среда, 31 марта 2021 г.

01.04.2021. 10-11 класс. Русский язык. Готовимся к ЕРЭ по русскому языку. Лексика русского языка

                                                                      Дорогие ребята! 

Пройдите по ссылке, повторите с помощью видеоурока материал по теме "Лексика русского языка" и в рабочих тетрадях выполните задания из КИМов (контрольно-измерительных материалов) для ЕРЭ - 2021 по русскому языку:

                              https://www.youtube.com/watch?v=XA6oHgFJUIE

  Задание № 3. Лексическое значение слова

1. (1)Существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения: об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. (2) Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества на определённой стадии его развития: усложнением социально-экономических отношений и формированием государства. (3) Это означало качественный скачок в развитии культуры, <…> письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а, муж.

1) Струя подземной воды (или другой жидкости), вытекающая на поверхность земли; родник. Минеральный источник. Нефтяной источник.

2) перен., чего. То, из чего исходит, возникает, проистекает что-н.; исходная причина, основа происхождения чего-н. (книжн.). Труд – источник благосостояния. Солнце – источник света и тепла. Источник энергии. Источники дохода. Источники народного богатства. Неиссякаемый источник остроумия.

3) Письменный памятник, подлинный оригинал, на основе к-рого строится научное исследование (науч.). Работа написана по источникам. Обращаться к источникам. Летопись – основной источник для русской исторической науки.

4) То, откуда исходят какие-н. сведения, слухи. Сведения получены из верного источника.

 2. (1)Давно утвердилось мнение, что жара экваториальных районов планеты, тем более прямые солнечные лучи, непереносимы для европейцев. (2)Англичане, колонизировавшие в XIX веке огромные территории, лежащие между тропиками Рака и Козерога, были твёрдо убеждены, что без защитного пробкового шлема находиться днём на открытом воздухе нельзя. (3)Между тем огромное количество животных сумело приспособиться к условиям тропиков и, <…> ,чувствует себя в этих краях неплохо.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЯМОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЯМОЙ, -ая, -ое.

1) Ровно идущий в каком-н. направлении, без изгибов. П. линия. Провести п. Дорога идёт прямо (нареч.). П. волосы (не вьющиеся). П. линия родства. П. наследник (наследник по прямой линии родства).

2) полн. ф. Непосредственно следующий куда-н., соединяющий что-н. без промежуточных пунктов. П. сообщение (беспересадочное).

3) полн. ф. Непосредственно относящийся к кому-чему-н., непосредственно вытекающий из чего-н. Иметь п. отношение к делу. П. выборы. П. налог. В п. смысле слова (буквально, не переносно).

4) Явный, открытый. П. вызов. П. насмешка.

5) Правдивый, откровенный, нелицемерный. П. человек. П. ответ.

6) полн. ф. Действительный, настоятельно необходимый, безусловный (разг.). П. расчёт лететь самолётом. П. польза.

7) полн. ф. Полный, совершенный. П. противоположность.

3. (1)Принятое судом по конкретному делу решение должно быть исполнено, например решение о выселении из квартиры людей, занявших её самовольно, решение о конфискации имущества и т. п. (2) <…> не всегда лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, добровольно исполняют эту обязанность. (3) В таком случае исполнение судебных актов производится в принудительном порядке и возлагается на службу судебных приставов.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕЛО, -а; мн. дел, дел, делам; ср.

1) Работа, занятие, деятельность. Занят важным д. Привычное д. Текущие д. Быть без дела. По делам службы.

2) Круг ведения; то, что непосредственно относится к кому-н., входит в чьи-н. задачи. Воспитание — д. семьи.

3) Нечто важное, нужное (разг.). Говори д. (по существу).

4) Сфера знаний, деятельности, работы. Горное д. Военное д. Столярное д.

5) То же, что предприятие (в 1 знач.). У фирмы солидное д. Открыть в городе своё д.

6) Событие, обстоятельство, факт; положение вещей. Д. было осенью. Это д. прошлое. Как дела?

7) То же, что поступок. Сделать доброе д.

8) Судебное разбирательство, процесс. Уголовное д. Возбудить д. против кого-н.

 4. (1)Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был бешено мчащийся конь, поэтому изобретение колесницы не могло не тешить (скорости-то до 40 километров в час!) самолюбие наших предков. (2) <…> сейчас, когда космонавты облетают Землю со скоростью 30 тысяч километров в час, огромностью скоростей уже никого не удивишь. (3)Достойно удивления другое: не физическая быстрота перемещения вещей и людей, а темп происходящих на планете перемен, темп, уже явно несоизмеримый с природой человека, с привычными для него мерками.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -а; только ед.; ж.

