среда, 10 марта 2021 г.

 10.03.2021. 10-11 классы. Русский язык. Готовимся к ГИА. С чего начинать сочинение?

Как писать комментарий к сформулированной проблеме исходного текста?

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ  в комментарии к сформулированной проблеме?

1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам.

4. Выявлена смысловая связь между ними.

Вопрос 1:

С чего начинать работу над сочинением? Что такое проблема текста?

Совет от А.Г.Нарушевича:

- внимательно прочитайте текст;

- определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…);

- запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, …человек должен бережно относиться к природе)

- определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, каким должно быть отношение человека к природе?);

- запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста. Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор.

Вопрос 2:

Что такое комментарий?

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста,

– это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора,

– это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом;

Совет от А.Г.Нарушевича:

проверьте себя, правильно ли написан комментарий: «комментарий плох, если вы в комментарии начнёте подчеркивать материал, взятый из текста, и увидите, что весь абзац подчёркнут, значит, своих мыслей нет, значит, нет пояснения к примерам, значит, именно здесь и будут потеряны баллы».

Запомните:

- В основе комментария - поднятая автором проблема. Пересказа быть не должно!!!

Если "автор показал, как Селиван привёз шкатулку" - это иллюстрация.

А если "однажды Селиван привёз шкатулку" - это пересказ

Вопрос 3:

Какова композиция комментария?

Комментарий состоит из 5 элементов

1. Пример-иллюстрация (исходный текст).

2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).

3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст).

4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).

5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Вопрос 4:

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Вопрос 5:

Что такое пояснение примера-иллюстрации?

- интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям:

- объяснение слов автора, раскрытие их смысла,

- рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе,

- анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей.

      При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

Вопрос 6:

Что такое смысловая связь между примерами-иллюстрациями и какие клише можно использовать при определении смысловой связи?

Смысловая связь – это логические отношения между теми двумя примерами-иллюстрациями, которые использует ученик в комментарии.

При определении смысловой связи между двумя примерами-иллюстрациями необходимо указать:

- на причинно-следственную связь,

- противительную связь,

- сопоставительную связь,

- или другую связь.

Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте, и тех примеров-иллюстраций, которые вы используете в комментарии.

Клише для выражения смысловой связи между примерами-иллюстрациями

Смысловые отношения

Речевые клише

Противопоставление (противительная связь антитеза, контраст)

Если части текста противопоставлены друг другу, значит, в композиции использован прием контраста.

Для контраста характерна быстрая смена противоположных по смыслу понятий, содержательных частей, употребляемых в тексте, противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя. Эти части обязательно должны быть связаны смысловой частью.

Примерная структура комментария

- Проблема, поднятая автором, находит своё отражение в предложенном для анализа тексте. Обратимся к двум примерам-иллюстрациям. Во-первых, ... (работа с конкретными предложениями + пояснение). Во-вторых, (работа с конкретными предложениями + пояснение). Налицо смысловая связь данных примеров: (расшифровка).

- Размышления автора о том, что (текст), мы читаем в …(текст + пояснение). Однако в другом абзаце (номер) автор противопоставляет... (текст + пояснение). Следовательно, два приведённых примера-иллюстрации способствуют пониманию простой мысли: …

- Давайте рассмотрим две грани проблемы, поднятой писателем. Одна грань - это ... (пример из текста + пояснение). Данной грани проблемы противопоставлена другая, которую автор сформулировал так: (пример из текста + пояснение). Так, два приведённых примера-иллюстрации, объединенные приемом контраста, позволяю автору раскрыть поднятую им проблему.

- Проблема рассматривается автором с двух сторон. Сначала…(пример из текста + пояснение). Но дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста + пояснение). Так, противопоставляя …, писатель подводит нас к мысли о том, что…

Клише-вывод

- Использование двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в комментарии, позволяет писателю раскрыть проблему с разных сторон.

- Противопоставляя эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор показывает…

- Таким образом, два примера-иллюстрации, в основе

которых лежит приём контраста, позволяют читателю понять, что…

- Именно противопоставление (информации, разных точек зрения, героев…) позволяет понять, как … (что…)

- Используемый приём контраста позволяет писателю предложить читателю сочетание противоположных идей.

- Так, описывая противоположные эмоции (чувства)//противопоставляя героев//сравнивая противоположные по своей сути точки зрения, автор подводит нас к мысли о том, что…

- Сочетание противоположных идей подчеркивает контраст между двумя приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сравнение, сопоставление (сравнение образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста)

Сравнение

- раскрывает отношение автора или героя к описываемому событию.

- рисует внешний облик героя или образ

- характеризует состояние или явление;

- передаёт настроение, переживания героя;

- помогает передать чувство, мысли героя;

- служит авторской оценке предмета или явления.

- Сравнивая эти примеры (героев, точки зрения, поведение героев, отношение героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает…

- Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль10 о том, что…

- Сравнение, которое использует автор, позволяет ему

(зрительно передать, описать или охарактеризовать внешний вид или внутренне свойство предмета речи, его состояние, поведение)

- Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, передают (чувства, мысли героев//настроение героев//отношения людей к главному герою//переживания героев)

- Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, служат авторской оценке предмета или явления

- Сравниваемые два примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что //указывают на то, что // говорят о том, что// дают возможность писателю высказать мысль: (текст)…

- Разные точки зрения, к которым обращается автор, позволяют ему сделать вывод: …

- Используя приём сравнения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:… (по тексту)

- В ходе комментирования проблемы, поднятой писателем, мы понимаем, что в этих двух примерах-иллюстрациях заключена главная мысль текста: (какая?)

Причинно-следственные отношения

- Проанализировав два примера, мы увидели причину того, как… (что…)

- Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют автору …

- Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

- Эти рассуждения (примеры) позволяют автору, а вместе с ним, и читателю, понять, что…

- Два приведённых примера-иллюстрации позволяют читателю убедиться в том, что поднятая автором проблема не потеряла своей актуальности и сегодня.

Вопросно-ответные отношения

Прием вопросно-ответного хода (автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора

- В двух приведенных примерах-иллюстрациях, в основе которых – приём вопросно-ответного хода рассуждения, звучит убеждённость автора в том, что данные им оценки (явлениям, героям, поступкам…) верны.

- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

- Таким образом, задавая вопрос и отвечая на него, автор обосновывает своё видение поднятой им проблемы: …(текст)

- Вопросно-ответные отношения, связывающие два примера- иллюстрации, позволяют читателю сначала ответить на вопрос, заданный писателем, а потом сопоставить свой ответ с ответом автора, который считает, что…

- Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что...

- Исходя из двух примеров-иллюстраций, с помощью которых мы прокомментировали проблему исходного текста, можно понять, что ... (пишется вывод, вытекающий из двух примеров-иллюстраций).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)