вторник, 9 ноября 2021 г.

 10.11.2021. 10-А класс. Литература

Дорогие ребята!

      Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word и указывайте тему письма: 10-А. 03.11. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 03.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Много времени у меня уходит на переименование ваших работ.

       Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

       При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

ОЧЕНЬ важная информация!

Спасибо всем, кто вовремя сделал и принес на проверку ответы на вопросы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»; прислал видео с чтением наизусть отрывка из драмы А.Н. Островского «Гроза». Но, к сожалению, тетради сдали только 9 человек, а отрывок наизусть рассказали только 7.

Не сдали тетради: Апалькова В., Ильчишина А., Сафонова Э., Сенченко А., Трегубов А., Фурдияка Е., Хоронжевская А., Хуртин В.

Не сдали наизусть отрывок: Афонина К., Ващенко Д., Ильчишина А., Левченко Д., Сафонова Э., Сенченко А., Трегубов А., Фурдияка Е., Хоронжевская А., Хуртин В.

 Даю время до конца этой недели, чтобы сдать накопившиеся долги. Если хотите сдать тетрадь с выполненной работой или рассказать отрывок ЛИЧНО, звоните, договоримся о встрече

 10-А класс

Дата: 10.11.2021

Тема: Иван Александрович ГОНЧАРОВ. Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни. «Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе. Сонный рай Обломовки.

Цель:  познакомиться с биографией и творчеством И.А.Гончарова, его трилогией, историей создания и общей характеристикой романа «Обломов».

Ход урока

I.     Постановка темы, задач урока

— Иван Александрович Гончаров уже при жизни приобрёл прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы второй половины XIX в., мастеров, создавших классические русские романы,— И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.

     Литературное наследие Гончарова не обширно. За 45 лет творчества он опубликовал три романа, книгу путевых очерков «Фрегат “Паллада”», несколько нравоописательных рассказов, критических статей и мемуары. Но писатель внёс значительный вклад в духовную жизнь России. Каждый его роман привлекал внимание читателей, возбуждал горячие обсуждения и споры, указывал на важнейшие проблемы и явления современности. Именно поэтому интерпретация его произведений в статьях выдающихся критиков эпохи — Белинского и Добролюбова — вошла в сокровищницу национальной культуры, а созданные им в романах социальные типы и обобщения стали средством самопознания и самовоспитания русского общества.

     Интерес к творчеству Гончарова, живое восприятие его произведений, не иссякли в наши дни. Гончаров принадлежит к числу наиболее популярных, читаемых писателей XIX в. И сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством И.А.Гончарова, его трилогией, историей создания и общей характеристикой романа «Обломов»

II.                Изучение нового материала.

1.  Просмотр видеоуроков по теме

      - Пройди по ссылке и изучи материал, просмотрев видеоуроки:

   1) «Биография И.А.Гончарова»:

                   https://www.youtube.com/watch?v=Oc4hjtFdq_g;

2) «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека:

                  https://www.youtube.com/watch?v=jPoZGUtOMG0

2. Лекция учителя

      - Внимательно прочитай материалы лекции учителя, выдели для себя ключевые моменты. Полученные знания пригодятся тебе для выполнения заданий урока и написания сочинения по теме в дальнейшем.

История создания

       Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

      Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

      Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги. 5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.

      Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

       Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

       Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

      Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

       Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

        Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

        Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

        Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

       Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.

       Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

       Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Тема и идея

        В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

       Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

3. Знакомство с кратким содержанием романа И.А.Гончарова «Обломов»

- Пройди по ссылке и познакомься с кратким содержанием романана сайте «Образовака.ру», подготовься к тестовому опросу:

        https://obrazovaka.ru/books/goncharov/oblomov

III. Подведение итогов урока

- Обобщим и систематизируем весь материал урока. Пройди тест, который включает вопросы и по содержанию романа, и по материалам лекции.

Тестовый опрос.

