15.05.2021. 10-11 класс. Русский язык. Готовимся к контрольной работе. Анализ текста.
Прочитай тексты. Выполните задания. На контрольной работе тексты и задания будут разделены на 2 варианта.
Текст № 1
(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте. (3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. (6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города... (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом. (11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете. (13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу? (19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях. (27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
(По В.А. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы»
1. |
Какие из высказываний соответствуют
содержанию текста? Укажите номера ответов. |
||
|
1) |
Любовь к
Родине – сложное чувство, оно вмещает в себя и любовь к родной природе. |
|
|
2) |
Любовь к
родной природе воспитана в людях писателями, поэтами, художниками,
музыкантами. |
|
|
3) |
Люди
родились и выросли среди природы, поэтому чувство любви к природе для каждого
человека стихийно. |
|
|
4) |
С раннего
детства человек осознаёт свою любовь к Родине. |
|
|
5) |
И.С. Соколов-Микитов
из внимательного наблюдателя, как это часто бывает со старыми людьми, превратился
в азартного охотника. |
|
Ответ
__________________________________________________________________________
2. |
Какие из перечисленных утверждений являются
верными? Укажите номера ответов. |
||
|
1) |
Предложения
4, 5 поясняют, раскрывают содержание предложения 3. |
|
|
2) |
В
предложениях 6–8 содержатся рассуждение и описание. |
|
|
3) |
Предложения
11, 12 содержат повествование. |
|
|
4) |
В
предложении 25 представлено описание. |
|
|
5) |
В
предложениях 27, 28 представлено рассуждение. |
|
Ответ
__________________________________________________________________________
3. |
Из
предложений 12–14 выпишите один
фразеологизм. |
Ответ
__________________________________________________________________________
4. |
Среди
предложений 9–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с
помощью союза, форм слов и синонимов. Напишите
номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). |
Ответ
__________________________________________________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы
анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,
пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие
номерам терминов из списка. Запишите в таблицу БЛАНКА ОТВЕТОВ (часть № 1)
под каждой буквой соответствующую цифру.
5. |
«В.А. Солоухин – мастер художественного
пейзажа. Тропы: (А)_________ («белоснежных вершин» в предложении 6, «доброе,
тихое солнышко» в предложении 9) и (Б)_________ («стёклышками озёр» в
предложении 8) – помогают писателю передать красоту природы. Сложность
чувства любви к Родине подчёркивают приём – (В)_________ («чувство» в
предложении 27) и синтаксическое средство – (Г)_________ (предложения 17,
18)». Список терминов |
||
|
1) |
фразеологизм
|
|
|
2) |
вопросительные
предложения |
|
|
3) |
восклицательные
предложения |
|
|
4) |
гипербола |
|
|
5) 6) 7) 8) 9) |
анафора метафора эпитет диалектизм
лексический
повтор |
|
Ответ
А) |
Б) |
В) |
Г) |
|
|
|
|
(1)Проделаем такой
фантастический опыт. (2)Помножим число людей на Земле на число мыслей, какие
только приходят в голову человеку за всю его жизнь. (3)Произведение получится
огромным. (4)Теперь прикинем, как распределяются мысли людей по содержанию, о
чём люди думают.
(5)Если не быть слишком
строгими в подсчётах, то можно сказать, что приблизительно из каждых ста мыслей девяносто — о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и
окружающих людях; девять — о всей своей жизни и
о всей стране; одна мысль — о вечности и человечестве.
(6)Люди думают о дне, о жизни
и о вечности. (7)Люди думают о себе, о стране и о человечестве. (8)Мысли, не
выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти всё наше время — иначе
быть и не может. (9)Нельзя вечно думать о вечном: человек живет сейчас, а не в
будущем. (10)Но нельзя, невозможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о
вечности и человечестве.
(11)Вот круг на плоскости.
(12)В нём можно разместить неисчислимое множество точек. (13)Но только одна
точка из этого множества — центральная, центр. (14)Она одна в бесконечном числе
других точек, но она определяет место всего круга. (15)Так и среди мыслей наших
есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра
до вечера, что не каждый день они приходят в голову? (16)Они есть, эти
центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, её
устойчивость, составляют духовную жизнь человека.
