21.01.2021. 10-11 класс. Русский язык. Готовимся к ГИА. Тест № 3
ТЕСТ № 3
1. В каком
слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) нАчавший 2) тОрты 3) сливОвый 4) откупОрил
Небо над
Москвой как бы выцвело ( ) и совершенно отчётливо была видна полная луна.
1) Простое
предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не
нужна.
2) Сложносочинённое
предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое
предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое
предложение с однородными членами, перед союзом И нужна
запятая.
Вокруг было
только торжественное море (1) посеребрённое луной (2) и(3) усеянное звёздами
(4) небо.
1) 1, 2 2) 2
3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 4
В русских
лесах (1) пожалуй (2) нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. По словам
учёных-лесоводов (3) некоторые дубы живут до тысячи лет, но (4) к сожалению (5)
чистых дубрав (так издавна назывались леса, где росло много дубов) осталось
теперь очень мало.
1) 1, 2, 3,
4, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 2,
3, 5 4) 1, 2, 3, 5
1) Первые
глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны.
2) Индия
славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями пряностями и ювелирными
украшениями каналами для искусственного орошения полей и плотинами.
3) У людей
гортань и язык и губы участвуют в образовании звуков.
4) Лицом
пригожа да нравом негожа.
Византийским
иконописцам пришлось отказаться от многопланового пейзажного или архитектурного
фона: они обнаружили, что уплощение пространства и сведение фигур к простым по
очертаниям силуэтам делает персонажи бестелесными, подобными ангелам.
1) Первая
часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится
во второй части.
2) Вторая
часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
3) Вторая
часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в
первой части.
4) Вторая
часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой
части.
В XVIII столетии
при европейских императорских дворцах (1) существовали оркестровые и хоровые
капеллы (2) для руководства (3) которыми (4) приглашались выдающиеся
музыканты.
1) 1, 2 2) 2
3) 3 4) 1, 2, 4
Старцев
избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился
(4) и ел молча.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 3
4) 1, 2, 4
Голос
человека возникает глубоко в горле, где находится твёрдая трубочка –гортань, в
которой расположены голосовые связки. Когда мы дышим, они спокойно лежат на
внутренних стенках гортани, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого
воздуха проходит мимо напряжённых голосовых связок и вызывает их быструю
вибрацию. Эта вибрация напряжённых голосовых связок и производит звук, который
мы называем голосом.
1) При
дыхании голосовые связки напряжены, а при разговоре, пении или крике поток
выдыхаемого воздуха проходит мимо голосовых связок и вызывает их быструю
вибрацию.
2) В
результате вибрации горла, в котором расположены голосовые связки, при
разговоре, пении или крике человек дышит.
3) Голос
возникает в результате вибрации напряжённых голосовых связок, которую вызывает
поток выдыхаемого воздуха.
4) Голосовые
связки находятся в гортани, где и возникает голос.
10. Прочитайте текст и выполните задания
(1)Надо быть храбрым,
верным данному слову, сильным, трудолюбивым.
(2)Почему надо? (3)А
потому. (4)Вот так принято. (5)Иначе накажут, или выгонят, или будут презирать…
(6)С одной стороны, это
хорошо и правильно. (7)Культивировалось поведение, которое позволило выстоять и
подняться в борьбе с природой и врагами. (8)То, что способствует выживанию и
процветанию общества, то есть большинства людей, и есть истинно, иначе все
погибнем. (9)Тут критерием истины выступает практика, всё выясняется через опыт
поколений.
(10)С другой стороны,
эти практические предписания отбивали у людей необходимость думать и решать
самим. (11)Большинство всегда и не хотело (и не могло) думать и решать
самостоятельно. (12)Но некоторые умственно непоседливые всегда хотели докопаться
до всех первопричин сами…
(13)Дети всегда
спрашивают: «Почему?». (14)И получают ответ: «Потому». (15)В юности этот вопрос
приобретает всё более общий характер, а ответ становится всё менее
вразумительным: «Потому что есть такой закон природы», или «Потому что надо
поступать хорошо, а не плохо», или «Потому что за это накажут, а за это
поощрят»…
(16)Естественно, что
именно в юности, при выборе пути, человек пытается осознать своё
предназначение: зачем он явился на этот свет? (17)Потом эти мысли и движения души
обычно исчезают, сглаживаются – некогда: работать
надо, семью кормить, карьеру строить, купить то-сё.
(18)А потом в старости
сидит человек и думает: и зачем мне нужны были все эти мои труды и мучения?
(19)На тот свет ничего с собой не возьмёшь…
(20)И кто поумней
отвечает ему: человек должен делать в жизни самое большее, на что он способен.
(21)Большому кораблю – большое плавание. (22)Кому полмира
покорить, кому сад посадить, кому детей поднять – каждому своё. (23)Мог
ты сделать то-то и то-то, а вот не сделал. (24)Не угадал своё предназначение.
(25)Глуп был и слаб, отвечает старик, да и на кой чёрт оно всё, мир не
переделаешь, всё суета сует, все помрём. (26)Во, отвечает другой, поэтому не
надо вообще дёргаться и напрягаться, а надо жить в святости и размышлять о
вечном и бренности бытия, раз конец всё равно один.
(27)Тамерлан говорил
так: «Миру нужен владыка, и этим владыкой должен быть я». (28)Тут с местом и
ролью человека всё понятно. (29)По крайней мере ему самому и всему окружению…
(30)Однако большинству
людей их место не нравится, и своей ролью они не удовлетворены. (31)И почему
судьба их сложилась так, а не иначе, они объясняют двумя словами: «характер» и
«обстоятельства». (32)Что есть одна из форм старого родительского ответа «а
потому что так». (33)А почему такой характер? (34)А почему такие
обстоятельства? (35)Потому что генетика и уровень развития
общественно-экономических отношений. (36)А почему? (37)И зачем?
(По М. Веллеру*)
*Михаил Иосифович
Веллер (родился в 1948 г.) –писатель, публицист.
Задание №1. Какое высказывание не соответствует содержанию
текста?
1) Взрослые
дети должны заботиться о своих родителях.
2) Родители
редко дают вразумительные ответы на вопросы детей.
3) В
старости у людей возникают сомнения в целесообразности постоянного интенсивного
труда.
4) Дети
всегда интересуются, почему они должны вести себя так, а не иначе.
Задание №2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В
предложении 1 содержится рассуждение.
2) В
предложениях 6–9 содержится рассуждение.
3) В
предложениях 23–24 представлено описание.
4) В
предложениях 30–37 представлено рассуждение.
Задание №3. В каком предложении используются синонимы?
1) 1 2) 5
3) 9 4) 31
Задание №4. Из предложений 6–7 выпишите слово,
образованное приставочным способом.
Задание №8. Среди предложений 10–16 найдите предложение с уточняющим обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
«Известный публицист
М. Веллер ставит перед своими читателями сложные проблемы. Фрагмент его
статьи подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно
говорить доступно. Разнообразные средства выразительности придают речи
эмоциональность и убедительность. Приёмы: ______ (предложения 2–5), _________ (предложения 11–12),
________ (предложение 27), а также лексические средства выразительности, одно
из которых –______ («суета сует»), – усиливают полемический характер текста, вовлекают читателей в обсуждение
и споры».
3) фразеологизм 4) диалектизм
5) парцелляция 6) цитирование
7) противопоставление 8) метафора
9) диалог
Желаю успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий