понедельник, 25 апреля 2022 г.

 26.04.2022. 11-А класс. Литература (2 урока)

Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

11-А класс

Дата: 26.04.2022

Тема: Эрнест Миллер Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи

Цель: познакомиться с  жизнью и творчеством Э.Хемингуэя; содержанием, проблематикой произведения.

Ход урока

           I. Постановка темы и задач урока.

        Когда-то его чёрно-белый портрет висел в каждой интеллигентской «хрущёвке». Свитер, седая борода, прищуренный взгляд. Охотник на львов, охотник на рыб и красивых женщин, в конце концов — на самого себя. Эрнест Хемингуэй. У этого имени есть запах. Оно пахнет солью и снегом. Оно пахнет кровью, печалью и счастьем. Потому что теперь мы точно знаем — человека победить нельзя. Этот писатель повлиял на несколько поколений людей больше, чем их родители, даже больше, чем война. Он — наш современник.

       Эрнест Миллер Хемингуэй прожил лишь 62 года, но его жизнь была наполнена приключениями и борьбой, поражениями и победами, большой любовью и изнурительной работой. Он был рьяным охотником и рыбаком, принимал участие в самых рискованных приключениях и дерзких исследованиях. Его герои были похожи на него: смелые, энергичные, готовые к борьбе. Жизненный опыт его был разнообразным, он был участником Первой мировой войны, впечатления от которой стали его первым университетом жизни и отразились на всем его творчестве (во многих, особенно ранних его произведениях, ощутимы автобиографические моменты). Хемингуэй долго работал журналистом, был свидетелем большого экономического кризиса и греко-турецкой войны, а также посетил много разных стран. Он сравнительно мало жил в США и мало писал об этом государстве, гражданином которого был. Не случайно в большинстве романов Э. Хемингуэя действие происходит где-то в Европе, Америка для этого писателя была воплощением деградации человечества.

       Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей,— с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX в. Три произведения — «И восходит солнце» («Фиеста»), «Прощай, оружие!» и «Старик и море» — являются отображением разных этапов творческого роста Хемингуэя, эволюции его художественных принципов.

       Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством американского писателя Эрнеста Миллера Хемингуэя.

        II. Изучение нового материала.

1.        Знакомство с биографией писателя

- Пройди по ссылке и познакомься с биографией писателя:

    https://www.youtube.com/watch?v=6skBYbtLgtE

2. Работа над содержанием произведения

- На сайте «Образовака.ру» познакомься с кратким содержанием повести  «Старик и море». Пройди по ссылке:

    https://obrazovaka.ru/books/heminguey/starik-i-more 

3. Работа с учебником

   - Получи дополнительные сведения по учебнику. Прочти с. 307-311 (2 часть).

        4. Анализ произведения

      Замысел повести «Старик и море» возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале “Эсквайр” вышел его очерк “На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.

Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести “Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает своё масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее опубликованное при жизни произведение Хемингуэя. За эту повесть, по глубине и силе напоминающую скорее небольшой роман, Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию, самый престижный символ литературного признания в США. Это же произведение повлияло и на присуждение писателю Нобелевской премии по литературе в 1954 г.

      С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог не отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.

      В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идее произведения. Его кредо – правдиво показать “настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять, что его цель – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста.

      Тема произведения – испытание на прочность человеческой силы воли, характера, веры, а также тема мечты и духовной победы. Тема одиночества и человеческого предназначения также раскрывается автором.

      Основная мысль произведения в том, чтобы показать человека в борьбе с самой природой, её созданиями и стихиями, а также борьба человека со своими слабостями.

Для раскрытия основной мысли повести автор использует «Принцип айсберга». Согласно этому принципу, на поверхности текста должна быть одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст — лишь та часть айсберга, которую видно на поверхности. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.

Огромный пласт авторской философии прорисовывается в повести чётко и ясно: человек рождён для чего-то определённого, овладев этим, он будет всегда счастлив и спокоен. У всего в природе есть душа, и люди должны уважать и ценить это – земля вечна, они – нет.

Хемингуэй удивительно мудро показывает достижение человеком своей мечты, и то, что следует за этим. Огромный марлин – самый главный трофей в жизни старика Сантьяго, он доказательство того, что этот человек победил в схватке с природой, с порождением морской стихии. Только то, что даётся с трудом, заставляет пройти тяжкие испытания, приносит главному герою счастье и удовлетворение. Мечта, доставшаяся потом и кровью, самая большая награда для Сантьяго. Несмотря на то, что акулы съели марлина, моральной и физической победы над обстоятельствами никто не отменяет. Личное торжество пожилого рыбака и признание в обществе “коллег” – лучшее, что могло случиться в его жизни.

      Условно композицию повести можно разделить на три части: старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя домой. На образе Сантьяго формируются все композиционные элементы. Кольцевое обрамление композиции заключается в уходе старика в море и его возвращении. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.

Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старика, его жизненной позиции, в имени мальчика – Манолин (сокращённое от Эммануил), в образе самой рыбы-гиганта. Она – воплощение мечты старца, который смиренно, терпеливо встречает все испытания, не жалуется, не ругается, а лишь тихо молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – своеобразная личная религия, очень напоминающая христианство.

       В литературоведении принято обозначать жанр “Старика и моря” как повесть-притчу. Напоминаю: притча – небольшое по объёму произведение с поучительным смыслом. Именно глубокий поучительный смысл делает произведение исключительным, выходящим за рамки традиционной повести. Сам автор признавался, что мог бы написать огромный роман со множеством сюжетных линий, но предпочёл более скромный объём, чтобы создать нечто уникальное.

Безрадостная мораль повести-притчи — в самом её тексте: человек в своём поединке с бытием осуждён на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца. Сантьяго понят только одним человеком — мальчиком, его учеником. Когда-нибудь мальчику улыбнётся удача. В этом — надежда и утешение старого рыбака. «Человека можно уничтожить,— думает он,— но его нельзя победить». Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в нём снискали Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм.

III. Подведение итогов урока

- Пройди тест по изученному материалу в Листе контроля, заполнив таблицу.

Тест. Э. Хемингуэй «Старик и море»

1. В каком году было написано произведение "Старик  и море"?

А) 1952;             В) 1954;

Б) 1951;             Г) 1955.

2. Определите и запишите жанр произведения.

3. Что означает слово «salao» - так говорили о старике родители мальчика?

А) веселый;                    В) невезучий;

Б) грустный;                   Г) расстроенный.

4. О каком виде спорта постоянно разговаривают герои?

А) о футболе;                    В) о бейсболе;

Б) о боксе;                          Г) о плавании.

5. «Старик рыбачил один на своей лодке» …Где?

А) в Гольфстриме;           В) в Мексиканском заливе;

Б) в Карибском море;      Г) в Черном море.

6. «Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал...»

А) парус корабля, попавшего в тайфун;     Б) знамя наголову разбитого полка;    

В) одежду дрессировщика сторожевых собак;        Г) гавайскую пальму.

7. Как звали старика?

А) Кемадо;                 В) Сантьяго;

Б) Батабано;               Г) Манолин.

8. Что у старика оставалось молодым, веселым; принадлежало человеку, который никогда не сдается?

А) улыбка;                  В) душа;

Б) глаза;                      Г) руки.

9. «Они поднялись по дороге к хижине старика и вошли в дверь, растворенную настежь». Чего не было в хижине, что было давно продано?

А) фотография жены;             В) сеть;

Б) вчерашняя газета;               Г) кровать.

10. «Ты для меня все равно что будильник, — сказал мальчик.  — А мой будильник — /…/. Отчего старики так рано просыпаются? Неужели для того, чтобы продлить себе хотя бы этот день?»

А) утренний бриз;         В) утреннее солнце;

Б) ноющие раны;           Г) старость.

 11. «Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Порою те, кто его любит, говорят о нем дурно, но всегда…»

А) как о женщине, в женском роде;

Б) как о мужчине, в мужском роде;      В) как о чем-то неживом, в среднем роде.

12. Когда старик уснул в начале произведения, что ему снилось из его юности?

А) жена;                В) мальчик;

Б) львы;                 Г) Африка.

13. «Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились…»

А) большая рыба;               В) бейсбол;

Б) львы;                               Г) Африка.

14. От чего падает зрение у рыбаков?

 А) от соленой воды;                            В) от солнечных лучей;

 Б) от морских черепах;                        Г) от акульего жира.

15. Что спрятал старик Сантьяго под чистой рубахой?

А) последние сбережения;             В) фото жены;

Б) золотые украшения;                   Г) фото сына.

16. Хотя старик Сантьяго признает, что он - человек не набожный, что именно он готов сделать, лишь бы только "осилить" большую рыбину?

А) Десять раз проговорить "Отче наш" и "Богородицу";

Б) опять рыбачить с мальчиком;      в) поставить свечку святому Петру.

17. Когда старик понял, смотря на безграничное пространство моря, что человек в море никогда не бывает одиноким?

А) когда увидел морских черепах;

Б) увидел табун диких уток, которые летели над водой, четко отличаясь на фоне неба;

В) увидел птицу-фрегата;              Г) увидел акул.

18. «Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя…
   — Никто, — ответил он. — Просто я /…/"

А) невезучий;                В) слишком старый и одинокий;
Б) устал;                         Г) слишком далеко ушел в море.

19. Какую часть рыбы старик решил подарить мальчику?

А) хвост;                      В) плавник;

Б) зуб;                           Г) меч.

20. Что обещает мальчик старому рыбаку, когда Сантьяго возвращается со скелетом большой рыбины?

А) Что они снова будут рыбачить вместе;

Б) Что старику больше не надо будет выходить в море, мальчик будет обеспечивать его;

В) Что они будут рыбачить с великим Ди Маджио;

Г) Что он купит билеты на бейсбол.

21. Основная мысль произведения, которая звучит как всепобеждающий гимн человеку:

А) человек в море никогда не бывает одиноким;

Б) Человека можно уничтожить, но его нельзя победить;

В) У каждого своя судьба и ее не изменить;

Г) Я хоть и старик, но, по крайней мере, я не безоружен.

IV. Домашнее задание: проверить, какие работы вами не сделаны, сделать их и прислать на почту.

                                                       Желаю успеха!

Лист контроля

11 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

26.04.2022    Литература

Тема: Эрнест Миллер Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи

Тест. Э. Хемингуэй «Старик и море»

 - Заполни таблицу, вписав правильные варианты ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.

1

 

8

 

15

 

2

 

9

 

16

 

3

 

10

 

17

 

4

 

11

 

18

 

5

 

12

 

19

 

6

 

13

 

20

 

7

 

14

 

21

 

Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)