(17)Центральные мысли
обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на которые нет простого,
абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. (18)Потому они и занимают людей
тысячелетиями. (19)Например: «Зачем человек живёт?» (20)Или вытекающий отсюда
вопрос: «Зачем человек учится?»
(21)...Сколько мир стоит,
все, у кого была возможность, учились. (22)И в древнем мире, о котором мы много
знаем, и в средние века, о которых мы знаем меньше, и в «век девятнадцатый,
железный», и в наш атомный век вопрос решался и решается просто: у кого есть
средства учиться, тот и учиться. (23)Состоятельные люди никогда не спрашивали,
зачем учиться, а посылали своих детей в школы, гимназии и университеты.
(24)Никто из ныне здравствующих миллионеров не пишет в газеты письма с
мучительным вопросом: «Зачем учиться?» (25)Они отправляют своих детей в школы
сверхдорогие и сверхпрекрасные. (26)Возможность получить образование всегда
сопутствовала богатству.
(27)Мы ходим в школу, потому
что это простая забота каждого дня и потому что это наш долг перед страной и
перед своей жизнью. (28)Мы не можем думать об этом каждую минуту, но в действительности
дело обстоит именно так. (29)На каждом нашем поступке стоит тройная печать:
день, жизнь, вечность. (30)В каждом нашем поступке так или иначе отражены
интересы собственные, интересы страны, интересы всего человечества. (31)Так мы
вписываемся в пространство и время. (32)Кто не поймёт всего этого, тот вечно
будет хныкать, как маленький: «Зачем учиться? Зачем мне математика? Зачем
биология? Не хочу!»
(33)А кто поймёт, для чего
жить, для чего учиться (это, по сути, одно и то же), кто поймёт, что только в
учении душа разрастается, и в ней появляются человеческие желания, тот будет
учиться напряжённо и радостно. (34)Свободно.
(С. Л. Соловейчик*)
*Симон Львович Соловейчик (1930 —
1996) — советский российский публицист и драматург, теоретик педагогики.
1. |
Какие из высказываний соответствуют
содержанию текста? Укажите номера ответов. |
||
|
1) |
Люди думают о сегодняшнем дне и заботах, о
своей жизни и стране, о вечности и человечестве. |
|
|
2) |
Нельзя постоянно думать о вечном, но нельзя о
нём и не думать. |
|
|
3) |
Среди наших мыслей есть центральные, но на
них мы не сосредоточены постоянно. |
|
|
4) |
Ответ на центральные мысли люди получают во
время учёбы. |
|
|
5) |
Возможность получить хорошее образование есть
только у богатых. |
|
2. |
Какие из перечисленных утверждений являются
верными? Укажите номера ответов. |
||
|
1) |
В предложениях 6, 7 дано обобщение
информации, представленной в предложениях 1-5. |
|
|
2) |
В предложениях 6-10 представлено рассуждение. |
|
|
3) |
Предложения 21-26 включают описание. |
|
|
4) |
Предложения 27-32 содержат повествование. |
|
|
5) |
Предложения 32, 33 связаны отношением
противопоставления. |
|
Ответ
__________________________________________________________________________
3. |
Из предложений 27-32 выпишите разговорное слово. |
Ответ
__________________________________________________________________________
4. |
Среди предложений 27-32 найдите такое,
которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и
указательного местоимения. Напишите
номер этого предложения. |
Ответ
__________________________________________________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы
анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,
пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие
номерам терминов из списка. Запишите в таблицу БЛАНКА ОТВЕТОВ (часть № 1)
под каждой буквой соответствующую цифру.
