понедельник, 1 ноября 2021 г.

 01.11.2021. 10-А класс. Литература (2 урока)

Дорогие ребята!

      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения. Хочу обратить внимание на то, что правила, определения нужно учить обязательно!

     Для организации контроля и оценивания письменно выполненной работы вам необходимо будет заполнить в электронном виде в формате Word Лист контроля, который размещен после конспекта урока, и выслать его на мою электронную почту: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      Файл подписать: 6-А. 01.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 01.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

      Можно выполнять задания в тетради, записав дату, вид работы (классная или домашняя), тему урока. Вопросы для ответов в тестах переписывать не нужно. Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы: подчёркивать вставленные буквы и раскрытые скобки. После того, как справились с заданием, выполненную работу нужно сфотографировать так, чтобы всё написанное вами было хорошо видно, подписать:

      6-А. 01.11. Иванов А., где 6-А – ваш класс; 01.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия,  и выслать мне на почту.

      Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.

     Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем, ох, как пригодится!

      Все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших проверенных работ будет выслан вам и храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ – правильно подписывать файл и тему письма перед тем, как отослать учителю. Это экономит время учителя!

      Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

10-А класс

Дата: 01.11.2021

Тема: Александр Николаевич Островский. Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга. Драма А.Н. Островского «Гроза». История создания, смысл названия пьесы. Основной конфликт и герои.

Цель: познакомиться с биографией и основными этапами творческого пути А.Н.Островского; вспомнить особенности жанра «драма», познакомиться с творческой историей создания пьесы «Гроза», с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий; выяснить, в чем суть основного конфликта.

Ход урока

I. К сведению.

- Напоминаю, перед каникулами вы выполняли письменные задания по выбору по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Тетради по литературе с выполненными заданиями нужно было оставить в школе на вахте. Спасибо большое всем, кто это сделал вовремя. Работы проверю. О том, когда их можно забрать, сообщу позже.

Кто тетради не сдал, жду до четверга – иначе придется ставить неудовлетворительную оценку.

                                                       Эпиграф:

Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик)

II. Мотивация.

      –Темой нашего урока будет конфликт между старшим и молодым поколениями, который озвучил известнейший драматург 19 века Александр Николаевич Островский в своем произведении «Гроза». Проблема стара как мир, но, тем не менее, она актуальна и до сих пор для нас.

      Основная цель нашего урока: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского, а также начать работу над чтением и анализом его произведения «Гроза».

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с биографией, творчеством и особенностями стиля А.Н.Островского

- Внимательно изучи данную информацию. После чего пройди по ссылке и посмотри презентацию.

      Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане. Проживала семья в усадьбе Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А.Н. Островского. В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

Учеба

      В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию. Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

      После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета, однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

      В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд, где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей. В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

Семейная жизнь

      В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

       В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А. Григорьев, писатель А.Ф. Писемский, исполнитель народных песен Г.И. Филиппов, артист П.М. Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства.

      В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н. Островского в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н. Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов).

Общественная деятельность

      14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

      В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов.

Создание народного театра

      В 1882 году А.Н. Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: «У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

       Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров, а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

       Основные этапы творческого пути А.Н. Островского: 

1)  1847 – 1851 годы – «ранний период»: проба сил, поиск своего пути в литературе (произведения не только драматические, но и лирические, и прозаические); высшее достижение – пьеса «Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот»);

2)  1852 – 1854 годы – «москвитянский период»: работа в славянофильском журнале «Москвитянин», создание комедий «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись»;

3)  1855 – 1860 годы – «предреформенный период»: окончательно определяется мировоззрение Островского, происходит его сближение с революционно-демократическим лагерем, создаются самые известные пьесы: «Гроза», «Доходное место»;

4)  1861 – 1886 годы – «пореформенный период»: меняется проблематика пьес, появляется образ интеллигента, углубляется конфликт и проблематика; в этот период Островский пишет в разных драматических жанрах; одно из лучших произведений – драма «Бесприданница».

