вторник, 31 марта 2020 г.

31.03.2020. Русский язык. 10-А класс

31.03.2020. Русский язык. 10-А класс
Дорогие ребята!
      В ближайшее время нам придётся работать в дистанционном режиме: вы будете самостоятельно изучать учебный материал; опираясь на мои советы и рекомендации, закреплять изученное; выполнять практические задания и упражнения.
      Хочу обратить ваше внимание на то, что все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших работ будет храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ. Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
   10-А. 31.03. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 31.03. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
       Если фотографируете работу в тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!
       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
      Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
      При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна

10-А класс
Дата: 31.03.2020
Тема: Причастие. Образование и правописание причастий

Цель урока: Повторить и систематизировать знания о причастии, формировать умения находить причастия и определять их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
Ход урока
I.     Повторение теоретического материала
 - Вспомните, что нам известно о причастии как о самостоятельной части речи: прочитайте материал учебника на с. 74-75; изучите предложенный учителем материал и устно ответьте на вопросы. 
Материал для самостоятельного изучения:
       Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
      Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: вид (совершенный/несовершенный),переходность, возвратность, время(настоящее и прошедшее);
изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам..
      В предложении причастия обычно бывают определениями, реже частью составного именного сказуемого.
     Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Сравни.: в [какое?] бушующее море; в [каком?] бушующем море; с [каким?]бушующим морем.

      Причастия делятся на два вида: действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.
Например: девочка, одевающая куклу (девочка сама одевает куклу).
Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.
Кукла, одеваемая девочкой (кукла одевается девочкой ).

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
Действительное причастие
настоящего времени
Действительное причастие
прошедшего времени
Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида
Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида
от гл. I спр.
от гл. II сп р.
от гл. I спр.
от гл. II спр.
Суффиксы -ущ, -ющ-
несут - несущий
колются -  колющийся
-ащ-, -ящ-
молчат -молчащий
видят -видящий
-вш-
клеил —  клеивший
увидел —  увидевший
-ш-
замерз – замерзший
 пек - пекший
    Правописание суффиксов зависит от спряжения
    Правописание гласной зависит от начальной формы    (гласной перед –Л-)

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
Страдательное причастие
настоящего времени
Страдательное причастие
прошедшего времени
Образуются только от перех. гл. несов. вида
Образуются от перех. гл.
сов. вида; редко от несов. вида
от гл. I спр.
от гл. II спр.

Суффиксы -ем-, -ом-
Уважаем- уважаемый
встречаем - встречаемый
-им-
гоним - гонимый
мучим - мучимый
-нн-
выделал ~ выделанный
обстрелял - обстрелянный
-енн-
выделил — выделенный
-т-
сшил — сшитый
Правописание суффиксов зависит от спряжения
Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)

 Правописание  причастий:

а) правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:
 - в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;
         Сравни: решают (I спр.) – решающий; строят (II спр.) – строящий.
 - в страдательных причастиях настоящего времени: пишутся суффиксы -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.
        Сравни: решает (I спр.) – решаемый; строит (II спр.) – строимый.
б) правописание гласных в суффиксах причастий прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:
 - в действительных причастиях - Клеить – клеивший, таять – таявший.
 - в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:
   1) гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е: Увешать – увешанный; засеять – засеянный, увидеть – увиденный.
   2) гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласну: повесить – повешенный; построить – построенный, подмести – подметённый, застрелить – застреленный.
 в) Причастия с частицей НЕ пишутся слитно:
 - если без НЕ они не употребляются;
- если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.
г) Частица НЕ пишется раздельно:
- с краткими причастиями;
- с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или
 противопоставление с союзом а.

I.                   Самоконтроль повторения теоретического материала
 - Устно ответьте на вопросы:
    1. Что такое причастие как самостоятельная часть речи?
    2. Каковы основные морфологические признаки причастия? 
    3. Какова синтаксическая функция причастия в предложении?
    4. Что обозначают и как образуются действительные причастия?
    5. Что обозначают и как образуются страдательные причастия?
    6. Расскажите о правописании гласных в суффиксах причастий.
    7. В каких случаях НЕ с причастиями пишется слитно?
    8. В каких случаях НЕ с причастиями пишется раздельно?
    9. Что называется причастным оборотом? 
    10. Как причастный оборот выделяется на письме?

II.           Закрепление повторенного материала
    Задание 1. (выполняем в Листке контроля)
Вставьте пропущенные буквы в суффиксах  причастий, обозначая условия выбора гласных в суффиксе по образцу
       Образец: дышащий (от глаг. II спр.) свежестью.
Хлещ…щий (от глаг.   ? спр.) дождь.
Дремл…щий (от глаг.   ? спр.) старик.
Скач…щую (от глаг.   ? спр.) лошадь.
Плач…щий (от глаг.   ? спр.) малыш.
Бор…щийся (от глаг.   ? спр.) с волнами.
Стел…щийся (от глаг.   ? спр.) туман.
Шепч…щихся (от глаг.   ? спр.) кустов.
Стро…щийся (от глаг.   ? спр.) дом.
Вид…щий (от глаг.   ? спр.) цель.
Трепещ…щий (от глаг.   ? спр.) на ветру.
Клокоч…щий (от глаг.   ? спр.) водопад.
Пен…щиеся (от глаг.   ? спр.) волны.
Кле…щие (от глаг.   ? спр.) коробки.
Та…щий (от глаг.   ? спр.) снег.
Блещ…щая (от глаг.   ? спр.) на солнце.
Се…щийся (от глаг.   ? спр.) дождь.
Леч…щий (от глаг.   ? спр.) врач.
Гон…щийся (от глаг.   ? спр.) за славой.
Ве…щий (от глаг.   ? спр.) ветерок.
Грохоч…щий (от глаг.   ? спр.) гром.

Задание 2. (выполняем в Листке контроля)

В предложениях поставьте недостающие знаки препинания,вставьте гласные в окончания причастий.

1.Калиныч отворил нам избушку увешанн…ю пучками сухих душистых трав.
2.Мы сели отдохнуть на поваленн…ю ветром иву.
3.Показавш…еся из- за гор солнце ослепила нас.
4.Дорожка выбегающ…я к пруду из густой зелени парка кончается мостиком.
5.Растущ…й в палисаднике куст сирени зацвел.
6.Ливень размыл круто поднимающ…юся в гору тропинку.
7. Волшебным цветком выросш…м на русской почве называли современники оперу М.И. Глинки “Руслан и Людмила”.
8.Свисавш…е с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце.
9.Чьи-то голоса слыш…мые в тишине утра привлекли внимание девушки.
10.Верхушки березок колебл…мые утренним ветерком приветствовали нарождавш…йся день.

      Задание 3. (выполняем в Листке контроля)
Раскройте скобки (слитно или раздельно), устно объясняя правописание НЕ с причастиями.

1.Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
2.Поэма состоит из (не)завершённых глав.
3.Нужная книга (не)прочитана.
4.(Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.
5.(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
6.Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
7.Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
8.Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.
9.Ответ на запрос до сих пор (не)получен.
10.Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

IV. Домашнее задание: выучить теоретический материал о причастии и деепричастии с. 74-75  учебника
                             

                          Желаю успеха!
Лист контроля
10-А класс       ____________________________________________________________
                                               ФИО учащегося

31.03.2020    Русский язык

Тема: Причастие. Образование и правописание причастий

Задание 1. 
Вставьте пропущенные буквы в суффиксах  причастий, обозначая условия выбора гласных в суффиксе по образцу
       Образец: дышащий (от глаг. II спр.) свежестью.
Хлещ…щий (от глаг.   ? спр.) дождь.
Дремл…щий (от глаг.   ? спр.) старик.
Скач…щую (от глаг.   ? спр.) лошадь.
Плач…щий (от глаг.   ? спр.) малыш.
Бор…щийся (от глаг.   ? спр.) с волнами.
Стел…щийся (от глаг.   ? спр.) туман.
Шепч…щихся (от глаг.   ? спр.) кустов.
Стро…щийся (от глаг.   ? спр.) дом.
Вид…щий (от глаг.   ? спр.) цель.
Трепещ…щий (от глаг.   ? спр.) на ветру.
Клокоч…щий (от глаг.   ? спр.) водопад.
Пен…щиеся (от глаг.   ? спр.) волны.
Кле…щие (от глаг.   ? спр.) коробки.
Та…щий (от глаг.   ? спр.) снег.
Блещ…щая (от глаг.   ? спр.) на солнце.
Се…щийся (от глаг.   ? спр.) дождь.
Леч…щий (от глаг.   ? спр.) врач.
Гон…щийся (от глаг.   ? спр.) за славой.
Ве…щий (от глаг.   ? спр.) ветерок.
Грохоч…щий (от глаг.   ? спр.) гром.

Задание 2. 
В предложениях поставьте недостающие знаки препинания,вставьте гласные в окончания причастий.
1.Калиныч отворил нам избушку увешанн…ю пучками сухих душистых трав.
2.Мы сели отдохнуть на поваленн…ю ветром иву.
3.Показавш…еся из- за гор солнце ослепила нас.
4.Дорожка выбегающ…я к пруду из густой зелени парка кончается мостиком.
5.Растущ…й в палисаднике куст сирени зацвел.
6.Ливень размыл круто поднимающ…юся в гору тропинку.
7. Волшебным цветком выросш…м на русской почве называли современники оперу М.И. Глинки “Руслан и Людмила”.
8.Свисавш…е с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце.
9.Чьи-то голоса слыш…мые в тишине утра привлекли внимание девушки.
10.Верхушки березок колебл…мые утренним ветерком приветствовали нарождавш…йся день.

      Задание 3. 
Раскройте скобки (слитно или раздельно), устно объясняя правописание НЕ с причастиями.
1.Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
2.Поэма состоит из (не)завершённых глав.
3.Нужная книга (не)прочитана.
4.(Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.
5.(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
6.Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
7.Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
8.Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.
9.Ответ на запрос до сих пор (не)получен.
10.Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

Спасибо за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)