5. |
«Основная мысль автора
становится более очевидной в результате использования им особых
синтаксических средств, среди которых выделяется (А) _____ (предложения 5-7,
10, 29, 30). А использованный в предложениях 33 и 34 приём (Б)______
позволяет усилить идеи автора о важности учёбы. Придают речи выразительность
такие лексические средства, как (В)__________ (центральные мысли, атомный
век, сиюминутные заботы) и (Г) __________ (предложения 16, 31, 33)». Список терминов |
|
|
|
1) |
эпитет |
|
|
2) |
вопросно-ответное единство |
|
|
3) |
парцелляция |
|
|
4) |
метафора |
|
|
5) |
разговорная лексика |
|
|
6) |
диалектизм |
|
|
7) |
антитеза |
|
|
8) |
градация |
|
|
9) |
риторический вопрос |
|
Ответ
А) |
Б) |
В) |
Г) |
|
|
|
|
(1)Когда
я был ещё подростком, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого до того
времени события и торжества. (2)В центре Москвы, во главе Тверского бульвара,
перед широкой Страстной, ныне Пушкинской, площадью, в 1880 году, 6 июня,
открывался памятник Пушкину — первый памятник писателю.
(3)Обычно
памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. (4)И это отметил
присутствовавший на торжестве А.Н. Островский. (5)Возглашая тост за русскую
литературу, он метко сказал:
—
Сегодня на нашей
улице — праздник!
(6)Хорошо
помню красивую голову маститого писателя И.С. Тургенева с пышными седыми
волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что
сдёрнули серое покрывало. (7)Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще
которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта.
(8)Помню бывших тут же на празднике писателей — А.Н. Майкова,
Я.П. Полонского, А.Ф. Писемского и других. (9)Помню и сухощавую,
сутулившуюся фигуру Ф.М. Достоевского и необычайное впечатление от произнесённой
им речи, о которой на другой день говорила вся Москва. (10)Речь эта была
сказана не здесь, на площади, у памятника, а в Колонном зале нынешнего Дома
союзов. (11)Возглашая тост за русскую литературу, он говорил:
—
Пушкин раскрыл
нам русское сердце и показал нам, что оно неудержимо стремится к всемирности и
всечеловечности... (12)Он первый дал нам прозреть наше значение в семье европейских
народов...
—
(13)Вечером в
торжественном концерте, состоявшемся при участии огромного оркестра и
знаменитых артистов, Ф.М. Достоевский, выйдя на эстраду, сутулясь и ставши
как-то немножко боком к публике, прочитал пушкинского «Пророка» резко и
страстно:
—
Восстань,
пророк!..
—
(14)И закончил с
необычайно высоким нервным подъёмом:
—
Глаголом жги
сердца людей!..
(15)Полагаю, что никто и никогда не
читал этих вдохновенных строк так, как произнёс их не актёр, не
профессиональный чтец, а писатель, проникнутый искренним и восторженным
отношением к памяти величайшего русского поэта.
(16)Создатель памятника, одного из лучших по простоте,
красоте и выразительности, Александр Михайлович Опекушин был выходцем из
простого народа, из крепостной крестьянской семьи, сперва самоучка, затем —
признанный художник и, наконец, академик.
(17)Вспоминаются мне также и
увлекательные разговоры и рассказы о многолюдном банкете в связи с торжествами,
где я тогда в качестве постороннего юнца присутствовать, конечно, не мог, где
М.Н. Катков, когда-то близкий В.Г. Белинскому, но потом резко
изменивший свои политические взгляды, протянул было к И.С. Тургеневу свой
бокал, чтобы чокнуться. (18)Но тот отвернулся. (19)И.С. Тургенев на этом
торжестве говорил:
—
Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием
Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно
Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком.
(20)На
гранитном пьедестале памятника помещены были в крупном барельефе слова Пушкина,
искажённые цензурой. (21)Насколько помнится, было написано так:
И долго буду тем народу
я любезен,
Что чувства добрые я
лирой пробуждал,
Что прелестью стихов я
был полезен...
(22) И только в
советское время эту надпись заменили подлинными словами поэта:
И
долго буду тем любезен я народу,
Что
чувства добрые я лирой пробуждал,
Что
в мой жестокий век восславил я свободу
И
милость к падшим призывал.
(23) Разница в надписи весьма существенная.
(24)Не
знаю, остался ли кто-нибудь в живых из свидетелей этого великого торжества и
праздника литературы, этого первого чествования памяти русского писателя,
который «в мой жестокий век восславил свободу» и верил; что «Россия вспрянет
ото сна и на обломках самовластья» напишет имена тех, кто боролся и погиб за
будущее счастье народа.
(25)Эти
дни открытия памятника Пушкину остаются для меня одними из самых радостных и
светлых, хотя всё это и было семьдесят пять лет тому назад.
(По
Н.Д. Телешову*)
*
Николай Дмитриевич Телешов
(1867-1957) — русский советский писатель, поэт, организатор известного кружка
московских писателей «Среда».
1. |
Какие из высказываний не соответствуют
содержанию текста? Укажите номера ответов. |
||
|
1) |
Как отметил рассказчик, памятники раньше воздвигались на улицах
Петербурга лишь царям. |
|
|
2) |
Рассказчик был счастлив оттого, что присутствовал на
открытии памятника, находился рядом с известными писателями и поэтами. |
|
|
3) |
На открытии памятника Ф.М. Достоевский на
площади произносит речь, о которой на следующий день будет говорить вся
Москва. |
|
|
4) |
Скульптор A.M. Опекушин — выходец из крестьянской семьи —
становится признанным художником и академиком. |
|
|
5) |
Во
время открытия памятника на барельефе были помещены строки из пушкинского
стихотворения, которые впоследствии заменили, так как первоначально цензура
исказила оригинал |
|
Ответ
__________________________________________________________________________
2. |
Какие из перечисленных утверждений являются
верными? Укажите номера ответов. |
||
|
1) |
1)
Предложение 2 поясняет
то, о чём говорится в предложении 1. |
|
|
2) |
2)
В предложениях
3-5 представлено описание. |
|
|
3) |
3)
В предложении 6
содержится описание. |
|
|
4) |
4)
В предложениях
15-17 представлено повествование. |
|
|
5) |
5)
Предложение 23
указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 21 и 22. |
|
Ответ
__________________________________________________________________________
3. |
Из
предложений 6-7 выпишите слово со
значением «восторженный почитатель». |
Ответ
__________________________________________________________________________
4. |
Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с
предыдущим при помощи формы слова. Напишите
номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). |
Ответ
__________________________________________________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы
анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,
пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие
номерам терминов из списка. Запишите в таблицу БЛАНКА ОТВЕТОВ (часть № 1)
под каждой буквой соответствующую цифру.
5. |
«Рассказывая об открытии
памятника великому поэту, автор использует такой приём, как (А) (предложения 5, 11—12), а также синтаксическое
средство — (Б) (предложения 13, 15, 16). Воспоминания рассказчика
сопровождают приём — (В) (предложения 7, 8, 9) — и троп — (Г) («великого» в
предложении 24, «радостных и светлых» в предложении 25)». Список терминов |
||
|
1) |
вопросительные
предложения. |
|
|
2) |
эпитет. |
|
|
3) |
ряды однородных членов предложения. |
|
|
4) |
риторические
обращения. |
|
|
5) 6) 7) 8) 9) |
цитирование. гипербола.
метафора. анафора. эпифора |
|
Ответ
А) |
Б) |
В) |
Г) |
|
|
|
|
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это
на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто
какая-нибудь не божественная женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за
ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно, и вообще нечто
старообразное есть в его чертах. (З)Для чего это овзросление малюток в ущерб
миловидности и привлекательности?
(4)Художница ответила мне примерно так. (5)Старые
мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего
человека. (6)Они, конечно, могли бы изобразить маленького счастливого бэби, уж
на это-то умения у них хватило бы. (7)Но сквозь оболочку детскости они
прозревали в ребёнке человека. (8)То есть они видели в нём не просто живое
существо, которое в дальнейшем станет человеком, но УЖЕ человека. (9)Ведь
главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок.
(10)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (11)Так что не стоит
живописать его в виде глупенького хорошенького открыточного пупсика с застывшей
счастливой улыбкой. (12)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (13)Но
сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (14)Вот вы в детстве были счастливы?