1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4) перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

5. (1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)… и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУ́РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).

1) только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.

2) То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.

3) только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.

4) только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.

5) Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).

6) Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.

7) перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

6. (1)Никто точно не знает, сколько лет Вселенной. (2)Долгое время ученые считали, что Вселенная образовалась 15-20 млрд лет назад. (3)Такое мнение основывалось на математических расчетах, в которых использовалась наблюдающаяся в настоящее время скорость расширения Вселенной. (4) ... данные, полученные с помощью космического телескопа Хаббла, указывают на то, что Вселенная почти в два раза моложе.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СКОРОСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СКОРОСТЬ, -и, жен.

1) Степень быстроты движения кого-, чего-л. или распространения чего-л., а также совершения какого-л. действия, протекания процесса. Развить, увеличить с. Набирать с. Превышать с. Определить с. Достигнуть максимальной скорости. Высокая, предельная с. Сверхзвуковая с. Бешеная с. (разг.). С. полёта. С. бега. С. течения. С. света. С. звука. С. стрельбы. С. резания. С. вычисления. С. вращения.

2) Разг. Бóльшая быстрота движения или осуществления чего-л. Срежем угол для скорости.

3) (с опр.). Ж.-д. Степень быстроты доставки грузов. Отправка грузов малой скоростью. Груз идёт пассажирской скоростью.

4) Техн. Степень тяговой силы автомашины, трактора и т.п., изменяющаяся в зависимости от порядка сцепления шестерён. Включить с. Переключение скоростей. Первая (вторая, третья) с.

5) Разг. Очень быстро, стремительно. Мчаться на всех скоростях. Со скоростью кого-чего. В зн. нареч. Ползёшь со скоростью черепахи.

 7. (1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)Если «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то «Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался настолько слаб для плавания в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным.(3) … побудило Беллинсгаузена задуматься о досрочном прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о возвращении.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино-или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

 8. (1)В художественном мире Фазиля Искандера смех универсален, < ... > охватывает все явления действительности, распространяясь и на повествователя. (2)Неисчерпаемым источником смешного предстаёт комизм самой жизни. (3)Обнаружение несоответствия, разрушение его силой смеха и восстановление единства на новом уровне становится у писателя принципом построения сюжетов.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УРОВЕНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УРОВЕНЬ, -я, мы. -ей, м.

1) Горизонтальная плоскость, поверхность как граница, от к-рой измеряется высота. У. воды.

2) Степень величины, развития, значимости чего-н. Культурный у. У. жизни.

3) Подразделение чего-н. целого, получаемое при его расчленении. Уровни языка. Уровни энергии.

4) Простейший прибор для проверки горизонтальности плоскостей, употребляемый при плотничьих, земляных и т. п. работах. Измерить уровнем.

 9. (1)Повести Валентина Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Пожар» как бы составляют трилогию о русской деревне, о гибели «крестьянской Атлантиды», < ... > мотивы катастрофы, расставания звучат в самих названиях этих повестей. (2)Однако мы видим героев-сельчан, вступивших в борьбу за спасение деревни. (3)Вот старуха Анна из «Последнего срока» или старуха Дарья из «Прощания с Матёрой» — они стали воплощением народной мудрости, которая даётся жизненным опытом и трудом.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ, -а, м.

1) Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.

2) Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.

3) Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4) Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.

 10. (1)Жизнь Михаила Пришвина складывалась спокойно и предсказуемо: рождение в купеческой семье, учёба в Елецкой гимназии, затем на агрономическом отделении Лейпцигского университета, работа в лаборатории Петровской сельскохозяйственной академии, публикация агрономических трудов. (2)< ... > вдруг в 33-летнем возрасте будущий писатель неожиданно бросает службу, покупает ружьё и, прихватив лишь котомку и записные книжки, уходит пешком на Север, «в край непуганых птиц». (3)Путевые заметки этого непонятного, на первый взгляд, странствия лягут в основу его первой книги.

 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БРОСИТЬ (БРОСАТЬ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

БРОСИТЬ, брошу, бросишь; брошенный; совер.

1) кого-что и чем. Выпустив из руки, заставить или дать полететь и упасть. Б. мяч. Б. гранату.

