понедельник, 27 апреля 2020 г.

27.04.2020. 10-А класс. Литература

27.04.2020. 10-А класс. Литература
Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
   10-А. 27.04. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 27.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна

10-А класс
Дата: 27.04.2020
Тема: А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

Цель: познакомиться с миром А. П. Чехова, писателя и человека; выяснить, что было главным в его отношении к людям и к природе; развивать умение видеть художественное своеобразие чеховских рассказов; воспитывать личностные качества на примере жизни выдающегося человека, прививать уважение к классической литературе.
Ход урока
I. Актуализация самостоятельно изученного материала.
 - Вы самостоятельно познакомились с биографией А.П.Чехова, характеристикой его раннего творчества (с.282-306 учебника). Кроме того, с творчеством этого писателя знакомились в предыдущих классах. Давайте вспомним, что нам известно об этом писателе. Устно ответьте на вопросы:
Что вы знаете о детстве и юности А. П. Чехова? О чём говорит его фраза: «В детстве у меня не было детства»?
Что можно сказать о раннем творчестве писателя? Какие его произведения вы знаете?
С какими произведениями А. П. Чехова вы ознакомились в предыдущих классах?
Нравятся ли вам юмористические рассказы Чехова?
Над чем и над кем смеётся Чехов в прочитанных вами рассказах?
II. Постановка темы урока
— Прочитайте эти строки. Вдумайтесь в них:
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»;
«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы наша земля»;
«Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов).
 - В них есть всё! В них вся жизнь известного писателя Антона Павловича Чехова. И сегодня мы продолжим изучение его творчества, начатое в предыдущих классах.
      Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он необыкновенный человек, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны.
     Споры о его творчестве начались ещё среди современников. «…Тупоумны, холодны и пошлы»,— это слова современника о чеховских рассказах. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. А. Бунин, и Максим Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек»,— писал о Чехове И. А. Бунин.
      Ключом к пониманию творчества А. П. Чехова могут стать слова Максима Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошёл большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка, с безнадёжной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: «Скверно вы живёте, господа!»
      Всё творчество А. П. Чехова есть призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Уже в ранних юмористических рассказах А. П. Чехов рассматривал разнообразные виды «ложных представлений» — стереотипы жизненных программ, стандартов, по которым строится всё поведение человека. Но позже писатель найдёт для этого явления точную и ёмкую формулу — «футляр», т.е. жизнь без духовной свободы, отсутствие стремления к раскрепощению, духовному росту. Итак, тема сегодняшнего урока: «Трилогия А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни».
III. Работа над темой урока
1.      О создании А. П. Чеховым трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
— В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Общая нумерация свидетельствовала о том, что они составляют единую серию. Тремя рассказами эта задуманная автором серия не исчерпывалась. В письме к издателю от 28 сентября 1894 г. Чехов протестовал против того, что упомянутые три рассказа набираются в типографии для собрания сочинений, указывая, что они принадлежат «к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти лишь в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия».        Осуществить свой замысел писателю не удалось. Но в незаконченном виде серия рассказов представляет собой не простое собрание, но цикл, своеобразную трилогию, состоящую из частей, внутренне связанных между собой. Каждый из трёх главных героев — учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик Алёхин — рассказывает по одной истории; первый о своём знакомом — «человеке в футляре», второй — о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу», третий — о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье.
      Последовательность подчинена разрешению поставленных автором проблем. Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи добровольно заточают себя. Все рассказы построены по общей композиционной схеме — по принципу рассказ в рассказе: автор представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица. С помощью художественных деталей Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое отношение к ним.
2.      Работа с учебником
 - Прочитайте статью учебника «Маленькая трилогия» на с. 325-331.
 - Устно ответьте на вопросы № 1, 3, 4 на с.332 (номера вопросов в учебнике не стоят, напоминаю: нумеруем сами).
    3. Самоконтроль изученного материала
 - Опираясь на материал урока, статью учебника «Маленькая трилогия», содержание рассказа А.П. Чехова, ответьте на вопросы. Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал! Если работаете в тетради, пишите сразу ответы, вопросы переписывать не надо.
Тестовый опрос
1. Назовите рассказы А.П.Чехова, которые вошли в серию под названием «Маленькая трилогия».
2. Назовите композиционную особенность всех трёх рассказов.
3. Кто из героев рассказа «Человек в футляре» рассказывал про Беликова:
а) Иван Иванович        б) Буркин         в) Алехин
4. Беликов преподавал:
а) английский язык        б) греческий язык        в) французский
5. Любимая поговорка Беликова:
а) черт побери        б) как бы чего не вышло        в) нет худа без добра

6. Беликов держал гимназию в своих руках:
а) 10 лет        б) 15 лет        в) 20 лет
7. Спальня Беликова напоминала
а) ящик        б) сарай        в) подвал
8. Привычка Беликова:
а) спать, укрывшись с головой        б) спать с открытым окном
                                в) на ночь пить чай
9. По словам Беликова, малороссийский язык напоминал:
а) итальянский        б) испанский        в) древнегреческий язык
10. Как Коваленко называл Беликова:
а) Иудой        б) чудиком        в) страшилой
11. От чего у Беликова помутилось в глазах:
а) девушка на велосипеде        б) девушка одна на вокзале
                                  в) Варенька хохотала
12. С каким настроением хоронила Беликова
а) с удовольствием        б) с горечью        в) с равнодушием
13. Что подразумевается под названием «Человек в футляре»
а) сострадание бедным        б) активная жизнь
в) стремление отгородиться от живой жизни
14. Что в рассказе свидетельствует о том, что Беликов умер, а «беликовщина» осталась в душах людей? (запишите три примера).
15. Установите соответствие между рассказами «Маленькой трилогии» и основной мыслью, которую высказывает Чехов:
1) «Человек в футляре»
а) когда все помыслы человека сосредоточены на собственности, вся жизнь уходит на приобретательство
2) «Крыжовник»
б) живое чувство губят сами герои привычкой к «футлярному существованию
3) «О любви»
в) герой является олицетворением государственной власти с её ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним


IV.  Домашнее задание:
      Прочитать статью учебника «От Старцева к Ионычу» с. 332 – 334, рассказ А.П. Чехова «Ионыч», устно ответьте на вопрос «В чём видит Чехов причины духовного омертвения, захватывающего неплохих людей?».

Желаю успеха!
Лист контроля
10-А класс       ____________________________________________________________
                                               ФИО учащегося

27.04.2020    Литература

Тема: А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

 - Опираясь на материал урока, статью учебника «Маленькая трилогия», содержание рассказа А.П. Чехова, ответьте на вопросы. Работайте самостоятельно, есть вопросы, ответы на которые сразу покажут: кто и у кого списал!

Тестовый опрос по «Маленькой трилогии»


1.      Ответ:
2.      Ответ:
3.      Ответ:
4.      Ответ:
5.      Ответ:
6.      Ответ:
7.      Ответ:
8.      Ответ:
9.      Ответ:
10.  Ответ:
11.  Ответ:
12.  Ответ:
13.  Ответ:
14.  Ответ:
15.  Ответ:


Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)