21.04.2022. 11-А класс. Литература
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении
вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда
рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
11-А класс
Дата: 21.04.2022
Тема: Альбер Камю. Роман «Посторонний».
Экзистенциальное восприятие мира главным героем. Проблема преступления и наказания
Цель: познакомиться
с жизнью и творчеством А.Камю; содержанием,
проблематикой произведения.
Ход урока
I. Постановка темы и задач урока.
— Сегодня мы
продолжаем изучение произведений мировой (зарубежной) литературы ХХ века. И познакомимся
с творчеством французского писателя Альбера Камю.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией писателя
- Пройди по
ссылке и познакомься с биографией писателя на сайте «Образовака.ру»:
https://obrazovaka.ru/alpha/c/kamyu-alber-camus-albert
2. Работа над содержанием произведения
- На сайте «Брифли.ру» познакомься с кратким содержанием романа (по другим характеристикам повести) «Посторонний». Пройди по ссылке:
https://briefly.ru/kamju/postoronnij/
3. Работа с учебником
- Получи дополнительные сведения по
учебнику. Прочти с. 301-306 (2
часть).
4. Анализ произведения
- Произведение «Посторонний»
— это своеобразная исповедь главного героя. Все пространство в ней занято
единственным вариантом выбора, который совершает единственный герой романа.
Мерсо все время говорит о себе. Это постоянное «я» подчеркивает отсутствие
общности людей, «коллективной истории», потребности в других людях.
Роман (по другим источникам повесть) Альбера Камю
«Посторонний» был написан в 1940 году и опубликован в 1942 году. Анализ данного
произведения, как наиболее яркого и известного, помогает проследить все
основные идеи творчества автора.
Сюжетная линия "Постороннего" (как, кстати,
и композиция) линейна. Роман состоит из двух частей. В первой части француз
Мерсо, который живет в Алжире, получает известие о смерти матери и прибывает на
похороны. Следующий день в Алжире герой проводит с дамой по имени Мари, которая
становится его девушкой. Сосед-сутенер Раймон приглашает Мари и Мерсо провести
выходные на берегу моря, но по дороге они замечают, что за ними следят арабы,
один из которых – брат бывшей любовницы Раймона. На отдыхе между арабами и
друзьями Мерсо происходит стачка, которая заканчивается ничем. Через некоторое
время герой, увидев на пляже одного из арабов, убивает его. Вторая часть –
затянувшееся на 11 месяцев дело Мерсо, в результате которого его приговаривают
к смертной казни.
Несмотря на простой сюжет, идея автора очень глубока.
Нам важны не сюжетные линии, а реакция главного героя на происходящее вокруг,
точнее, отсутствие какой-либо реакции. Камю рисует человека, который не
испытывает традиционные, принятые в обществе эмоции. Он не плачет на похоронах
матери, ему безразлично предложение Мари пожениться, он не ощущает ничего во
время убийства. Судебный процесс кажется главному герою муторным и затянутым,
он не обращает внимания на происходящее.
Роман имеет два смысловых уровня – социальный и
метафизический. Первый уровень – реальность и реакция окружающих. Второй
уровень оторван от реальной составляющей, в нем раскрывается внутренний мир
Мерсо.
В действиях главного героя проявляется
экзистенциальный романтизм его образа. Мерсо - изгой в обществе, его поступки
вызывают непонимание и порицаются. Его не понимают ни присяжные, ни судьи, ни
Мари. Видимость понимания и дружбы создает Раймон, однако, в конечном счете,
ему нет дела до Мерсо (как и тому нет дела до Раймона). Еще одна составляющая
романтического образа – действиями героя движет природа. Он единственный, кто
любит смотреть в небо. Даже убийство, казалось бы, направляет палящее солнце,
которое светит в тот момент на пляже.
В романе виден яркий авторский стиль. Текст представляет
собой смесь описания и повествования в прошедшем времени от первого лица. Герой
лаконично перечисляет все, что он сделал, не делая разницы между распитием
чашки кофе, походом в кино и убийством. Все действия Мерсо пропитаны атмосферой
абсурда – абсурдны его поступки, его внутренний мир. Абсурдны и доводы
присяжных: в конечном счете, основным аргументом в пользу смертной казни служит
то, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери.
Кульминационный момент – последняя ночь в камере,
когда безразличие оставляет главного героя. Мерсо мечется и засыпает в
кошмарах. Он чувствует желание пережить все заново, открывает душу миру и вдруг
понимает, что мир такой же, как и ОН. Герой безразличен миру, как и мир был
безразличен герою. Мерсо ощущает одиночество и видит своим успокоением только
одно: чтобы во время казни все пришедшие не смотрели на него со стеклянными
лицами, а испытывали искреннюю ненависть.
Название
повести Камю символично. Оно фиксирует мироощущение главного героя. А повествование,
ведущееся от первого лица, дает автору возможность познакомить читателей с
образом его мыслей, понять суть его «посторонности». Дело в том, что Мерсо
равнодушен к жизни в ее привычном смысле. Он отбрасывает все ее измерения,
кроме единственного — своего собственного существования. В этом существовании
не действуют привычные нормы: говорить женщине, что ты ее любишь; плакать на
похоронах матери; думать о последствиях своих поступков. Здесь можно не
притворяться и не лгать, а говорить и делать то, к чему ведет само
существование, не думая о завтрашнем дне, потому что только психологические
мотивировки и есть единственно верные мотивировки человеческого поведения.
Герой Камю не решает никаких социальных вопросов; ни против чего не протестует.
Для него вообще не существует никаких общественно-исторических обстоятельств.
Единственное, в чем уверен Мерсо, это то, что скоро придет к нему смерть.
- От себя хочу добавить, что, как и
другие произведения писателя, роман (повесть) «Посторонний» был написан в духе
экзистенциализма. Вспомним, что это такое?
Экзистенциализм в литературе
(литература экзистенциализма) — литературное течение,
развернувшееся в 30 — 60-е гг. ХХ в. и имевшее своим стержнем важнейшие
концепции и идеи философии экзистенциализма.
Представители этого философского
направления (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов,
Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) поставили в центр внимания проблему смысла
человеческого существования, состояние переживания индивидом своего «бытия в
мире». Согласно экзистенциализму, одинокая, «заброшенная» в мире личность
обычно живет абсурдной, т.е. неосознанной и прикрытой ложными целями, жизнью.
Истинную сущность своего бытия человек открывает в кризисные моменты, когда
попадает на границу жизни и смерти (так называемая экзистенциальная пограничная
ситуация), т.е. переживает тяжелую болезнь, смертельную опасность, утрату
близких и т.п. Именно тогда с его существования спадает обманчивая пелена бессмысленной
повседневности, и человек осознает свое одиночество, делает моральный и/или
экзистенциальный выбор, за который несет ответственность всей своей дальнейшей
жизнью.
IV. Домашнее задание: ознакомиться с
материалами урока.
Желаю
успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий