среда, 13 октября 2021 г.

 04.10.2021.10-11 класс. Готовимся к итоговому сочинению 

Русский язык, Родной язык (русский)

Мельникова Л.В.,

заведующий отделом русского языка и литературы
ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

 

В конце этого учебного года  выпускникам 11 класса предстоит писать итоговое сочинение. Итоговое сочинение как допуск к ГИА проводится в РФ в обязательном порядке для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. По желанию итоговое сочинение  могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы. Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. В рамках направлений предусмотрены конкретные темы сочинений, которые становятся известны выпускникам в день проведения итогового сочинения. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. Результаты итогового сочинения – "зачет" или "незачет" – становятся основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

При написании итогового сочинения актуализируются следующие важные предметные результаты обучения, сформулированные в ГОС среднего общего образования: применение знаний о нормах русского литературного языка в речевой практике; владение навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой литературы; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. Обучение сочинению способствует реализации следующих важных метапредметных результатов, обозначенных в ГОС среднего общего образования, а именно: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их; 2) готовность к самостоятельному поиску решения практических задач; 3) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; 4) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства.

При подготовке обучающихся к написанию сочинения, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Начинать нужно с многостороннего анализа готовых художественно-публицистических текстов, включающего в себя осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых результатов воздействия на человека. В образцовых текстах существенное значение имеет выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению, а также определение коммуникативной задачи текста, т.е. вычленение главной информации, определение темы и микротем текста, его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.

В процессе подготовки к сочинению обучающиеся должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного письменного высказывания, строить логическое рассуждение и делать выводы, формулировать и обосновывать тезисы, связанные с темой; устанавливать логические связи между вступлением и заключением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)