10.03.2021. 10-11 классы. Русский язык. Готовимся к ГИА. С чего начинать сочинение?
Как писать комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста?
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ в комментарии к сформулированной проблеме?
1.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный
текст.
2.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста,
важных для понимания проблемы.
3.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам.
4.
Выявлена смысловая связь между ними.
Вопрос
1:
С
чего начинать работу над сочинением? Что такое проблема текста?
Совет
от А.Г.Нарушевича:
-
внимательно прочитайте текст;
-
определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст?
Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…);
-
запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, …человек должен
бережно относиться к природе)
-
определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, каким должно
быть отношение человека к природе?);
-
запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста. Проблема – это вопрос,
над которым рассуждает автор.
Вопрос
2:
Что
такое комментарий?
Комментарий
– это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы
текста,
–
это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на
конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора,
–
это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой
зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом;
Совет
от А.Г.Нарушевича:
проверьте
себя, правильно ли написан комментарий: «комментарий плох, если вы в
комментарии начнёте подчеркивать материал, взятый из текста, и увидите, что
весь абзац подчёркнут, значит, своих мыслей нет, значит, нет пояснения к
примерам, значит, именно здесь и будут потеряны баллы».
Запомните:
-
В основе комментария - поднятая автором проблема. Пересказа быть не должно!!!
Если
"автор показал, как Селиван привёз шкатулку" - это иллюстрация.
А
если "однажды Селиван привёз шкатулку" - это пересказ
Вопрос
3:
Какова композиция комментария?
Комментарий
состоит из 5 элементов
1.
Пример-иллюстрация (исходный текст).
2.
Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
3.
Второй пример-иллюстрация (исходный текст).
4.
Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
5.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Вопрос
4:
Что
такое пример-иллюстрация?
Пример-иллюстрация
– это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста,
сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.
Вопрос
5:
Что
такое пояснение примера-иллюстрации?
-
интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к
примерам иллюстрациям:
-
объяснение слов автора, раскрытие их смысла,
-
рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе,
-
анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением
эмоциональной составляющей.
При написании комментария недостаточно
просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать,
дать свою оценку происходящему.
Вопрос
6:
Что
такое смысловая связь между примерами-иллюстрациями и какие клише можно
использовать при определении смысловой связи?
Смысловая
связь – это логические отношения между теми двумя примерами-иллюстрациями,
которые использует ученик в комментарии.
При
определении смысловой связи между двумя примерами-иллюстрациями необходимо
указать:
-
на причинно-следственную связь,
-
противительную связь,
-
сопоставительную связь,
-
или другую связь.
Все
будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте, и тех
примеров-иллюстраций, которые вы используете в комментарии.
Клише
для выражения смысловой связи между примерами-иллюстрациями
Смысловые
отношения
Речевые
клише
Противопоставление (противительная
связь антитеза, контраст)
Если
части текста противопоставлены друг другу, значит, в композиции использован
прием контраста.
Для
контраста характерна быстрая смена противоположных по смыслу понятий,
содержательных частей, употребляемых в тексте, противоположные эмоции,
чувства и переживания автора или его героя. Эти части обязательно должны быть
связаны смысловой частью.
Примерная
структура комментария
-
Проблема, поднятая автором, находит своё отражение в предложенном для анализа
тексте. Обратимся к двум примерам-иллюстрациям. Во-первых, ... (работа с
конкретными предложениями + пояснение). Во-вторых, (работа с конкретными
предложениями + пояснение). Налицо смысловая связь данных примеров:
(расшифровка).
-
Размышления автора о том, что (текст), мы читаем в …(текст + пояснение).
Однако в другом абзаце (номер) автор противопоставляет... (текст +
пояснение). Следовательно, два приведённых примера-иллюстрации способствуют
пониманию простой мысли: …
-
Давайте рассмотрим две грани проблемы, поднятой писателем. Одна грань - это
... (пример из текста + пояснение). Данной грани проблемы противопоставлена
другая, которую автор сформулировал так: (пример из текста + пояснение). Так,
два приведённых примера-иллюстрации, объединенные приемом контраста, позволяю
автору раскрыть поднятую им проблему.
-
Проблема рассматривается автором с двух сторон. Сначала…(пример из текста +
пояснение). Но дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста
+ пояснение). Так, противопоставляя …, писатель подводит нас к мысли о том,
что…
Клише-вывод
-
Использование двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в
комментарии, позволяет писателю раскрыть проблему с разных сторон.
-
Противопоставляя эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор
показывает…
-
Таким образом, два примера-иллюстрации, в основе
которых
лежит приём контраста, позволяют читателю понять, что…
-
Именно противопоставление (информации, разных точек зрения, героев…)
позволяет понять, как … (что…)
-
Используемый приём контраста позволяет писателю предложить читателю сочетание
противоположных идей.
-
Так, описывая противоположные эмоции (чувства)//противопоставляя
героев//сравнивая противоположные по своей сути точки зрения, автор подводит
нас к мысли о том, что…
-
Сочетание противоположных идей подчеркивает контраст между двумя приведёнными
примерами-иллюстрациями.
Сравнение,
сопоставление (сравнение образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение
связей пейзажа и портрета с общим течением текста)
Сравнение
-
раскрывает отношение автора или героя к описываемому событию.
-
рисует внешний облик героя или образ
-
характеризует состояние или явление;
-
передаёт настроение, переживания героя;
-
помогает передать чувство, мысли героя;
-
служит авторской оценке предмета или явления.
-
Сравнивая эти примеры (героев, точки зрения, поведение героев, отношение
героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает…
-
Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль10 о том, что…
-
Сравнение, которое использует автор, позволяет ему
(зрительно
передать, описать или охарактеризовать внешний вид или внутренне свойство
предмета речи, его состояние, поведение)
-
Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, передают
(чувства, мысли героев//настроение героев//отношения людей к главному
герою//переживания героев)
-
Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, служат
авторской оценке предмета или явления
-
Сравниваемые два примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что //указывают
на то, что // говорят о том, что// дают возможность писателю высказать мысль:
(текст)…
-
Разные точки зрения, к которым обращается автор, позволяют ему сделать вывод:
…
-
Используя приём сравнения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает
общественное внимание к актуальной проблеме:… (по тексту)
-
В ходе комментирования проблемы, поднятой писателем, мы понимаем, что в этих
двух примерах-иллюстрациях заключена главная мысль текста: (какая?)
Причинно-следственные отношения
-
Проанализировав два примера, мы увидели причину того, как… (что…)
-
Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях,
позволяют автору …
-
Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
-
Эти рассуждения (примеры) позволяют автору, а вместе с ним, и читателю,
понять, что…
-
Два приведённых примера-иллюстрации позволяют читателю убедиться в том, что
поднятая автором проблема не потеряла своей актуальности и сегодня.
Вопросно-ответные отношения
Прием
вопросно-ответного хода (автор сам задает вопрос и сам на него отвечает)
необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить
читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с
ответом автора
-
В двух приведенных примерах-иллюстрациях, в основе которых – приём
вопросно-ответного хода рассуждения, звучит убеждённость автора в том, что
данные им оценки (явлениям, героям, поступкам…) верны.
-
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
-
Таким образом, задавая вопрос и отвечая на него, автор обосновывает своё
видение поднятой им проблемы: …(текст)
-
Вопросно-ответные отношения, связывающие два примера- иллюстрации, позволяют
читателю сначала ответить на вопрос, заданный писателем, а потом сопоставить
свой ответ с ответом автора, который считает, что…
-
Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что...
-
Исходя из двух примеров-иллюстраций, с помощью которых мы прокомментировали
проблему исходного текста, можно понять, что ... (пишется вывод, вытекающий
из двух примеров-иллюстраций).
Комментариев нет:
Отправить комментарий