2) перен., кого-что. Быстро переместить, направить, послать куда-н. Б. отряд в бой. Лодку бросило (безл.) на камни (резко отнесло).

3) кого-что и с неопр. Уйдя, оставить, покинуть; прекратить делать что-н. Б. старых друзей. Б. семью.

4) безл., кого-что во что. Охватить, пронизать чем-н. Бросило в жар, в пот.

5) брось(те), также с неопр. употр. в знач. перестань(те), не надо, достаточно (разг.). Брось(те) спорить.

 11. (1) Лазер — это электронный прибор, излучающий концентрированный пучок света определённой волны с большой плотностью энергии. (2) В лазерном свете, в отличие от обычного, все волны имеют одинаковую длину, направление и совпадают по фазе. (3) Свет лазера, в отличие от света обычной лампы, не рассеивается вовсе, поэтому лазерный луч можно посылать на очень далёкие расстояния — например, до Луны и обратно, — ______ он во время пути не станет слабее.

 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАПРАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НАПРАВЛЕНИЕ, -я, ср.

1) Линия движения, путь развития. Идти в северном направлении.

2) Участок фронта. Бои на западном направлении.

3) Общественное, научное и течение, группировка. Реалистическое направление в искусстве.

4) Документ о назначении на работу, о командировании. Вручить направление.

5) Устремление к чему-нибудь. Направление внимания.

12. (1) Компьютерная мышь в привычном нам дизайне впервые была представлена в 1984 году компанией Apple. (2)(…) свою истинную историю это маленькое, но полезное устройство начало задолго до этого. (3) В 1964 году инженер Дуглас Энгельбарт из Стэнфорда разработал манипулятор, который представлял собой деревянную коробочку ручной работы с двумя колёсами внутри и кнопкой на корпусе – прообраз современной мыши.

 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж. р.

1) Действительность в ее развитии, движении. Законы истории.

2) Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков.

3) Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. театра.

4) Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в к-рой регистрируются изменения в состоянии больного).

5) Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. умалчивает об этом (об этом не говорится, не рассказывается; шутл.).

6) Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

7) Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н.

 13. (1)История Санкт-Петербургского метро началась еще в 1820 году, когда инженер Торгованов представил Александру I проект строительства тоннеля под Невой. (2)Но тогда строительство так и не было начато – о проекте на какое-то время забыли, а вспомнили, когда метро стало появляться в Париже, Лондоне и других городах. (3)(…) спустя более ста лет, в 1947 году, официально началось строительство долгожданного метрополитена.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж. р.

1) Действительность в ее развитии, движении. Законы истории.

2) Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков.

3) Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. театра.

4) Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в к-рой регистрируются изменения в состоянии больного).

5) Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. умалчивает об этом (об этом не говорится, не рассказывается; шутл.).

6) Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

7) Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н.

 14. (1)Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. (2)Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть о сильном чувстве одиночества и житейских неприятностях. (3)Позже в каждой <…> резиденции имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИЛЬНЫЙ, -ая, -ое

1) Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.

2) Сведущий, талантливый. С. специалист. С. ученик. Силён в математике кто-н.

3) Значительный (по величине, степени). С. ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе.

4) полн. ф. О сорте пшеницы: с высоким содержанием клейковины. Сильные сорта. Сильные пшеницы.

5) Обладающий твёрдой волей, стойкий. С. характер. Сильная натура.

6) Обладающий большой физической силой, мощный. С. человек. С. удар. Сильная машина. Сильная армия.

15. (1)В 334 г. до Рождества Христова Александр Македонский во время своего победоносного похода против персов, пролегавшего через Малую Азию, подошел к Эфесу, основанному греками в конце второго тысячелетия до нашей эры, и, посетив храм Артемиды, который тогда восстанавливался после пожара, устроенного Геростратом, твердо решил деньгами помочь его строительству. (2)Своим предложением Александр озадачил жителей города: с одной стороны, эфесцы боялись оскорбить могущественного царя Македонии отказом, с другой стороны, Александр, как и всякий человек, для которого греческий язык не был родным, являлся для них варваром и не должен был участвовать в восстановлении храма греческой богине. (3)<...> жителям Эфеса удалось найти выход из затруднительного положения: они заявили чужеземному царю, что могущественный владыка подобен богу, богу же не подобает воздвигать храм богине, и, польщенный такими словами, Александр покинул Эфес, не настаивая более на своей помощи.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОДНО́Й. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РОДНО́Й, -ая, -ое.

