понедельник, 11 октября 2021 г.

 04.09.2021. ШМК учителей-филологов. Типология современных уроков

В КОПИЛКУ СЛОВЕСНИКА

(Материал подготовлен учителем русского языка и литературы Плыс Л.Н.)

1.      Ссылка на блог «РИТМ»  ДонРИДПО  http://mondnr.ru/

2.      КОДИФИКАТОР УМЕНИЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

«Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение», – утверждал Д. С. Лихачев.

 По определению PISA, читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Деятельностный подход (Литература) Кодификатор:

1.      НАХОДИТЬ И ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ:

Ø  Место (фрагмент, гиперссылка, ссылка на сайт);

Ø  Несколько страниц информации в одной или нескольких источниках;

Ø  Определять наличие или отсутствие информации.

2.      ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ:

Ø  Фактология (сюжет, логика, последствия);

Ø  Смысловые структуры(тема, основная (главная0 мысль, назначение текста);

Ø  Значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;

Ø  Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями( причина – следствие; аргумент – контраргумент; тезис – пример; сходство – различие и др.);

Ø  Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

Ø  Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей;

Ø  Понимать чувства, мотивы, характеры героев

3.      ОСМЫСЛИВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМУ ТЕКСТА.

3.      ЗАДАЧИ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС (Россия, 2 поколение)

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Его сущность – формирование деятельностных способностей.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Адольф Дистервег

УУД:

·         Личностные  - мотивы деятельности, система ценностей в отношении к себе, другим, процессу, объектам познания.

·         Метапредметные – обобщённые способы действия в рамках образовательного процесса + реальные жизненные ситуации.

·         Предметные – конкретные элементы социального опыта.

4.      УРОКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:

1.      Уроки открытия нового знания.

Цели:

§  Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу деятельности.

§  Образовательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

2.      Уроки рефлексии

Цели:

§  Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причины и реализация проекта выхода из затруднения и т.д).

§  Образовательная: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3.      Уроки общеметодологической направленности

Цели:

§  Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

§  Образовательная: выявление теоретических основ построения содержательно-методологических линий.

4.      Уроки развивающего контроля

Цели:

§  Деятельностная: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

§  Образовательная: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ (открытия нового знания):

       I.            МОТИВИРОВАНИЕ (САМООПРЕДЕЛЕНИЕ) К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ («надо» - «хочу» - 2могу») – 1-2 минуты.

    II.            АКТУАЛИЗАЦИЯ. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -5- 6 минут

 III.            ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЙ – 2-3 минуты.

 IV.            ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ – 5-6 минут.

    V.            РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА – 5-6 минут

 VI.            ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО В НЕШНОЙ РЕЧИ – 4-5 минут.

VII.            САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ – 4-5 минут.

VIII.            ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ – 4-5 минут.

 IX.            РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – 2-3 минуты

 

 

СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКЕ:

1-4 минуты – 60%

5-23 минуты – 80%

24 – 34 минуты – 50%

35 – 45 минуты – 6%

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДОБИВАТЬСЯ:

1.      Адекватного эмоционально-эстетического восприятия художественных текстов (сотворчество: автор + читатель).

2.      Усвоение необходимых теоретико -, историко-литературных знаний; формирование необходимых аналитических интерпретационных умений.

3.      Литературно-художественное и литературно-критическое творчество.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)