31.03.2020. Русский язык. 10-А класс
Правописание причастий:
Дорогие
ребята!
В ближайшее время нам придётся работать в
дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал;
опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять
практические задания и упражнения.
Хочу обратить ваше внимание на то, что
все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант
ваших работ будет храниться у меня, как доказательство нашей совместной
дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ. Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для
пересылки учителю:
10-А. 31.03. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 31.03. – дата урока;
Иванов А. – ваша фамилия.
Если фотографируете работу в тетради,
следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать в
день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 31.03.2020
Тема: Причастие. Образование и правописание причастий
Цель урока: Повторить и систематизировать
знания о причастии, формировать умения находить причастия и определять их
грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии,
выделять запятыми причастный оборот.
Ход
урока
I.
Повторение теоретического
материала
- Вспомните, что нам известно
о причастии как о самостоятельной части речи: прочитайте материал учебника на
с. 74-75; изучите предложенный учителем материал и устно ответьте на вопросы.
Материал для самостоятельного
изучения:
Причастие
– самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию,
объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие?)
Причастия
образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: вид (совершенный/несовершенный),переходность,
возвратность, время(настоящее и прошедшее);
изменяются
по числам, падежам и только в единственном числе по родам..
В
предложении причастия обычно бывают определениями, реже частью составного
именного сказуемого.
Причастия
имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в
окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.
Сравни.: в [какое?]
бушующее море; в [каком?]
бушующем море; с [каким?]бушующим морем.
Причастия делятся на два вида: действительные и страдательные.
Действительные
причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого
предмета.
Например:
девочка, одевающая куклу (девочка сама одевает куклу).
Страдательные
причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого
предмета.
Кукла,
одеваемая девочкой (кукла одевается девочкой ).
ОБРАЗОВАНИЕ
ПРИЧАСТИЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЧАСТИЯ
Действительное причастие
настоящего времени
|
Действительное причастие
прошедшего времени
|
||
Образуются от перех. и неперех. гл.
несов. вида
|
Образуются от перех. и неперех. гл.
несов. вида
|
||
от гл. I спр.
|
от гл. II
сп р.
|
от гл. I спр.
|
от гл. II спр.
|
Суффиксы -ущ, -ющ-
несут - несущий
колются - колющийся
|
-ащ-, -ящ-
молчат -молчащий
видят -видящий
|
-вш-
клеил — клеивший
увидел — увидевший
|
-ш-
замерз – замерзший
пек - пекший
|
Правописание
суффиксов зависит от спряжения
|
Правописание
гласной зависит от начальной формы
(гласной перед –Л-)
|
СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
Страдательное причастие
настоящего времени
|
Страдательное причастие
прошедшего времени
|
|
Образуются только от перех. гл.
несов. вида
|
Образуются от перех. гл.
сов. вида; редко от несов. вида
|
|
от гл. I спр.
|
от гл. II спр.
|
|
Суффиксы -ем-, -ом-
Уважаем- уважаемый
встречаем - встречаемый
|
-им-
гоним - гонимый
мучим - мучимый
|
-нн-
выделал ~
выделанный
обстрелял -
обстрелянный
|
-енн-
выделил — выделенный
|
||
-т-
сшил — сшитый
|
||
Правописание
суффиксов зависит от спряжения
|
Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной
перед –Л-)
|
а) правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени зависит от
спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:
- в
действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение;
-ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний
однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;
Сравни:
решают (I спр.) – решающий; строят (II спр.) – строящий.
- в
страдательных причастиях настоящего времени: пишутся суффиксы -ом-(-ем-) – I
спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных
окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.
Сравни:
решает (I спр.) – решаемый; строит (II спр.) – строимый.
б) правописание гласных в суффиксах причастий прошедшего времени зависит не
от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени)
глагола, от которого образовано данное причастие:
- в
действительных причастиях - Клеить
– клеивший, таять – таявший.
- в
страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:
1) гласные а,
я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е: Увешать – увешанный;
засеять – засеянный, увидеть – увиденный.
2) гласные е,
ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом
усекается) или на согласну: повесить – повешенный; построить – построенный,
подмести – подметённый, застрелить – застреленный.
в) Причастия с частицей НЕ пишутся слитно:
- если без НЕ они не употребляются;
- если при
них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.
г) Частица НЕ пишется раздельно:
- с краткими
причастиями;
- с полными
причастиями, при которых есть зависимые слова или
противопоставление с союзом а.
I.
Самоконтроль
повторения теоретического материала
- Устно ответьте на вопросы:
1. Что такое причастие как самостоятельная
часть речи?
2. Каковы основные морфологические
признаки причастия?
3. Какова синтаксическая
функция причастия в предложении?
4. Что обозначают и как
образуются действительные причастия?
5. Что обозначают и как
образуются страдательные причастия?
6. Расскажите о правописании гласных в
суффиксах причастий.
7. В каких случаях НЕ с причастиями пишется
слитно?
8. В каких случаях НЕ с причастиями пишется
раздельно?
9. Что называется причастным
оборотом?
10. Как причастный оборот выделяется на
письме?
II.
Закрепление
повторенного материала
Задание 1. (выполняем в Листке контроля)
Вставьте
пропущенные буквы в суффиксах причастий,
обозначая условия выбора гласных в суффиксе по образцу
Образец: дышащий (от глаг. II спр.)
свежестью.
Хлещ…щий (от
глаг. ? спр.) дождь.
Дремл…щий (от
глаг. ? спр.) старик.
Скач…щую (от
глаг. ? спр.) лошадь.
Плач…щий (от
глаг. ? спр.) малыш.
Бор…щийся (от
глаг. ? спр.) с волнами.
