суббота, 22 октября 2022 г.

 21.10.2022. 11-А класс. Олимпиада по литературе

Школьный этап  олимпиады школьников по литературе

                                                   2022-2023  учебный год       

11 класс

1. В цитате из стихотворения А.А. Блока пропущено слово. Заполните пропуск, выбрав «блоковское» слово из предложенного ниже списка. Руководствуйтесь в своём выборе чувством ритма, логикой описываемой ситуации и степенью стилистической уместности конкретного слова. (За задание: 1 балл)

                         И встречаю тебя у порога –

                         С буйным ветром в ________ кудрях,

                        С неразгаданным именем Бога

                        На холодных и сжатых губах…

               1) смолистых

               2) змеиных 

               3) завитых

               4) роскошных

               5) белых

2.      Кому принадлежат эти стихи? Назовите  автора. (За  каждый правильный ответ 3 балла, всего за задание: 15 баллов).

 А) Россия, нищая Россия,

    Мне избы серые твои,

    Твои мне песни ветровые -

    Как слёзы первые любви!

                  Б) Она не погибнет, - знайте!

                      Она не погибнет, Россия.

                      Они всколосятся, - верьте!

                      Поля её золотые.

                      И мы не погибнем, - верьте!

                      Но что нам наше спасенье:

                      Россия спасётся, - знайте!

                      И близко её воскресенье.

В) Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь.

                 Г) Полевая Россия! Довольно,

                     Волочиться сохой по полям!

                     Нищету твою видеть больно

                     И берёзам и тополям.

            Д) Россия моя, Россия,

                     Зачем так ярко горишь?

        3.   Определите название художественного произведения и его автора по начальным строкам.

             А) «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. Однажды

                  вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаванок, с которой я работал,   ушла  на берег моря, а я и … остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле,  молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю…»

              Б) « Он был твёрдо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствие, на

                    путешествие долгое и комфортабельное и мало ли ещё на что. Для такой уверенности  у него был тот резон, что, во – первых, он был богат, а во- вторых, только что  приступал к  жизни…»

 (2 балла за  правильный ответ.  Всего за задание: 4 балла).

 

  1. С чьими именами связаны литературные места России?

1. Константиново          2. Нижний Новгород         3. Багдади.   4. Вёшенская

              ( По 1 баллу за правильный ответ.    Всего:  4 балла).

 

  1. Найдите неверные утверждения и выпишите их, соблюдая  последовательность цифр, соответствующих порядковым номерам этих утверждений:

1) Брюсов ещё в гимназические годы решил стать символистом.

2) Толстой никогда не встречался с Достоевским.

3) Нобелевскую премию получило 5 русских писателей: Бунин, Шолохов,

Солженицын, Набоков, Бродский.

4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была завершена Некрасовым накануне смерти.

5) Ночью перед дуэлью с Грушницким Печорин читал Вальтера Скотта.

6) Первая реплика в пьесе А.М. Горького «На дне» – «Дальше!»

7) Виды рифмовки бывают такие: смежная, перекрёстная, обвязывающая.

8) Заглавный герой – это центральный, основной герой произведения.                                                               (За каждый  правильный ответ – 0,5 балла.  Всего: 2 балла).

 

  1. «В четырнадцать лет я прочёл  «Портрет Дориана Грея и вообразил себя лордом Генри. Я стал придавать огромное внимание внешности и считал себя некрасивым. Я мучился этим. Я действительно, наверное, был некрасив – слишком худ и неуклюж. Черты моего лица ещё не одухотворились – ведь они с годами приобретают выразительность и гармонию… Я по вечерам запирал дверь и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Я твёрдо верил, что силой воли могу переделать свою внешность». Кто из поэтов начала XX века таким образом «творил» свой внешний облик?

      ( За  правильный ответ – 5 баллов).

 

  1. Чьи это сады?  Укажите авторов и названия произведений, фрагменты из которых процитированы:

А. «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом

пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Зелёными облаками и

неправильными, трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые

вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый

верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на

воздухе, как правильная мраморная, сверкающая колонна…»

Б. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься…»

В. «Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солонковатого вкуса. Одна только беседка из сирени и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали».

Г. «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов».

Д. Свела промозглость корчею –
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют.
Но шёпот громче голода –
он кроет капель спад:
«Через четыре года
здесь будет город–сад!»

Е. Не доносятся жизни проклятья 

В этот сад, обнесённый стеной,

В синем сумраке белое платье

За решёткой мелькает резной.

Каждый вечер в закатном тумане

Прохожу мимо этих ворот,

И она меня, лёгкая, манит 

И круженьем, и пеньем зовёт.

( За каждый правильный ответ – 1балл. Всего: 6 баллов).

      8. Кто из перечисленных ниже писателей был врачом?                                                                               А.С. Грибоедов, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, А.Н. Островский, М.А. Булгаков, Ф.М. Достоевский.

(  По  2 балла за каждый  правильный  ответ. Всего: 6 баллов).

       9.  Как вы понимаете значение терминов: эпиграмма, эпитафия, сонет, мелодрама?

(За правильный  ответ – 1 балл. По 1 баллу добавляется, если указывается автор и название.    

Всего: 8баллов).

       10. Представьте себе, что вы пишете психологический роман в стиле Ф.М. Достоевского. Дайте название роману. Назовите действующих лиц этого романа и дайте им краткую характеристику. Объясните свой выбор.

Система оценивания.   Максимальное количество 10  баллов.

Указано значительное количество персонажей (не менее 7 на высший балл);

0—2 балла

Дано правдоподобное название. Названия романов Ф.М.Достоевского связываются с номинацией героев либо именем собственным («Братья Карамазовы»), либо иноска-зательным словом или выражением («Игрок».«Бесы», «Идиот», «Униженные и оскорблённые, «Бедные люди», «Подросток»). Лишь название «Преступление и наказание» намекает на сюжет. Названия повестей и рассказов могут связываться с пространственными характеристиками: реальными («Село Степанчиково и его обитатели») и мистическими («Дядюшкин сон»).

0—2 балла

Персонажам даны оправданные жанром и сословной принадлежностью имена; известно пристрастие Достоевского к символической роли имени

0—2 балла

Названы оправданные жанром род занятий и сословная принадлежность персонажей: они, как правило, не из высшего сословия (разночинцы, мещане, реже купечество, духовенство)

0—2 балла

Перечень персонажей, сопровождённый краткой характеристикой, представляет собой систему: прослеживаются родственные, любовные, духовные, профессиональные отношения между персонажами.

0—2 балла

 Всего за работу: 61 балл

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)