среда, 2 февраля 2022 г.

 03.02.2022. 11-А класс. Литература

                                                        Дорогие ребята!

      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения.

     Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 11-А. 03.02. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 03.02. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      11-А. 03.02. Иванов А., где 11-А – ваш класс; 03.02. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия,  и выслать мне на почту.

      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.

     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем, ох, как пригодится!

      Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это экономит время учителя!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

11-А класс

Дата: 03.02.2022

Тема: М. А. Шолохов. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох

Цель: ознакомиться с историей создания романа «Тихий Дон»; определить суть шолоховской концепции Гражданской войны в романе-эпопее; совершенствовать навыки

аналитической работы с прозаическим текстом.

Ход урока

 I. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— «Тихий Дон» — один из известнейших «нобелевских» романов XX в., вызывавший споры, рождавший слухи, переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве «Тихого Дона» разрешился в пользу Михаила Шолохова — такое заключение ещё в девяностые годы прошлого века дала авторитетная зарубежная комиссия. Сегодня роман, очищенный от шелухи слухов, остался один на один со вдумчивым читателем.

      «Тихий Дон» — это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Роман конкретно историчен по своей фабуле, и судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью. Шолохов повествует о тяжёлом моральном состоянии народа, доведённого до отчаяния. И когда этот народ берётся за шашку, то теряет сдержанность и осмотрительность. Льётся кровь с обеих сторон. Попрание закона человечности — тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. Так мыслит народ. Так считает и выразитель его дум и психологии М. А. Шолохов.

        Определяя суть шолоховской концепции Гражданской войны, хочу обратить ваше внимание на размышления современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет. Так Борис Львович Васильев утверждает: «Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей Гражданской войне — чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся Гражданская война в моём понимании».

        В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея «Тихий Дон». М. А. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Откуда же писатель черпал эту правду?

        Итак сегодня на уроке речь пойдёт об истории создания романа, особенностях жанра.

II. Работа над темой урока

1. Творческая история создания романа-эпопеи «Тихий Дон»

       - Роман-эпопея «Тихий Дон» — великое произведение и великая загадка XX в. К сожалению, первое часто опускается при упоминании имени автора, а вот страшный упрёк в плагиате всплывает моментально. И увы, многие работы даже талантливых литературоведов посвящены не раскрытию своеобразия и образности языка шолоховского произведения (заслуживающих пристального внимания и изучения), а именно защите или обвинению автора «Тихого Дона».

        Итак, пойдём по следам «Тихого Дона», по следам Михаила Шолохова. Выяснение истории создания романа (по письмам, рукописям, воспоминаниям друзей и врагов писателя, его собственным автографам) становится делом почти детективным.

        Первое упоминание о рукописи начальной книги «Тихого Дона» относится к 1927 г., когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям в доме у Василия Михайловича Кудашева некоторые главы романа. Первая книга увидела свет на страницах журнала «Октябрь» в 1927 г. Немного позже, в 1928 г., с рукописью романа и его автором познакомится и Евгения Григорьевна Левицкая — тогда библиограф издательства МК ВКП(б) «Московский рабочий». Именно Левицкой было суждено стать верным другом и помощником М. А. Шолохова на долгие годы, именно она первой встала на защиту молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа.

        В 1928 г. в журнале «Октябрь» печатает вторую книгу «Тихого Дона», в которую вошли главы отложенной когда-то «Донщины». Спешка с публикацией и «монтаж» старых заготовок, по мнению самого М. А. Шолохова, существенно снизили уровень художественного изображения. Кроме того, сознаётся автор Е. Г. Левицкой, во второй книге его «душит история». Именно это сомнение писателя отвечает обвинителям, кричащим о смене стиля романа: из-за того что «история душит», и становится повествование более публицистичным, менее образным. Стремясь к максимально возможной объективности, писатель включает в роман и многочисленные документы, подробные военные сводки (создающие полную картину происходящего), а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица.

        Особенно драматичной оказалась судьба третьей книги романа. Это видно хотя бы из «истории» её публикации: 1929 г., «Октябрь»; повествование доходит до гл. XII и после привычного «продолжение следует» вдруг обрывается — безо всякого объяснения со стороны редакции; в 1930– 1931 гг. появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 г. «Октябрь» безо всяких объяснений возобновил публикацию романа, предварительно подвергнув его жесточайшей цензуре (были вырезаны главы, по мнению редакции журнала, крамольные). Что же произошло на самом деле?

        В центре повествования третьей книги — восстание казаков 1919 г. Оно, как было выяснено М. А. Шолоховым, оказалось белым пятном в истории Гражданской войны. Писатель использовал и личные воспоминания, поскольку был невольным свидетелем этой трагедии. Помимо прочих творческих затруднений вдруг возникают проблемы совсем нелитературного свойства. Работа над книгой продолжалась, Шолохов закончил её в 1930 г., но тут возникли проблемы с печатью. Чтобы протолкнуть роман, писатель обращается к самому И. В. Сталину. Решающей оказалась вторая встреча с вождём на даче у Максима Горького. М. А. Шолохову удалось убедить вождя, что «Тихий Дон» —

роман антибелогвардейский, так как заканчивается полным разгромом Добровольческой армии, и Сталин одной фразой подвёл итог всему разговору: «Третью книгу “Тихого Дона” печатать будем!» Таким образом была решена судьба третьей книги «Тихого Дона», о которой М. А. Шолохов сказал: «Кончил нелепо, на 6-й части, не распутав и не развязав всех узлов… Меня очень прельщает мысль написать ещё 4-ую книгу, и я, наверное, напишу-таки её зимою…»

        Однако в полной мере планам писателя осуществиться было не суждено. Наступил 1934 г. После тяжелейшего 1933-го трудности пятого года коллективизации казались мелочью. Именно теперь М. А. Шолохов заканчивает четвёртую книгу, но, как это бывало уже не раз в его творчестве, решает полностью её переписать («постиг меня жесточайший припадок самокритики»). Доделать окончательно, однако, смог её лишь в 1939 г. На этом, к сожалению (или к счастью?), история «Тихого Дона», полная трагических нелепостей, не закончилась. В 1953 г. выходит четырёхтомник под редакцией К. В. Потапова, внёсшего в роман множество исправлений. Всё произошло с молчаливого согласия автора

(что неоднократно уже вменялось ему в вину).

        Не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения М. А. Шолохов увидит напечатанным только в 1980 г. в собрании сочинений — через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.

2. Просмотр видеоурока

- Для закрепления и расширения знаний об истории создания романа, его жанре и композиции предлагаю пройти по ссылке и видеоурок:

             https://www.youtube.com/watch?v=XUbxcuzp0vw

3. Самостоятельное ознакомление со статьёй учебника

      - Закрепите и расширьте свои знания о романе М.А.Шолохова, прочитав с. 194 – 203 учебника.

4. Ответы на вопросы по материалу урока

      - Отметим ключевые моменты в изученном материале. Устно ответьте на вопросы:

1. В какие годы М.А.Шолохов работал над романом-эпопеей «Тихий Дон»?

2. Что такое роман-эпопея как эпический жанр литературы?

3. Какое временное пространство затрагивают события романа, какие исторические события в нем отражены?

4. Как решён вопрос об авторстве «Тихого Дона»?

5. Работа над содержанием романа. Тестовый опрос

        - На сайте «Образовака.ру» повторите краткое содержание романа, в Листе контроля пройдите тест.

Тестовый опрос по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1. События каких лет описаны в романе Шолохова?

А) 1912–1920 гг.        Б) 1912–1922 гг.

В) 1915–1922 гг.        Г) 1915–1940 гг.

2. К какому литературному направлению относится «Тихий Дон»?

А) Реализм        Б) Натурализм

В) Модернизм        Г) Соцреализм

3. В каком жанре написан роман «Тихий Дон»?

А) Роман-воспитание        Б) Роман-эпопея

В) Роман-биография          Г) Роман потока сознания

4. Какое из исторических событий НЕ описано в романе?

А) Первая мировая война                   Б) Революция 1917 года

В) Гражданская война в России        Г) Вторая мировая война

5. От какой семьи пошел род, прозванный на хуторе «турками»?

А) Астаховы        Б) Кошевые

В) Мелеховы        Г) Коршуновы

6. О ком из героев идет речь в цитате: «точил, как червь древесину, нехитрые понятия и навыки, внушал к существующему строю отвращение и ненависть»?

А) О Петре Мелехове                 Б) О Григории Мелехове

В) О Евгении Листницком        Г) Об Иосифе Штокмане

7. За что Степан Астахов хотел убить Григория Мелехова?

А) Григорий увел у Степана жену

Б) Григорий убил родителей Степана

В) Их семьи враждовали уже несколько поколений

Г) Григорий сдал Степана большевикам

8. О ком из героев идет речь в цитате: «Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью»?

А) О Петре Мелехове           Б) О Евгении Листницком

В) О Григории Мелехове     Г) О Степане Астахове

9. Кому из героев принадлежат слова: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемешом. Чертова жизня, и время страшное!»

А) Петру Мелехову                      Б) Евгению Листницкому

В) Григорию Мелехову                Г) Степану Астахову

10. Кто из героев романа успел повоевать за белогвардейцев, большевиков и казацких повстанцев, вступить в банду Фомина?

А) Григорий Мелехов        Б) Петр Мелехов

В) Степан Астахов              Г) Евгений Листницкий

11. Кто из героев, побывав в плену у немцев, вернулся в родной хутор?

А) Иосиф Штокман         Б) Мишка Кошевой

В) Степан Астахов          Г) Евгений Листницкий

12. За что большевики расстреляли Мирона Коршунова?

А) Коршунов украл у большевиков боеприпасы

Б) Коршунов убил командира большевистской сотни

В) Коршунов организовал антикоммунистический митинг

Г) Большевики признали Коршунова «врагом революции»

13. За что Дарья пристрелила Ивана Алексеевича?

А) Дарья стреляла в Кошевого, но случайно убила Ивана Алексеевича

Б) Иван Алексеевич хотел конфисковать имущество Мелеховых

В) Дарья отомстила за убитого коммунистами мужа

Г) Иван Алексеевич распорядился взять всю семью Мелеховых под арест

14. Почему Наталья решила избавиться от нерожденного ребенка Григория?

А) Женщина узнала, что Григорий вновь сошелся с Аксиньей

Б) Наталье посоветовала это сделать Ильинична

В) Наталья не была уверена, что это ребенок Григория

Г) Наталья была больна и не хотела рожать больного ребенка

15. Что «сблизило и породнило» Аксинью и Ильиничну?

А) Совместное противостояние большевикам

Б) Общая трагедия – утрата детей

В) Тревога за жизнь Григория

Г) Беседы о судьбе хутора на казацких митингах

16. Почему Ильинична была против брака Кошевого и Дуняшки?

А) Кошевой убил Петра Мелехова

Б) Ильинична узнала, что Кошевой параллельно ухаживает за Моховой

В) Кошевой хотел, чтобы Мелеховы вступили в большевистскую партию

Г) Дуняшку обещали выдать замуж за родственника Астаховых

17. Как умерла Аксинья Астахова?

А) Аксинью расстреляли как жену контрреволюционера

Б) От тифа                В) Во время тяжелых родов

Г) Аксинью смертельно ранили, когда они с Григорием направлялись на Кубань

18. Определите главную тему всего романа:

А) О взаимоотношениях в семье, уважении к старшим

Б) О любви к женщине, родине, земле и труду

В) О жизни донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны

Г) О судьбе Григория Мелехова в сложные для родины времена

19. Установите соответствие между героями и итогом их жизни в романе:

1) Григорий Мелехов

А) умирает летом 1920 года, пережив мужа, сыновей, так и не дождавшись Григория;

2) Пётр Мелехов

Б) убита выстрелом при попытке уйти с хутора вместе с Григорием

3)Пантелей Прокофьевич Мелехов

В) умирает после неудачного аборта летом 1919 года, так и не простив Григорию измену

4)Василиса Ильинична Мелехова  

Г) умирает от тифа где-то на Ставрополье.

 

5) Наталья

Д) прожив несколько месяцев в лесу с дезертирами, возвращается на родной хутор весной 1920 года.

6) Аксинья

Е) погибает от руки большевика Мишки Кошевого

 20. Какой премией был награжден Шолохов за роман «Тихий Дон» в 1965 году?

А) Нобелевской премией по литературе

Б) Нобелевской премией мира

В) Премией имени Сталина по литературе

Г) Ленинской литературной премией

 III. Подведение итогов урока

      - Итак, выделим главное:

Год написания – начало работы в 1925 году, к 1932 году были готовы первые три тома. Четвёртый том книги “Тихий Дон” был закончен в 1940 году.

История создания – роман создавался 15 лет, претерпел массу изменений, но принципиальные вопросы сюжета и смысловой стороны автор не изменил, несмотря на отказ публикации, давление цензуры и критики “Тихого Дона”. Опыт, литературный талант и удивительная работоспособность молодого автора принесли заслуженные плоды – Нобелевскую премию в 1958 году.

Тема – жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Композиция – 4 тома, масштабность событий и большой временной отрезок – 10 лет жизни донского казачества описывается в произведении.

Жанр – роман-эпопея.

Направление – реализм.

Смысл названия романа (изначально автор хотел назвать его “Донщина”) - название нужно понимать как скрытую антитезу в смысловом плане произведения и образе тихой спокойной реки. Река была и будет, её течение спокойно и неспешно, а жизнь людей (которая тесно связана с матушкой-рекой) бурная, стремительная и неспокойная. У тихого Дона стремительно меняются поколения, идёт братоубийственная война, меняются устои и традиции. Философская суть книги: жизнь человека и течение реки очень похожи, но люди уходят, а стихия остаётся.

 IV. Домашнее задание: Охарактеризуйте отношение М.А.Шолохова к войне, письменно ответив на вопросы:

1.      Какие военные события описаны в романе?

2.      Прочитайте V,  IX,  XX главы 3-й части романа, III главу 4-й части. Какими приемами пользуется автор при изображении войны? Как эти приемы раскрывают отношение писателя к войне?

3.      Как авторское отношение раскрывается в финальной сцене романа (XVIII глава 8-й части)?

 

Желаю успеха!

 

Лист контроля

11 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

02.02.2022    Литература

Тема: М. А. Шолохов. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох

        1. Тестовый опрос по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

 - Заполни таблицу, вписав правильные варианты ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.

1

 

6

 

11

 

16

 

2

 

7

 

12

 

17

 

3

 

8

 

13

 

18

 

4

 

9

 

14

 

19

 

5

 

10

 

15

 

20

 

        2. Письменный ответ на вопросы:

- Охарактеризуйте отношение М.А.Шолохова к войне, письменно ответив на вопросы:

1.      Какие военные события описаны в романе?

2.      Прочитайте V,  IX,  XX главы 3-й части романа, III главу 4-й части. Какими приемами пользуется автор при изображении войны? Как эти приемы раскрывают отношение писателя к войне?

3.      Как авторское отношение раскрывается в финальной сцене романа (XVIII глава 8-й части)?

Спасибо за работу!

 

 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)