04.10.2021.10-11 класс. Готовимся к итоговому сочинению
Русский язык, Родной язык (русский)
заведующий отделом русского
языка и литературы
ГОУ ДПО «ДонРИДПО»
В конце этого учебного года выпускникам 11 класса предстоит писать итоговое
сочинение. Итоговое сочинение как
допуск к ГИА проводится в РФ в обязательном порядке для выпускников
образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.
По желанию итоговое сочинение могут
писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы.
Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом по вопросам
проведения итогового сочинения под председательством президента Русского
общественного фонда Александра Солженицына. В рамках направлений предусмотрены
конкретные темы сочинений, которые становятся известны выпускникам в день
проведения итогового сочинения. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по
одной теме от каждого общего тематического направления). При составлении тем
сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и
точность постановки проблемы. Каждое тематическое направление включает два
понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать
разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности
выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
Результаты итогового сочинения – "зачет" или "незачет" –
становятся основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой
аттестации (ГИА).
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер,
то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление
уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной
теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование
построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
При написании итогового сочинения актуализируются следующие важные
предметные результаты обучения, сформулированные в ГОС среднего общего
образования: применение знаний о нормах русского литературного языка в речевой
практике; владение навыками самооценки на основе наблюдений за собственной
речью; владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской и мировой литературы; способность
выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых аргументированных письменных высказываниях; владение
навыками анализа художественных произведений в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания. Обучение сочинению
способствует реализации следующих важных метапредметных результатов,
обозначенных в ГОС среднего общего образования, а именно: 1) умение
самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и
корректировать их; 2) готовность к самостоятельному поиску решения практических
задач; 3) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов; 4) владение языковыми
средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать
адекватные языковые средства.
При подготовке обучающихся к
написанию сочинения, особое внимание следует уделить формированию умения
создавать связный текст на заданную тему. Начинать нужно с многостороннего
анализа готовых художественно-публицистических текстов, включающего в себя
осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых
результатов воздействия на человека. В образцовых текстах существенное значение
имеет выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание
пути от мысли к ее словесному воплощению, а также определение коммуникативной
задачи текста, т.е. вычленение главной информации, определение темы и микротем
текста, его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и
сочетаемости слов, риторических приемов и др.
В процессе подготовки к сочинению обучающиеся должны научиться
сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений
разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного письменного
высказывания, строить логическое рассуждение и делать выводы, формулировать и
обосновывать тезисы, связанные с темой; устанавливать логические связи между
вступлением и заключением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий