04.09.2021. ШМК учителей-филологов. Типология современных уроков
В
КОПИЛКУ СЛОВЕСНИКА
(Материал подготовлен
учителем русского языка и литературы Плыс Л.Н.)
1.
Ссылка на блог «РИТМ» ДонРИДПО
http://mondnr.ru/
2.
КОДИФИКАТОР УМЕНИЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ
«Каждый человек обязан заботиться о
своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором
он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный)
способ интеллектуального развития – чтение», – утверждал Д.
С. Лихачев.
По определению PISA, читательская грамотность
– это способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Деятельностный
подход (Литература) Кодификатор:
1. НАХОДИТЬ
И ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ:
Ø Место
(фрагмент, гиперссылка, ссылка на сайт);
Ø Несколько
страниц информации в одной или нескольких источниках;
Ø Определять
наличие или отсутствие информации.
2. ИНТЕГРИРОВАТЬ
И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ:
Ø Фактология
(сюжет, логика, последствия);
Ø Смысловые
структуры(тема, основная (главная0 мысль, назначение текста);
Ø Значение
неизвестного слова или выражения на основе контекста;
Ø Устанавливать
скрытые связи между событиями или утверждениями( причина – следствие; аргумент
– контраргумент; тезис – пример; сходство – различие и др.);
Ø Соотносить
визуальное изображение с вербальным текстом;
Ø Формулировать
выводы на основе обобщения отдельных частей;
Ø Понимать
чувства, мотивы, характеры героев
3. ОСМЫСЛИВАТЬ
И ОЦЕНИВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМУ ТЕКСТА.
3.
ЗАДАЧИ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС (Россия, 2 поколение)
Системно-деятельностный
подход – методологическая основа стандартов начального общего образования
нового поколения. Его сущность – формирование деятельностных способностей.
Плохой учитель
преподносит истину, хороший учит её находить.
Адольф Дистервег
УУД:
·
Личностные - мотивы деятельности,
система ценностей в отношении к себе, другим, процессу, объектам познания.
·
Метапредметные
– обобщённые способы действия в рамках
образовательного процесса + реальные жизненные ситуации.
·
Предметные
– конкретные элементы социального опыта.
4.
УРОКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
1. Уроки
открытия нового знания.
Цели:
§ Деятельностная: формирование
способности учащихся к новому способу деятельности.
§ Образовательная:
расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
2. Уроки
рефлексии
Цели:
§ Деятельностная: формирование
у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации
коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности,
выявление их причины и реализация проекта выхода из затруднения и т.д).
§ Образовательная: коррекция
и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Уроки
общеметодологической направленности
Цели:
§ Деятельностная: формирование
способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением
структуры изученных понятий и алгоритмов.
§ Образовательная: выявление
теоретических основ построения содержательно-методологических линий.
4. Уроки
развивающего контроля
Цели:
§ Деятельностная: формирование
способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
§ Образовательная: контроль
и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ
(открытия нового знания):
I.
МОТИВИРОВАНИЕ (САМООПРЕДЕЛЕНИЕ) К
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ («надо» - «хочу» - 2могу») – 1-2 минуты.
II.
АКТУАЛИЗАЦИЯ. Фиксирование
индивидуального затруднения в пробном учебном действии -5- 6 минут
III.
ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЙ – 2-3
минуты.
IV.
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ
– 5-6
минут.
V.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА – 5-6 минут
VI.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ
ВО В НЕШНОЙ РЕЧИ – 4-5 минут.
VII.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ – 4-5 минут.
VIII.
ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ
– 4-5
минут.
IX.
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – 2-3
минуты
СПОСОБНОСТИ
УЧАЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКЕ:
1-4
минуты – 60%
5-23
минуты – 80%
24
– 34 минуты – 50%
35
– 45 минуты – 6%
ЛИТЕРАТУРНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДОБИВАТЬСЯ:
1. Адекватного
эмоционально-эстетического восприятия художественных текстов (сотворчество: автор
+ читатель).
2. Усвоение
необходимых теоретико -, историко-литературных знаний; формирование необходимых
аналитических интерпретационных умений.
3. Литературно-художественное
и литературно-критическое творчество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий