01.11.2021. 10-А класс. Литература (2 урока)
Дорогие
ребята!
В ближайшее время нам придётся работать в
дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал;
опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять
практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения
нужно учить обязательно!
Для организации контроля и оценивания письменно
выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после
конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
Файл
подписать: 6-А. 01.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 01.11.
– дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Можно выполнять задания в тетради,
записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для
ответов в тестах переписывать не нужно. Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы:
подчёркивать вставленные буквы и раскрытые скобки. После того, как справились с
заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное
вами было хорошо видно, подписать:
6-А.
01.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 01.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и выслать
мне на почту.
Но
проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать
учителю на электронную почту.
Это
экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и
т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную
грамотность. В будущем, ох, как
пригодится!
Все работы будут проверены и оценки
выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан
вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной
работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно
подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это
экономит время учителя!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать
в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие
оценки.
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 01.11.2021
Тема: Александр
Николаевич Островский. Общая характеристика творчества. Новаторство
Островского-драматурга. Драма А.Н. Островского «Гроза». История создания, смысл
названия пьесы. Основной конфликт и герои.
Цель: познакомиться с биографией и основными этапами
творческого пути А.Н.Островского; вспомнить особенности жанра «драма», познакомиться
с творческой историей создания пьесы «Гроза», с действующими лицами, определить
значение их имен и фамилий; выяснить, в чем суть основного конфликта.
Ход урока
I. К сведению.
- Напоминаю,
перед каникулами вы выполняли письменные задания по выбору по роману
И.С.Тургенева «Отцы и дети». Тетради по литературе с выполненными заданиями
нужно было оставить в школе на вахте. Спасибо большое всем, кто это сделал вовремя.
Работы проверю. О том, когда их можно забрать, сообщу позже.
Кто тетради не
сдал, жду до четверга – иначе придется ставить неудовлетворительную оценку.
Эпиграф:
Зачем лгут, что Островский
«устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало
того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и
усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого
напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в
дорогу.
Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик)
II. Мотивация.
–Темой нашего урока будет конфликт между
старшим и молодым поколениями, который озвучил известнейший драматург 19 века
Александр Николаевич Островский в своем произведении «Гроза». Проблема стара
как мир, но, тем не менее, она актуальна и до сих пор для нас.
Основная цель нашего урока: познакомиться
с основными этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского, а
также начать работу над чтением и анализом его произведения «Гроза».
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией,
творчеством и особенностями стиля А.Н.Островского
-
Внимательно изучи данную информацию. После чего пройди по ссылке и посмотри
презентацию.
Александр Николаевич Островский родился
31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни
проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда
Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н.
Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего
сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы
и мещане. Проживала семья в усадьбе Щелыково, в которой Александр
Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный
дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился
мемориальный музей А.Н. Островского. В этом доме, где Островские снимали
квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.
Учеба
В 1835 году Александр поступил в
Московскую губернскую гимназию. Особый интерес во время учебы он проявлял к
литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало
появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла
большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.
После окончания гимназии в 1840 году
А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета,
однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и
литературным творчеством.
Служба
В 1843 году А.Н. Островский поступил на
службу писцом в Совестный суд, где рассматривались уголовные преступления и
гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей. В
1845 году он был переведен в Коммерческий суд.
Семейная жизнь
В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся
простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены.
Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его
жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал
сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети,
рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.
Со второй
женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У
них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.
Сотрудничество с журналами
В начале 1850-х годов А.Н. Островский
вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и
критик А.А. Григорьев, писатель А.Ф. Писемский, исполнитель народных песен Г.И.
Филиппов, артист П.М. Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и
народности искусства.
В конце 1850-х годов частые поездки из
Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели
А.Н. Островского в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Здесь он
познакомился с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и вошел в число
авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н. Островский сотрудничал с
ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные
записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов).
Общественная деятельность
14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с
композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и
писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь
проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались
произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался
любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.
В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в
газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию
драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии
авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было
создано Общество драматических писателей и оперных композиторов.
Создание народного театра
В 1882 году А.Н. Островский направил в
специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в
настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве
русского народного театра: «У нас есть русская школа живописи, есть русская
музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства…
Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».
Ходатайство было удовлетворено, и А.Н.
Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В
1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских
театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров,
а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении
Щелыково.
Основные
этапы творческого пути А.Н. Островского:
1)
1847
– 1851 годы – «ранний период»:
проба сил, поиск своего пути в литературе (произведения не только
драматические, но и лирические, и прозаические); высшее достижение – пьеса
«Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот»);
2)
1852
– 1854 годы – «москвитянский период»:
работа в славянофильском журнале «Москвитянин», создание комедий «Бедность не
порок», «Не в свои сани не садись»;
3)
1855
– 1860 годы – «предреформенный период»:
окончательно определяется мировоззрение Островского, происходит его сближение с
революционно-демократическим лагерем, создаются самые известные пьесы: «Гроза»,
«Доходное место»;
4)
1861
– 1886 годы – «пореформенный период»:
меняется проблематика пьес, появляется образ интеллигента, углубляется конфликт
и проблематика; в этот период Островский пишет в разных драматических жанрах; одно
из лучших произведений – драма «Бесприданница».
Всего Островский написал 47 пьес,
но темы
их различны:
1) жизнь
купечества;
2) жизнь
чиновников;
3) жизнь
дворянства;
4) жизнь
интеллигенции;
5)
исторические события;
6)
философско-символическая сказка «Снегуроч-ка».