        Всего Островский написал 47 пьес, но  темы их различны:                      

1) жизнь купечества;

2) жизнь чиновников;

3) жизнь дворянства;

4) жизнь интеллигенции;

5) исторические события;

6) философско-символическая сказка «Снегуроч-ка».

      Особенности стиля Островского:
      — говорящие фамилии;
      — необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
      — специфические авторские ремарки;
      — роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
      — своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
      — фольклорные моменты;
      — параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
      — значимость первой реплики героя;
      — «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
      — своеобразие речевой характеристики героев.

2. Актуализация изученного материала

      – Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского несомненно имело отражение в его произведениях. К тому же Александр Николаевич является новатором в разработке традиционного жанра – драма, к которому и относится произведение «Гроза».

Поэтому для начала давайте все же разберем особенности драмы, чтобы понять особенности «Грозы».

      - Вспомните, что такое драма как жанр литературы?

      Драма – это трудный жанр литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью. Для драмы характерна зрелищность и актерская игра. Также текст разбит на действия и явления, о событиях мы узнаем из реплик героев, авторская речь в пьесе отсутствует. Это особенности драмы как жанра.

3.  Творческая история создания драмы «Гроза»

      – Фактически каждое произведение имеет свою творческую историю создания, и «Гроза» тому не исключение. Чтобы понять какие моменты и детали из жизни Островского повлияли на написание «Грозы», давайте сейчас познакомимся с историей создания данного произведения.

      Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.

      “С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

      “Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...»

      Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

      В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

       Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

       Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

       В итоге можно сказать, что именно путешествие по Волге оставило у Островского несомненный след в его творчестве, поскольку именно красоты этих мест он и описывает в «Грозе». А как вам история про Клыкову? Здесь Островский уже выступает как ясновидящий.

4. Смысл названия пьесы «Гроза»

      - Название пьесы метафорично. А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

 5. Конфликт в драме «Гроза»

      1. Между поколениями, со средой

      2. Внутренний конфликт Катерины: между религиозным чувством и поступками

6. Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где всё люди «с песьими головами». После выхода «Грозы» А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что «действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех».

      Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

      Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь «живые завидуют... умершим» (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что «горе» Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, «в чем признает свое благо и спасение». Трагично по своей безысходности положение Кулигина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура — Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущный» «честным трудом».

      Катерина отличается от «темного царства» Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх «перед судией» за грех самоубийства. Духовная сила Катерины «...и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию» (В. И. Немирович-Данченко).

      Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.

      Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы, как явления природы.

      При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии «темного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.

      Итак, жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства.

 IV. Закрепление материала

1. Просмотр презентации «Биография и творчество А.Н.Островского.

- Пройди по ссылке и повтори изученное, просмотрев презентацию.

https://docs.google.com/presentation/d/1yZHerTvYgmgkERc9XZRtUSGiVmig4Ib6/edit?usp=sharing&ouid=107502458731091919357&rtpof=true&sd=true

2. Просмотр презентации по драме «Гроза».

- Пройди по ссылке и повтори изученное, просмотрев презентацию.

https://docs.google.com/presentation/d/1lb-fINxxNaA72tOEwH2CN6ZF0snEJLW4/edit?usp=sharing&ouid=107502458731091919357&rtpof=true&sd=true

V. Домашнее задание:

1.    К следующему уроку (03.11.2021): повторить материал лекции; прочитать краткое содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза» на сайте Образовака. Ру. Подготовиться к тестовому опросу

2. Задание на понедельник (08.11.2021): Выучить наизусть отрывок из пьесы «Гроза» по выбору  (монолог Кулигина «Жестокие нравы у нас сударь….» из 1 действ., явл. 3; монолог Катерины «Я говорю: отчего люди не летают…» из 1 действ., явл. 7.

   Записать видео на телефон, где вы читаете наизусть выбранный монолог, и прислать мне на любой источник: электронная почта, Вайбер или Вотцап.

   Помните, когда декламируете отрывок на видео, смотрите в камеру, не отводите взгляд, чтобы вас не заподозрили в том, что вы плохо знаете текст.

                                           Желаю удачи!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)