воскресенье, 7 ноября 2021 г.

 08.11.2021. 10-А класс. Литература (2 урока)

Дорогие ребята!

      Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 10-А. 03.11. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.

       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

ОЧЕНЬ важная информация!

Спасибо всем, кто вовремя сделал и принес на проверку ответы на вопросы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»; прислал видео с чтением наизусть отрывка из драмы А.Н. Островского «Гроза». Но, к сожалению, тетради сдали только 7 человек, а отрывок наизусть рассказали только 3. Даю время до конца этой недели, чтобы сдать накопившиеся долги. Если хотите сдать тетрадь с выполненной работой или рассказать отрывок ЛИЧНО, звоните, договоримся о встрече

 10-А класс

Дата: 08.11.2021

Тема: Драма А.Н. Островского «Бесприданница». Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы.

Цель:  познакомиться с историей создания, содержанием, тематикой и конфликтом драмы; проследить, как А.Н.Островский раскрывает в пьесе трагедию личности «маленького человека».

Ход урока

I.     Постановка темы, задач урока

- Сегодня мы изучаем ещё одну пьесу А.Н.Островского «Бесприданница». Наша задача:   познакомиться с историей создания, содержанием, тематикой и конфликтом драмы; проследить, как А.Н.Островский раскрывает в пьесе трагедию личности «маленького человека».

      II. Изучение нового материала.

- Внимательно прочитай материалы лекции учителя, выдели для себя ключевые моменты. Полученные знания пригодятся тебе для выполнения заданий урока и написания сочинения по теме в дальнейшем.

1. Лекция учителя

        Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она выгодно отличается глубоким психологизмом, колоритностью образов, остротой социально-личностной проблематики. Важное место занимает психологический конфликт, который проявляется в противоречии между материальными ценностями капиталистического мира и стремлением к искренним чувствам, чистым человеческим отношениям.

История создания

        В 70-х годах XIX столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в судебных заседаниях, где судились между собой близкие люди, и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Всё это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.

        Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил свою молодую красавицу-жену.

        Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула её написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».

        Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.

        И лишь в 90-х годах XIX века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.

Тема

        Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжёлым – редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать. Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты.

       Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстаёт товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.

        Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая всё же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни она видит в поиске настоящей любви и вскоре находит её в лице Сергея Сергеевича Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.

        Однако вскоре романтический флёр спадает с глаз героини и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие её, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в её душу, проявить к ней искреннее участие.

        Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.

Композиция

        Анализ «Бесприданницы» включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, пьеса состоит из четырех актов:

        первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и её семьи, приезд Паратова);

        во втором акте происходит развитие событий (Лариса всё больше убеждается, что её личное счастье возможно только с Паратовым и ради него готова пожертвовать многим);

        третий акт – кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);

        четвертый акт – развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто так или иначе виновен в её гибели).

        Все события происходят в течение суток, что ещё более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и той средой, в которой они живут.

Жанр

        Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

        Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге – трагическая судьба. Но вместе с тем драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.

        Центральной идеей драмы Островского «Бесприданница», является осуждение нравственности общества, где деньги, богатство и знатное происхождение, превалируют над истинными человеческими чувствами. Образы героев, описанных в пьесе, ярко характеризуют представителей купечества того времени, главные герои «Бесприданницы» – люди, для которых искренние чувства человека, стоящего ниже по сословию, не имеют никакой цены. Психологическое произведение Островского стало бессмертной классикой мировой литературы.

Характеристика героев «Бесприданница»

        В пьесе «Бесприданница» герои, представляющие так называемые «сливки общества», на самом деле являются подлыми и ничтожными людьми, не имеющие моральных устоев. В таблице дана характеристика героев, описывающая основные черты их характеров.

Главные герои

Лариса Огудалова

Молодая девушка, не лишенная талантов, она хорошо поет и танцует. Беда девушки в том, что она – бесприданница. Ее романтическая душа мечтает о настоящей любви. Она понимает свое унизительное состояние бедной невесты. Кроткая и наивная, она надеется на взаимную любовь Паратова. Чтобы сохранить положение в обществе, ей предстоит выйти замуж за мелкого чиновника, которого она не любит, понимая ничтожность его натуры.

Харита Игнатьевна

Мать Ларисы, обнищавшая дворянка. Цель ее жизни – удачно выдать замуж младшую дочь, у которой нет приданого. Не имеет достаточных средств, но старается держаться на уровне с богатыми людьми города. Устраивает званые обеды и ужины, стараясь показать себя в их глазах обеспеченной женщиной. Для нее человеческие чувства чужды, главным является богатство, и определенное положение среди знати, для достижения этой цели – все средства хороши.

Сергей Сергеевич Паратов

Очень богатый дворянин, уважаемый человек в городе. Привык жить в роскоши, ни в чем себе не отказывая. Любимец женщин, любит пустить пыль в глаза, находиться в центре внимания. Пользуется наивностью Ларисы, соблазняет ее. Постепенно промотал свое состояние, теперь вынужден жениться по расчету, для чего нашел богатую невесту с золотыми приисками. Играет чувствами людей, открыто насмехается над Карандышевым.

Юлий Карандышев

Мелкий чиновник, завистливый и глуповатый. Не имеет большого состояния, высокомерно относится к Ларисе Огудаловой, считает себя выше ее. Хочет на ней жениться из меркантильных соображений, таким путем мечтает уравняться с богатыми людьми города. Его мелкие и ничтожные поступки вызывают презрение, он жалок и смешон. Эгоистичный и самовлюбленный тип, из чувства оскорбленной гордости, убивает Ларису.

Второстепенные персонажи

Василий Вожеватов

Друг детства Ларисы. Купец, достигший своего высокого положения и огромного состояния собственным трудом. Безнравственный, лицемерный и циничный человек. Относится к Ларисе, как к игрушке, которую можно купить, продать, разыграть в жребий. Когда по жребию Лариса досталасаь другому, рад, что сумел сэкономить.

Мокий Кнуров

Один из богатейших людей города. Прагматичный и честный человек, привык называть вещи своими именами. Прямо предлагает Ларисе стать его содержанкой. Женатый, уважаемый семьянин. Низшее сословие не представляет для него никакой ценности. Он уверен, что все в жизни продается и покупается, любит роскошь и удовольствия.

Аркадий Счастливцев (Робинзон)

Бывший актер, прибившийся к Паратову, для которого так же является игрушкой. Спившийся алкоголик, желание выпить подавляет в нем чувство гордости и собственного достоинства.

                                  Говорящие фамилии

2. Сделаем выводы

        В «Бесприданнице» Островский показал трагическую судьбу девушки, умеющей искренне любить, но оказавшейся в обществе, где деньги ставятся выше истинных чувств. Ни родная мать, ни будущий муж Карандышев, ни возлюбленный Ларисы Паратов не относились к ее чувствам серьезно: каждый из них хотел только воспользоваться девушкой. Смерть героини в конце произведения приносит нравственное очищение: несмотря на все случившееся, Лариса все равно всех любит.

Год написания – 1874–1878 годы.

История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почётную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.

Тема – Искажённые взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.

Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт – экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт – развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт – кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт – развязка (смерть Ларисы).

Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.

Направление – Реализм.

    3. Знакомство с кратким содержанием пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

- Пройди по ссылке и познакомься с кратким содержанием пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» на сайте «Образовака.ру», подготовься к тестовому опросу:

                       https://obrazovaka.ru/books/ostrovskiy/bespridannica

III. Подведение итогов урока

- Обобщим и систематизируем весь материал урока. Пройди тест, который включает вопросы и по содержанию драмы, и по материалам лекции.

Тестовый опрос.

А.Н. Островский «Бесприданница»

(выполняем в Листе контроля)

1. В каких годах была создана пьеса Островского «Бесприданница»?

                                 А) 1872 – 1876;      Б) 1874 – 1876;

                                 В) 1874 – 1878;      Г) 1876 – 1880.

2. К какому литературному направлению относится пьеса Островского «Бесприданница»?

                                 А) Классицизм;      Б) Романтизм;

                                 В) Реализм;             В) Модернизм.

3. Каким является ведущий конфликт пьесы «Бесприданница»?

                  А) Конфликт отцов и детей;     

                  Б) Конфликт материального мира и духовного;

                  В) Конфликт между интересами родины и личными интересами человека;

                  Г) Любовный конфликт.

4. Какой является ведущая тема пьесы «Бесприданница»?

                  А) Тема искажённых взаимоотношений в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи»;

                  Б) Тема любви;         В) Тема родины;

                  Г) Тема самореализации личности.

5. В кого из героев была влюблена Лариса Дмитриевна?

                                А) В Вожеватого;            Б) В Кнурова;

                                В) В Карандышева;         Г) В Паратова.

6. Почему Огудалова выдавала дочь замуж за несостоятельного мужчину?

                                А) Лариса была глупа;        Б) Лариса была некрасива;

                                В) Лариса была бесприданницей;        Г) Лариса любила Карандышева

7. С чем сравнивает Кнуров Ларису Дмитриевну?