И.А. Гончаров «Обломов»

(выполняем в Листе контроля)

Тест по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1. К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?

 А) Романтизм;     Б) Реализм;     В) Классицизм;     Г) Сентиментализм.

2. Какую центральную проблему автор раскрывает в произведении «Обломов»?

 А) Проблему российского общества -  «обломовщину», приводящую к постепенному угасанию личности;

Б) Проблему чести и долга перед другими людьми;

В) Проблему достижения человеком высокого социального положения и богатства;

Г) Проблему самостоятельного развития и образования личности.

3. Кем Штольц приходится Обломову?

 А) Двоюродным братом;

 Б) Сослуживцем, с которым Илья Ильич сдружился за время службы;

 В) Школьным другом детства;      Г) Дядей по матери.

4. Почему Обломов лишился должности коллежского секретаря?

А) Не узнал внезапно нагрянувшее начальство из Москвы и нагрубил им.

Б) Не туда отправил важную бумагу, а так как служба его тяготила, решил уйти сам, не ожидая наказания;

В) Обломов женился и не мог много времени уделять службе;

Г) Илья Ильич уволился и стал партнером Штольца.

5. Какие книги больше всего любил  в юности Обломов?

 А) Научные труды;     Б) Исторические романы;

 В) Поэзию;      Г) Любовные романы.

6. О чем все время мечтал Обломов?

А) О том, как в Обломовке все уладится, станет как прежде, и он будет отдыхать там с друзьями и женой;

Б) О том, как уедет в Париж и откроет там собственную компанию;

В) О том, что сделает важное научное открытие;

Г) Обломов не был мечтательным человеком.

7. От кого Штольц перенял свой практичный подход к жизни, целенаправленность и умение трудиться?

А) От дворянки матери;     Б) От немца отца;     В) От своего деда.

Г) От близкого окружения: еще в детстве он общался с детьми рабочих;

8. Почему Штольц все время пытается увезти Обломова из дома, заставить его переехать?

А) нашел новое жилье для Обломова и нужно срочно туда заселиться;

Б) Родные Обломова попросили Штольца привезти Илью Ильича к себе;

В) не нравится, что Обломов погряз в лени, «обломовщине», перестал развиваться;

Г) ведет активную светскую жизнь и ему нужен компаньон для выхода в свет.

9. О чем был сон Обломова?

А) Во сне Илья Ильич видел своё счастливое и спокойное детство в Обломовке;

Б) Ему снились его сослуживцы и время службы коллежским секретарем;

В) Он видел пророческий сон, что скоро встретит Ольгу;

Г) Обломову приснился фантастический мир, где он оказался на другой планете.

10. Как Ольга и Обломов познакомились?

А) В гостях у Тарантьева;      Б) Их познакомил Штольц.

В) Обломов случайно встретил девушку в парке;

Г) Ольга переехала в соседний дом и стала соседкой Обломова;

11. Почему Обломов решил написать Ольге письмо о необходимости расставания?

А) считал невозможным их союз по причине несовместимости друг с другом

Б) полюбил другую женщину;

В) Тетя Ольги узнала об их отношениях и строго запретила им встречаться;

Г) собрался уехать за границу, решив перед этим разорвать все связи в России.

12. В чем заключалось мошенничество Тарантьева и Ивана Матвеевича?

А) Они подставили Обломова, поэтому он лишился работы;

Б) Они продали Обломовку без ведома Ильи Ильича;

В) Мужчины привели его в игорный дом, где Обломов лишился всех денег;

Г) Они предложили Обломову в качестве нового управляющего Обломовкой своего знакомого, чтобы забирать себе часть прибыли.

13. По мнению Ольги, какова одна из основных причин расставания её и Обломова?

 А) Обломов уходит к другой женщине;

 Б) Родственники запретили Ольге общаться с Обломовым;

 В) Обломов не был готов к серьезным решениям в своей жизни;

 Г) Тетя увозит Ольгу в Париж.

14. Кто для Обломова стал новой семьей, обителью «обломовского» счастья?

А) Семья Тарантьева, к которым он переехал;

Б) Хозяйка квартиры Агафья Матвеевна и ее дети;

В) Штольц и его семья, к которым он переехал в старости;

Г) Обломов вернулся в Обломовку и там наконец нашел спокойствие.

15. За кого Ольга в итоге вышла замуж?

 А) За барона, друга ее тети;

 Б) За Штольца, с которым они стали близки за границей;

 В) За Обломова – через несколько лет они вновь встретились;

 Г) осталась незамужней, так как до конца жизни не могла забыть Обломова.

16. В честь кого Обломов назвал своего сына от Агафьи Матвеевны?

А) В честь Штольца;     Б) В честь Тарантьева;

В) В честь брата жены;     Г) В честь своего отца.

17. От чего умер Обломов?

А) С ним случился несчастный случай;     Б) От рака, долго мучаясь.

В) От второго апоплексического удара;     Г) От старости, прожив долгую жизнь;

18. В чем автор видит причины «обломовщины»?

А) В окружении героя, которое не давало ему развиваться;

Б) В деградации и застое чистой, нерасчетливой, нежной, но ленивой души героя;

В) В недостаточно хорошем образовании героя;

Г) В отсутствии достойных стимулов к развитию.

19. 20. Установите соответствие между героями и их характеристикой:

 

1) Ильинская Ольга Сергеевна

А) хозяйка квартиры, в которой проживал Обломов, хозяйственная, но безвольная женщина. Искренне любила Обломова, стала впоследствии его женой.

2) Захар Трофимович

Б) дворянин, помещик тридцати лет, ленивый, мягкий человек, который все свое время проводит в безделье. Персонаж с тонкой поэтической душой, склонен к постоянным мечтаниям, которыми заменяет реальную жизнь.

3) Штольц Андрей Иванович

В) верный слуга Обломова, который прислуживает ему с малых лет. Очень похож на хозяина своей ленью.

4) Обломов Илья Ильич

Г) друг детства. Практичный, рациональный и деятельный мужчина, который знает, чего хочет, и постоянно развивается.

5) Пшеницына Агафья Матвеевна

Д) возлюбленная Обломова, умная и нежная девушка, не лишенная жизненной практичности. Затем стала женой Штольца.

 

       IV. Домашнее задание

1)      Сдать тетради (оставить в школе на вахте) с ответами на 2 вопроса по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

2)      Выучить наизусть отрывок из пьесы «Гроза» по выбору  (монолог Кулигина «Жестокие нравы у нас сударь….» из 1 действ., явл. 3; монолог Катерины «Я говорю: отчего люди не летают…» из 1 действ., явл. 7.

Записать видео на телефон, где вы читаете наизусть выбранный монолог, и прислать мне на любой источник: электронная почта, Вайбер или Вотцап.

Помните, когда декламируете отрывок на видео, смотрите в камеру, не отводите взгляд, чтобы вас не заподозрили в том, что вы плохо знаете текст.

3)      Прочитать с. 144 – 154 учебника, прочитайте главу 9 «Сон Обломова» из 1 части романа, устно ответьте на первый и последний вопросы  раздела «Для индивидуальной работы» на с. 154 учебника

                                                             Желаю успеха!

Лист контроля

10 - А  класс       __________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

10.11.2021    Литература

 Тема: И.А.Гончаров. Биография. Роман «Обломов»

        1. Тест по роману И.А.Гончарова «Обломов»

 - Заполни таблицу, вписав правильные варианты ответов. Помни: работу выполняй самостоятельно, чтобы не было снижения оценки.

 

1

 

8

 

15

 

2

 

9

 

16

 

3

 

10

 

17

 

4

 

11

 

18

 

5

 

12

 

19

20

 

6

 

13

 

7

 

14

 

 

Спасибо за работу!

 


 

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)