Особенности стиля Островского:
— говорящие фамилии;
— необычное представление героев в
афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
— специфические авторские ремарки;
— роль декораций, представленных
автором, в определении пространства драмы и времени действия;
— своеобразие названий (часто из
русских пословиц и поговорок);
— фольклорные моменты;
— параллельное рассмотрение
сопоставляемых героев;
— значимость первой реплики героя;
— «подготовленное появление», главные
герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
— своеобразие речевой характеристики
героев.
2. Актуализация изученного материала
– Все, что мы сейчас узнали о жизни и
творчестве Островского несомненно имело отражение в его произведениях. К тому
же Александр Николаевич является новатором в разработке традиционного жанра –
драма, к которому и относится произведение «Гроза».
Поэтому для
начала давайте все же разберем особенности драмы, чтобы понять особенности
«Грозы».
- Вспомните, что такое драма как жанр
литературы?
Драма – это трудный жанр литературы не только для писателя,
но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той
или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании
характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью. Для
драмы характерна зрелищность и актерская игра. Также текст разбит на действия и
явления, о событиях мы узнаем из реплик героев, авторская речь в пьесе
отсутствует. Это особенности драмы как жанра.
3. Творческая история создания драмы «Гроза»
– Фактически каждое произведение имеет
свою творческую историю создания, и «Гроза» тому не исключение. Чтобы понять
какие моменты и детали из жизни Островского повлияли на написание «Грозы»,
давайте сейчас познакомимся с историей создания данного произведения.
Созданию “Грозы” предшествовало
путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского
министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое
приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.
“С Переяславля начинается Меря, –
записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый,
и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа
нараспашку.
“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у
нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна
очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...»
Впечатления от приволжских городов и сёл,
от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго
накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его
творчества, как “Гроза”.
В течение длительного времени считалось,
что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в
основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. А. П. Клыкова была
выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков
родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла
молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с
родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась
любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее,
Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок
свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути
Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались
подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П.
Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую
огласку.
Прошло много лет, прежде чем
исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была
написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам
факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга,
глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги
драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов
неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.
Писать “Грозу” Островский начал в июне –
июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была
опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года.
Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом
театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины
– В
итоге можно сказать, что именно путешествие по Волге оставило у Островского
несомненный след в его творчестве, поскольку именно красоты этих мест он и
описывает в «Грозе». А как вам история про Клыкову? Здесь Островский уже
выступает как ясновидящий.
4. Смысл названия пьесы «Гроза»
- Название
пьесы метафорично. А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы
в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только
стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей.
Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все
важные моменты сюжета). Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет
очищение.
5.
Конфликт в драме «Гроза»
1. Между поколениями, со средой
2. Внутренний конфликт Катерины: между религиозным чувством и поступками
6. Своеобразие
жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный,
трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам
кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о
землях, где всё люди «с песьими головами». После выхода «Грозы» А. Д. Галахов в
отзыве о пьесе писал, что «действие и катастрофа трагические, хотя многие места
и возбуждают смех».
Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но
могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь
дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по
характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные
ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами
исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета
(Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Новаторство А. Н. Островского
заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном,
совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.
Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом
со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц.
Здесь «живые завидуют... умершим» (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь
участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери.
По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что «горе» Тихона
в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу?
Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, «в чем признает свое
благо и спасение». Трагично по своей безысходности положение Кулигина, мечтающего
о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура —
Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущный»
«честным трудом».
Катерина отличается от «темного царства»
Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к
красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила
не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы
приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но
«обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет
Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий,
Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только
страх перед физическим концом, но и страх «перед судией» за грех самоубийства.
Духовная сила Катерины «...и стремление к свободе, смешанное с религиозными
предрассудками, создают трагедию» (В. И. Немирович-Данченко).
Особенностью трагедийного жанра является
физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г.
Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило
столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она
заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо
освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.
Трагичен и общий колорит пьесы с ее
мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут
параллелизм грозы социальной, общественной и грозы, как явления природы.
При наличии несомненного трагического
конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о
неприятии «темного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на
смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать
Кулигины.
Итак,
жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что она, без сомнения, является
трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества,
находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии
значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала
осознанию личностью чувства собственного достоинства.
1. Просмотр презентации «Биография и
творчество А.Н.Островского.
- Пройди по ссылке и повтори
изученное, просмотрев презентацию.
2. Просмотр презентации по драме «Гроза».
- Пройди по ссылке и повтори
изученное, просмотрев презентацию.
V. Домашнее
задание:
1. К следующему уроку
(03.11.2021): повторить
материал лекции; прочитать краткое содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза» на
сайте Образовака. Ру. Подготовиться к тестовому опросу
2. Задание на понедельник (08.11.2021): Выучить наизусть
отрывок из пьесы «Гроза» по выбору (монолог
Кулигина «Жестокие нравы у нас сударь….» из 1 действ., явл. 3; монолог Катерины
«Я говорю: отчего люди не летают…» из 1 действ., явл. 7.
Записать видео на телефон, где вы читаете
наизусть выбранный монолог, и прислать мне на любой источник: электронная
почта, Вайбер или Вотцап.
Помните, когда декламируете отрывок на
видео, смотрите в камеру, не отводите взгляд, чтобы вас не заподозрили в том,
что вы плохо знаете текст.
Комментариев нет:
Отправить комментарий