                                А) С алым рубином;                  Б) С дорогим бриллиантом;

                                В) С бесценным сапфиром;      Г) С алмазом в дорогой оправе.

8. Как называл Карандышев дом Огудаловых?

                               А) Цыганским табором;       Б) Кочующим цирком;

                               В) Дурной комедией;           Г) Спектаклем одного актера.

9. Кому из героев принадлежат слова: «найду выгоду, так все продам, что угодно»?

                               А) Кнурову;           Б) Вожеватому;

                               В) Паратову;          Г) Огудаловой.

10. Как Паратов «потешился» над Карандашевым на обеде, устроенном в честь Ларисы?

                                А) Сделал так, что Карандышев проиграл крупную сумму;

                                Б) Подговорил извозчика, чтобы тот увез Карандышева в лес;

                                В) Заставил Карандышева участвовать в шуточной дуэли;

                                Г) Напоил Карандышева.

11. Какой романс исполняла Лариса на обеде?

                                А) «Не уходи»;       Б) «Не искушай»;

                                В) «Разлука»;          Г) «Прощальная песня».

12. Кому из героев принадлежат слова: «Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!»?

                                А) Вожеватому;      Б) Ларисе;

                                В) Робинзону;          Г) Карандышеву.

13. Как Кнуров и Вожеватов решили, кто возьмет Ларису с собой в Париж?

                              А) Спросили у Ларисы;       Б) Спросили у Огудаловой;

                              В) Бросили монетку;            Г) Устроили дуэль.

14. Кому из героев принадлежат слова: «уж если быть вещью, так одно, утешение – быть дорогой, очень дорогой»?

                               А) Ларисе Дмитриевне;      Б) Кнурову;

                               В) Огудаловой;        Г) Вожеватому.

15. Как погибла Лариса Дмитриевна?

                                А) Девушка сбросилась с обрыва;     

                                Б) Девушка застрелилась из пистолета Карандышева;

                                В) Девушку застрелил Карандышев;

                                Г) Девушку застрелил Паратов.

16. Установите соответствие между героями пьесы и их характеристиками:

1) Лариса Дмитриевна Огудалова

А) «вдова средних лет», любит «пожить весело», нужные средства выпрашивает у женихов дочери.

2) Сергей Сергеич Паратов

Б) «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием», женатый мужчина, который хочет стать «другом»-покровителем Ларисы.

3) Юлий Капитоныч Карандышев

В) «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы», для которого самым важным в жизни являются деньги, с малых лет знаком с Ларисой.

4) Василий Данилыч Вожеватов

Г) «молодой человек, небогатый чиновник», мужчина с болезненным чувством собственного достоинства, жених Ларисы, который в конце произведения застрелил девушку.

5) Мокий Парменыч Кнуров

Д) «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», расчетливый мужчина, которого безответно любила Лариса.

6) Харита Игнатьевна Огудалова

Е) бесприданница, очень красивая молодая девушка, которая прекрасно поет и умеет играть на нескольких инструментах.

 17. Установите соответствие между элементами композиции пьесы и ее содержанием:

1) экспозиция и завязка

А) обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову

2) развитие событий

Б) описание жизни Ларисы и её семьи, приезд Паратова

3) кульминация

В) гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто так или иначе виновен в её гибели

4) развязка

Г) Лариса всё больше убеждается, что её личное счастье возможно только с Паратовым и ради него готова пожертвовать многим

 

       IV. Домашнее задание

1)      Сдать тетради (оставить в школе на вахте) с ответами на 2 вопроса по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

2)      Выучить наизусть отрывок из пьесы «Гроза» по выбору  (монолог Кулигина «Жестокие нравы у нас сударь….» из 1 действ., явл. 3; монолог Катерины «Я говорю: отчего люди не летают…» из 1 действ., явл. 7.

Записать видео на телефон, где вы читаете наизусть выбранный монолог, и прислать мне на любой источник: электронная почта, Вайбер или Вотцап.

Помните, когда декламируете отрывок на видео, смотрите в камеру, не отводите взгляд, чтобы вас не заподозрили в том, что вы плохо знаете текст.

 

Желаю успеха!

 

Лист контроля

10 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

08.11.2021    Литература

 Тема: Драма А.Н. Островского «Бесприданница». Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы.

        1. Тест по драме «Бесприданница» А.Н. Островского

 - Заполни таблицу, вписав правильные варианты ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.

 

1

 

7

 

13

 

2

 

8

 

14

 

3

 

9

 

15

 

4

 

10

 

16

 

5

 

11

 

17

 

6

 

12

 

 

 

 

Спасибо за работу!

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)