1) Состоящий в прямом (кровном) родстве, а также вообще в родстве. Родная сестра. Р. дядя. Гостить у родных (сущ.).

2) Свой по рождению, по духу, по привычкам. Р. край. Родная страна. Р. язык (язык своей родины, на к-ром говорят с детства).

3) Дорогой, милый (в обращении).

 16. (1)Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. (2)Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. (3)<...>, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели.

 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОЛНА́. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВОЛНА́, -ы, мн. волны, волн, волнáм и вóлнам, жен.

1) Водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности. Шум волн. Гребень волны. Цвет морской волны (зеленовато-голубой).

2) Колебательное движение в физической среде, а также распространение этого движения. Звуковая в. Передача на короткой волне. Воздушная в.

3) перен., кого (чего). О том, что движется друг за другом во множестве на нек-ром расстоянии; о массовом проявлении чего-н. В. бегущих, наступающих. В. возмущения. В. героизма.

17. (1)Эмаль на поверхности зуба — самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но <...> на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несов., за кем, чем и (устар.) что.

1) Смотреть, наблюдая. С. за полётом птиц. С. движения звезд.

2) Наблюдать, вникая в развитие чего-н., ход чего-н. С. за успехами науки. С. за чьей-н. мыслью. С. за литературой. Следящие системы (системы автоматического управления; спец.).

3) Наблюдая, заботиться. С. за детьми. С. за собой (заботиться о своей внешности или здоровье).

4) Наблюдать чьи-н. действия с целью собрать какие-н. сведения, разоблачить, поймать. С. за нарушителем границы.

18. (1)Ротоскопирование – это анимационная техника, при которой мультипликационный фильм создаётся методом обрисовки кадра за кадром снятого заранее с реальными актёрами и декорациями фильма, что значительно упрощает работу художников и синхронизацию звука с артикуляцией персонажей. (2)Эта техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, ________ использовал её в серии своих фильмов, а позже её стали применять и другие мультипликаторы, в том числе Уолт Дисней. (3)В СССР техника ротоскопирования активно использовалась «Союзмультфильмом», но была известна под названием «эклер», по марке проекционного аппарата; причём для работы над мультфильмами приглашались ведущие советские актёры, вносившие свою лепту в создание образа.

 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАБОТА, -ы, ж.

1) Нахождение в действии, деятельность чего-нибудь; процесс превращения одного вида энергии в другой. Бесперебойная р. машины.

2) Занятие, труд. Умственная р.

3) Служба, занятие в каком-нибудь предприятии, учреждении. Выйти на работу.

4) Продукт труда, готовое изделие. Выставка работ художника.

 19. (1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2)Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3)<...> компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБО́ТА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАБО́ТА, -ы, жен.

1) Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная р. машины. Р. сердца. Р. мысли.

2) Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная р. Ответственная р. Срочная р. Общественная р. Р. по специальности. Провести большую работу.

3) Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.

4) мн. Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Сельскохозяйственные работы. Ремонтные работы.

5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.

6) Материал, подлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления. Надомники берут работу на дом.

7) Качество, способ исполнения. Топорная р. Вещь превосходной работы.

20. (1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3)<...>, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОИЗВО́ДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРОИЗВО́ДСТВО, -а, ср.

1) см. произвести.

2) Общественный процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные силы общества, так и производственные отношения людей. Товарное п. Рост, спад производства.

3) Изготовление, выработка, создание какой-н. продукции. П. стали. Вещь фабричного производства.

4) Отрасль деятельности, вырабатывающая какую-н. продукцию. Сталелитейное п. Сельскохозяйственное п.

5) Работа по непосредственному изготовлению продукции. Работать на производстве.

 21. (1)Вся жизнь человечества постепенно отражалась в книге. (2)Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась; в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца. (3)<...>, в ней отразилась та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1) Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2) чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. театра.

3) чего. Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

4) Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. мира.

5) Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6) Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н.

22. (1)Бурный рост экономики в XX веке вызвал грандиозные и во многом необратимые изменения в биосфере, хотя начало им положила вся предыдущая история освоения планеты. (2)Такое массированное воздействие на биосферу долго не осознавалось обществом как губительное для всего человечества, и, более того, человек долго ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление». (3)<...>, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к природе.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРО́ДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРО́ДА, -ы, жен.

1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4) перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

                                          Спасибо за работу!

 

 

                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  20.02.2024. 11-А класс. Русский язык. Задания ЕГЭ № 22-27 (вариант 1)