серафима. (3) В этом же
веке был построен монастырь - появился Троиц-ий собор. (4)Он славится наличием
большего числа монастырей, соборов и других святынь. (5)Это центр религиозного
паломничества, он почитается верующими людьми. (6)Поселок наполнен
разнообразными тайнами и загадками - здесь царит особая атмосфера. (7)Именно
поэтому сюда туристы приезжают со всех уголков планеты. (8)Поселок может
похвастаться наличием большого числа добродушных жителей, удивительных
живописных пейзажей, вкусной выпечкой, сувенирами.
Вариант № 5
20. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Женщина понимала (1) что подарок в виде атласной ткани
для свадебного платья — вещь крайне неприличная в это сложное время (2) но (3)
когда Ретт Батлер стал заверять ее (4) что ни одно одеяние на свете
недостаточно хорошо для невесты воина-героя (5) она не сумела найти слов для
отказа.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
Запишите номера этих предложений.
(1) Дыхание лета
уже чувствовалось в воздухе — первое дуновение зноя, который придет на смену
весне, начинавшей мало-помалу сдавать свои позиции. (2) В теплых струях,
проникавших из сада в комнату, был разлит бархатистый аромат молодой листвы,
цветов и влажной, свежевспаханной земли. (3)За окнами поражало глаз белоснежное
буйство нарциссов, распустившихся по обеим сторонам усыпанной гравием
подъездной аллеи. (4) Позади них склоняли до земли свои отягощенные золотыми
цветами ветви кусты желтого жасмина. (5) Пересмешники и сойки, занятые извечной
борьбой за обладание растущей под окном магнолией, затеяли очередную
перебранку. (6) Крики соек звучали язвительно и резко, голоса пересмешников —
жалобно и певуче.
Вариант
№ 6
20. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Петух гордо прошёл по двору (1) и (2) когда мимо
трусцой пробежал Дружок (3) трижды громко прокукарекал (4) хотя пёс и ухом не
повёл (5) так как привык к этому высокомерному крикуну.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится
в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих
предложений.
(1)Солнце садится
в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по
дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это
приметы дождя. (2)А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи,
слышится нежное дыхание влаги. (3)Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди
уже пролились.
(4)Но вот начинают
крапать первые капли. (5)Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение
дождя, когда ещё редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и
крышах.
(6)Потом дождь
расходится. (7)Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые
смоченной дождём. (8)Он держится недолго, его вытесняет запах мокрой травы.
(9)Характерно, что
независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда
называют очень ласково – дождиком…
(К.Г. Паустовский)
Вариант
№ 7
20. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Петя понимал (1) что попасть в таинственный двор будет
непросто (2) и (3) когда очутился перед запертой калиткой (4) был совершенно
спокоен (5) словно удостоверился в своей правоте.
21. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
Запишите номера этих предложений.
(1)В безветренные
жаркие дни, когда в небе сутками стояли на одном месте всё те же пухлые,
похожие па вату облака, в заводях и озёрах появлялась мелкая водоросль, похожая
на плесень, – ряска. (2)Вода затягивалась липкой зеленой толстой плёнкой, и
даже грузило не могло её пробить.
(3)Перед грозой рыба тоже переставала клевать:
она боялась грозы, затишья, когда земля глухо дрожит от далекого грома.
(4)В ненастье и во
время прибыли воды клёва не было.
(5)Но зато как
хороши были туманные и свежие утра, когда тени деревьев лежали далеко на воде и
под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли! (6)В такие
утра стрекозы любили садиться на перяные поплавки, и мы с замиранием сердца
смотрели, как поплавок со стрекозой вдруг медленно и косо шёл в воду, как
стрекоза взлетала, замочив свои лапки, а на конце лески туго ходила по дну
сильная и веселая рыба.
(7)Как хороши были
красноперки, падавшие живым серебром в густую траву, прыгавшие среди
одуванчиков и кашки! (8)Хороши были закаты вполнеба над лесными озерами, тонкий
дым облаков, холодные стебли лилии, треск костра, кряканье диких уток.
(К.Г. Паустовский)
Вариант
№ 8
20. Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
После замечаний инструктора (1) ребята зашагали
быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего
три километра.
21. Найдите предложения, в которых запятая
ставится в соответствии с одним
и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Вишнёвые горы
тянутся на расстоянии двадцати верст, образуя отдельные возвышенности, как
Булдым, Каравай и др. (2)Своё общее название они получили от дикой вишни,
которая громадными зарослями покрывает безлесные покатости. (3)Самое растение
не достигает даже и двух аршин высоты и принадлежит к особой породе – prunus
prostata. (4) Вишнёвые горы составляют оригинальный сборный пункт: с Ильина
дня, когда поспевают дикие вишни, сюда слетается множество всевозможной мелкой
птицы – снегири, дрозды, а также выводки рябчиков, тетеревов и глухарей. (5)За
ним следом, конечно, идут хищники: ястреба, беркуты, орлы, совы и филины.
(6)Окрестные горы кажутся мертвыми сравнительно с кипучей жизнью, которая
сосредотачивается здесь. (7)О грызунах и говорить нечего: полевые мыши, крысы и
бурундуки очень деятельно приготовляют свои зимние запасы вишен, а также
являются белки и специальные маленькие хищники – горностаи и ласки. (8)В начале
августа этот прилив животной жизни кончается, и птицы и зверьё откочевывают в
другие местности. (9)Гора Каравай считается у охотников сборным местом диких
коз, которые являются сюда из уральских болот в начале зимы.
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Комментариев нет:
Отправить комментарий