(15)Выслушав её, я призадумался. (16)Конечно, какой-то
перебор и перехлёст был в её словах. (17)Но когда я начал перебирать в памяти
грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень
мало. (18)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности
эпохи. (19)Причина лежала во мне самом. (20)Мне просто некогда было быть
счастливым.
(21)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»?
(22)«Золотое детство» — это прочно затверженная формула.
(23)А что, если миф о «золотом детстве» придумали
взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (24)Ведь если бы люди в
детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые люди.
(25)Между тем мы живём в обществе людей разумных. (26)Конечно, есть и глупцы, —
дураков, как говорится, на сто лет запасено, и запас всё время пополняется.
(27)Но количество недоумков ничтожно по сравнению с огромным количеством людей
талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, — и это во всех областях
жизни.
(28)Детство — пора очень напряжённой учёбы
(«научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (29)В
детстве жить очень интересно и очень нелегко. (30)Колоссальный поток сведений,
ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а
умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (31)Всё время ошибки, накладки,
просчёты, обиды, недоумения. (32)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется
новыми поисками и новыми ошибками.
(33)Кто-то сказал, что каждый человек — это целый мир.
(34)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (35)Самые тяжёлые
камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (36)А под
старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как
пушинки, и мы начинаем вспоминать своё «золотое детство».
(По B.C. Шефнеру*)
* Вадим Сергеевич Шефнер (1915-2002) — советский русский поэт и прозаик,
фантаст, переводчик.
1. |
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите
номера ответов. |
||
|
1) |
Поначалу рассказчику трудно было понять, почему дети, изображённые на
полотнах старых мастеров, выглядят взрослыми. |
|
|
2) |
Рассказчик всегда понимал, что дети на полотнах —
это прежде всего люди. |
|
|
3) |
Перебирая в памяти счастливые моменты детства,
рассказчик пришёл к выводу о том, что их было не так много. |
|
|
4) |
Глупые люди могут вырасти из тех детей, которые во времена «золотой
поры» были безоблачно счастливы. |
|
|
5) |
В детстве жить очень интересно и
легко: радость постижения чего-то нового не омрачают даже просчёты и ошибки. |
|
Ответ
__________________________________________________________________________
2. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов. |
||
|
1) |
В предложениях 1-3
представлено рассуждение. |
|
|
2) |
В предложениях 5-7
содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 3. |
|
|
3) |
Предложение 11
указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 10. |
|
|
4) |
В предложениях 24-27
представлено повествование. |
|
|
5) |
В предложении 30 представлено описание. |
|
Ответ
__________________________________________________________________________
3. |
Из
предложений 24-25 выпишите
антонимы (антонимическую пару). |
Ответ
__________________________________________________________________________
4. |
Среди предложений 20-27 найдите
такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и форм
слов. Напишите номер(-а)
этого(-их) предложения(-ий). |
Ответ
__________________________________________________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы
анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,
пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие
номерам терминов из списка. Запишите в таблицу БЛАНКА ОТВЕТОВ (часть № 1)
под каждой буквой соответствующую цифру.
5. |
«Привлекая читателя к размышлению о детстве, автор
использует такое синтаксическое средство, как (А)____________________________ (предложения 3, 14, 21, 23), а
также приём — (Б)____________________________ (предложения
2, 9). Вступая в дискуссию с теми, кто считает детство лишь счастливой порой,
автор использует такое лексическое средство, как (В)
__________________________ («дураков» в предложении 26, «недоумков» в
предложении 27), и синтаксическое средство — (Г) ______________________
(предложения 30, 31, 32)». Список терминов |
||
|
1) |
ряды
однородных членов. |
|
|
2) |
эпитеты. |
|
|
3) |
вопросительные
предложения. |
|
|
4) |
разговорная
и просторечная лексика. |
|
|
5) 6) 7) 8) 9) |
риторические
обращения. метафора. цитирование. антитеза. синонимы. |
|
Ответ
А) |
Б) |
В) |
Г) |
|
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий