среда, 9 февраля 2022 г.

 10.02.2022. 11-А класс. Литература

Дорогие ребята!

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

11-А класс

Дата: 10.02.2022

Тема: М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе

Цель: рассмотреть особенности создания женских образов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре.

                                                                   Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня на уроке речь пойдёт о женских образах романа, особенностях создания М.А.Шолоховым женских образов.

II. Работа над темой урока

1.  Слово учителя

— В центре романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» — история семьи Мелеховых, и ключевое место в ней отведено судьбе Григория. Его биография отразила судьбу казачества, оказавшегося между молотом и наковальней — между белыми и красными. Сквозь призму личной судьбы Григория Мелехова мы видим все важнейшие события жизни донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в Гражданскую войну. Сквозь призму его судьбы видим мы и судьбы казачек — женщин, которые любили Григория и сыграли большую роль в его судьбе.

       Из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» мы узнаём о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам Шолохов характеризовал своё произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в романе, которого бы не задели горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин. Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогран-

ны. В образах донских казачек — Аксиньи, Натальи, Ильиничны — воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.

2. Просмотр презентации

- Для визуального знакомства с женскими образами романа предлагаю пройти по ссылке и посмотреть презентацию:

https://docs.google.com/presentation/d/1DDkIcR14cGa9qNdzJGTIegsytak6PB06/edit?usp=sharing&ouid=107502458731091919357&rtpof=true&sd=true

3. Самостоятельное ознакомление со статьёй учебника

      - Закрепите и расширьте свои знания о героинях романа М.А.Шолохова, прочитав с. 205 – 209 учебника.

4. Обобщим информацию

  — Нелёгкая судьба главной и любимой героини Шолохова — Аксиньи Астаховой. Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая её образ, Шолохов ставил задачу показать её «живой, со всеми её поступками, оправданными и убедительными». Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая то спокойно течёт, то будто взбунтуется и поворачивает вспять. Несмотря на то что сам автор, описывая красоту героини, не раз характеризует её как «порочную», грязь не пристаёт к Аксинье. Никакие жизненные ошибки Аксиньи не способны убить ту любовь, которая зародилась у неё к Григорию.

        Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться силой её любви и характера. Автор многократно подчёркивает её «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы».

        Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжёт ни самой себе, ни другим. Со страхом, но прямо говорит Аксинья мужу: «Не таюсь — грех на мне. Бей, Степан!». Она не скрывает своей любви от Ильиничны, матери Григория, и не принимает её упрёков, когда та выговаривает ей за смерть Натальи. Свою великую любовь Аксинья пронесла через оскорбления, непонимание, ужасы революции и Гражданской войны. О муже она «вспоминала с неохотой, и почему-то ей казалось, что он не вернётся». Душа её была обращена лишь к Григорию.

         В конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью — цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, её право на сына признаёт Ильинична, дети Натальи называют её мамой, и даже Степан стал с уважением относится к её чувству к Григорию. Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу…». Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остаётся надолго в памяти читателей.   

— Сильными, самобытными характерами наделены в романе все женщины, окружающие Григория,— и сестра Дуняша, и жена брата Дарья, и, конечно, жена Наталья, которая пришлась по сердцу всей семье Мелеховых. Автор любуется её молодостью, нравственной силой, гармонией внешней и внутренней красоты.

        Когда мы знакомимся с Натальей, ей только что исполнилось семнадцать лет, она стройна, красива, работяща. «Всем взяла» Наталья: «что на полях, что дома…». Наталья — добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Нравственная чистота, сдержанная стыдливость чувства — главные свойства характера Натальи. Она полюбила Григория сразу и на всю жизнь, доверчиво и беззаветно поверила в своё девичье счастье: рядом любимый человек, семья, дети. Но жизнь повернулась по-другому. Любовь к Григорию и забота о детях — смысл всей жизни Натальи. Она привыкла к постоянному труду, покорно переносила тяжести наступившего лихолетья, но понять мучительный надлом в душе Григория, его тяжёлые раздумья о жизни, о будущем она не могла. Неразделённая любовь к мужу и горькая обида на него толкают Наталью на тяжкий грех: сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребёнка. Наталья умирает, страшно завершается её жизнь. Одному Григорию отдала Наталья своё верное сердце.

        Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей её жизни,— разрушился, и она погибла.

        Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живёт спокойной надеждой на то, что в будущем всё может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое.

        Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу — обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что её муж любит Аксинью — решается на аборт и умирает, простив мужа за всё. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, смертельно ранил её. Итог жизни каждой из героинь по-своему закономерен.

— Разных женщин встречает читатель на страницах романа. Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними читатель смеётся и грустит, живёт их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано женщине и её горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубины сердца автора.

        Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию — прекрасную, но обречённую на страдания. Образы своих героинь писатель раскрывает многими художественными средствами. Ведущий среди них — приём психологического параллелизма, когда внутреннее состояние человека сравнивается с состоянием природы. Тем самым не только лучше раскрывается душевный мир героев, но и подчёркивается их неразделимая связь с родной землёй, казачьими традициями.

III. Подведение итогов урока

      - Опираясь на материал урока, устно ответьте на вопросы:

• Какие черты национального характера воплощают в себе Наталья и Аксинья?

• Случайно ли автор даёт своим героиням имена Наталья (лат. «родная») и Аксинья (греч. Ксения — «чужая»)?

IV. Домашнее задание: проработать материал урока, учебника по всему роману «Тихий Дон» на с.194-213.

                                                                Желаю успеха!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)