понедельник, 26 апреля 2021 г.

 26.04.2021. 10-11 класс. Русский язык. Готовимся к  ЕРЭ. Текст К.Г.Паустовского

Прочитайте текст и выполните задания 22–27 в рабочей тетради

(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечая красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

– (4)Трепотня! – мрачно говорил Берг. – (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины.

– (6)Эх, Берг, сухарная душа! с тяжелым укором отвечали бойцы. – (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!

(9)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

(10)Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.

(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.

(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:

– (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.

(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами.

(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на дальний берег.

(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.

… (27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный  этим летом, – мой первый пейзаж».

(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей.

– (32)Эх, Берг, сухарная душа! – вспомнил он слова бойцов.

(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — русский советский писатель, классик русской литературы.


22.

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)

Улетающие журавли родили в сердце Берга обиду: они, как предатели, покидали этот чудесный край.

 

2)

Слова бойцов, которые Берг вспомнил, находясь на озере, побудили его написать пейзаж.

 

3)

Сын лесника Ваня Зотов помог Бергу: перевёз его на дальний берег озера.

 

4)

Сентябрьская природа поразила Берга, вдохновила на создание первого в его жизни пейзажа.

 

5)

Отправляясь к другу Ярцеву, Берг взял с собой масляные краски и акварель.

Ответ __________________________________________________________________________

 

23.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)

В предложениях 1-4 представлено описание.

 

2)

Предложение 11 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 9.

 

3)

В предложениях 12-13 содержится описание.

 

4)

Предложение 21 подтверждает то, о чём говорится в предложении 20.

 

5)

В предложениях 27-28 содержится повествование.

Ответ __________________________________________________________________________

 

24.

Из предложений 16-17 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ __________________________________________________________________________

25.

Среди предложений 22-27 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Укажите его номер.

Ответ __________________________________________________________________________

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу БЛАНКА ОТВЕТОВ (часть № 1) под каждой буквой соответствующую цифру.

 

26.

«В рассказе «Акварельные краски» К.Г. Паустовский, рассказывая историю художника Берга, в очередной раз убеждает читателя в простых истинах. Чтобы раскрыть тему, автор использует целый ряд средств художественной выразительности. В синтаксисе текста следует отметить (А)____ (предложения 4, 6, 8) и активное использование (Б) ____ (например, в предложениях 17, 25). В свою очередь, использование лексических средств, в частности (В) _____ (трепотня в предложении 4, кажись в предложении 15), и такого тропа, как (Г) ____ (тихая синева, сухая жизнь, глупая обида), оживляют повествование, украшают текст».



                                         Список терминов

 

 

1) эпитет

2) антитеза

3) парцелляция

4)просторечные   слова

5)ряды однородных членов предложениях

6) восклицательные предложения

7) сравнение

8) литота

9) метонимия


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)