Стел…щийся (от
глаг. ? спр.) туман.
Шепч…щихся (от
глаг. ? спр.) кустов.
Стро…щийся (от
глаг. ? спр.) дом.
Вид…щий (от
глаг. ? спр.) цель.
Трепещ…щий (от
глаг. ? спр.) на ветру.
Клокоч…щий (от
глаг. ? спр.) водопад.
Пен…щиеся (от
глаг. ? спр.) волны.
Кле…щие (от
глаг. ? спр.) коробки.
Та…щий (от
глаг. ? спр.) снег.
Блещ…щая (от
глаг. ? спр.) на солнце.
Се…щийся (от
глаг. ? спр.) дождь.
Леч…щий (от
глаг. ? спр.) врач.
Гон…щийся (от
глаг. ? спр.) за славой.
Ве…щий (от
глаг. ? спр.) ветерок.
Грохоч…щий (от
глаг. ? спр.) гром.
Задание 2. (выполняем в Листке контроля)
В
предложениях поставьте недостающие знаки препинания,вставьте гласные в окончания
причастий.
1.Калиныч
отворил нам избушку увешанн…ю пучками сухих душистых трав.
2.Мы сели
отдохнуть на поваленн…ю ветром иву.
3.Показавш…еся
из- за гор солнце ослепила нас.
4.Дорожка
выбегающ…я к пруду из густой зелени парка кончается мостиком.
5.Растущ…й в
палисаднике куст сирени зацвел.
6.Ливень
размыл круто поднимающ…юся в гору тропинку.
7. Волшебным
цветком выросш…м на русской почве называли современники оперу М.И. Глинки
“Руслан и Людмила”.
8.Свисавш…е
с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце.
9.Чьи-то
голоса слыш…мые в тишине утра привлекли внимание девушки.
10.Верхушки
березок колебл…мые утренним ветерком приветствовали нарождавш…йся день.
Задание 3. (выполняем в Листке контроля)
Раскройте
скобки (слитно или раздельно), устно объясняя правописание НЕ с причастиями.
1.Утром по
степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
2.Поэма
состоит из (не)завершённых глав.
3.Нужная
книга (не)прочитана.
4.(Не)замеш..нный
в преступлении человек дал показания.
5.(Не)высказанный
упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
6.Ветер
колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
7.Справа над
лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
8.Кастрюля с
(не)замеш..нным тестом стояла на столе.
9.Ответ на
запрос до сих пор (не)получен.
10.Птиц
гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.
IV. Домашнее
задание: выучить
теоретический материал о причастии и деепричастии с. 74-75 учебника
Желаю успеха!
Лист
контроля
10-А класс
____________________________________________________________
ФИО учащегося
31.03.2020 Русский язык
Тема: Причастие. Образование и правописание причастий
Задание 1.
Вставьте
пропущенные буквы в суффиксах причастий,
обозначая условия выбора гласных в суффиксе по образцу
Образец: дышащий (от глаг. II спр.)
свежестью.
Хлещ…щий (от
глаг. ? спр.) дождь.
Дремл…щий (от
глаг. ? спр.) старик.
Скач…щую (от
глаг. ? спр.) лошадь.
Плач…щий (от
глаг. ? спр.) малыш.
Бор…щийся
(от глаг. ? спр.) с волнами.
Стел…щийся
(от глаг. ? спр.) туман.
Шепч…щихся
(от глаг. ? спр.) кустов.
Стро…щийся
(от глаг. ? спр.) дом.
Вид…щий (от
глаг. ? спр.) цель.
Трепещ…щий
(от глаг. ? спр.) на ветру.
Клокоч…щий
(от глаг. ? спр.) водопад.
Пен…щиеся
(от глаг. ? спр.) волны.
Кле…щие (от
глаг. ? спр.) коробки.
Та…щий (от
глаг. ? спр.) снег.
Блещ…щая (от
глаг. ? спр.) на солнце.
Се…щийся (от
глаг. ? спр.) дождь.
Леч…щий (от
глаг. ? спр.) врач.
Гон…щийся
(от глаг. ? спр.) за славой.
Ве…щий (от
глаг. ? спр.) ветерок.
Грохоч…щий
(от глаг. ? спр.) гром.
Задание 2.
В
предложениях поставьте недостающие знаки препинания,вставьте гласные в окончания
причастий.
1.Калиныч
отворил нам избушку увешанн…ю пучками сухих душистых трав.
2.Мы сели
отдохнуть на поваленн…ю ветром иву.
3.Показавш…еся
из- за гор солнце ослепила нас.
4.Дорожка
выбегающ…я к пруду из густой зелени парка кончается мостиком.
5.Растущ…й в
палисаднике куст сирени зацвел.
6.Ливень
размыл круто поднимающ…юся в гору тропинку.
7. Волшебным
цветком выросш…м на русской почве называли современники оперу М.И. Глинки
“Руслан и Людмила”.
8.Свисавш…е
с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце.
9.Чьи-то
голоса слыш…мые в тишине утра привлекли внимание девушки.
10.Верхушки
березок колебл…мые утренним ветерком приветствовали нарождавш…йся день.
Задание 3.
Раскройте
скобки (слитно или раздельно), устно объясняя правописание НЕ с причастиями.
1.Утром по
степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
2.Поэма
состоит из (не)завершённых глав.
3.Нужная
книга (не)прочитана.
4.(Не)замеш..нный
в преступлении человек дал показания.
5.(Не)высказанный
упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
6.Ветер
колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
7.Справа над
лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
8.Кастрюля с
(не)замеш..нным тестом стояла на столе.
9.Ответ на
запрос до сих пор (не)получен.
10.Птиц
гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.
Спасибо
за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий