09.04.2020. 10-А класс. Русский язык
Дорогие ребята!
Если вы выполняете задания в тетради, не забывайте выделять орфограммы: подчёркивать вставленные буквы, знаки препинания и раскрытые скобки.
Но проще скопировать из блога Лист контроля на документ в формате Word, выполнить задания в электронном виде и прислать учителю на электронную почту.
Это экономит ваше время: не нужно все переписывать в тетрадь, фотографировать и т.д. Попробуйте, не надо этого бояться. Давайте вместе осваивать компьютерную грамотность. В будущем ох как пригодится!
Хочу обратить ваше внимание на то, что все работы будут проверены и оценки выставлены в журнал. Электронный вариант ваших работ будет храниться у меня, как доказательство нашей совместной дистанционной работы. Поэтому очень прошу соблюдать культуру оформления работ. Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки учителю:
10-А. 09.04. Иванов А., где 10-А – ваш класс; 09.04. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Если фотографируете работу в тетради, следите, пожалуйста, за тем, чтобы всё написанное вами было хорошо видно!
Постарайтесь задания выполнять и отсылать в день урока по расписанию, чтобы не накапливать долги и получать хорошие оценки.
Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru
При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!
Ваша Светлана Ивановна
10-А класс
Дата: 09.04.2020
Тема: Наречие как часть речи.
Цели урока:
1) повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль;
2) расширять словарный запас за счет употребления в речи наречий;
3) воспитывать самостоятельность через выполнение самостоятельных заданий.
Ход урока
I. Постановка темы.
- Прочитайте текст; подумайте, о какой части речи в нём говорится:
Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески», - только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы.
В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому.
- Конечно, в тексте речь идет о наречии. Как вы это поняли?
- Назовите все наречия, встретившиеся в предложениях.
- Вот сегодня на уроке мы повторим общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; будем формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль; расширять словарный запас за счет употребления в речи наречий; воспитывать самостоятельность через выполнение самостоятельных заданий. II. Повторение пройденного материала
1. Материал для справок
- Наречие – старое слово. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придётся выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи –глагол. Это значение и сохраняется в корне реч- ,входящем в слово наречие. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Какая это связь?
Древние римляне эту часть речи называли adverbium,что в буквальном переводе означает “приглаголие”. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе (“приглаголие”) или “накладываться” на глагол (наречие).
Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы к а к? к у д а? к о г д а? и др. (бежать (к а к?) быстро, смотреть (к у д а?) вверх, сделать (к о г д а?) завтра).
Наречия обычно зависят от глаголов (горит ясно), а также от имен прилагательных (гостеприимен по-татарски), от наречий (очень хорошо), от существительных (прогулка пешком). Наречия не склоняются и не спрягаются. Это неизменяемые слова, значит не имеют окончаний. Как прилагательные имеют степени сравнения.
В предложении наречия бывают обстоятельствами.
Наречия могут образовываться от прилагательных, существительных и наречий разными способами:
суффиксальный: быстрый — быстрО, творческий — творческИ;
приставочно-суффиксальный: сухой — ДОсухА;
приставочный: хорошо — НЕхорошо, куда —НИкуда;
Сложение разных видов:
сложение слов: еле, еле — еле-еле;
сложение с первым элементом полу-: полулежа;
сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходОМ, пол, сила — ВПОЛсилы.
Если наречие обозначает признак действия или признак признака, то логично, что этот признак проявляется в большей или меньшей степени. Так же как имена прилагательные, качественные наречия на –о и –е образуют формы сравнительной и превосходной степени.
Сравнительная степень выражается:
- с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е,"-же" (интереснее, дольше, сильней, громче).
- супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше», «глубоко-глубже";
- аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно, более гнусно, более мерзко и т. д.
Превосходная степень выражается:
- с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке;
- аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно, наиболее страшно, наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
- сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех, лучше всего, больше всего.
Чтобы отличить наречие от прилагательного, нужно установить, от какого слова оно зависит. Если зависит от существительного, это прилагательное (класс дружнее), если от глагола, это наречие (запеть дружнее).
По значению (семантике) наречия делятся на две группы: определительные и обстоятельственные. К первой группе наречий (определительные) относятся слова, обозначающие качество действия, образ и способ действия или количественные оттенки действия, состояния и качества. Ко второй группе наречий (обстоятельственные) относятся слова, обозначающие временные и пространственные обстоятельства, при которых совершается действие, а также наречия, выражающие причину и цель действия.
В современном русском языке преобладают определительные наречия: по данным словарей их насчитывается около 6 тысяч. Обстоятельственных наречий значительно меньше — около 260.
В группе определительных наречий выделяются следующие разряды:
1) качественные наречия хорошо, безобразно, игриво, кое-как, иронически, вызывающе и др.;
2) количественные наречия, обозначающие: неопределенное количество— много, мало, несколько, почти, приблизительно и др.; определенное количество, меру— дважды, вдвое, надвое и др.; степень
2) количественные наречия, обозначающие: неопределенное количество— много, мало, несколько, почти, приблизительно и др.; определенное количество, меру— дважды, вдвое, надвое и др.; степень
3) наречия образа и способа действия пешком, вплотную, нараспев, шепотом;.
Обстоятельственные наречия делятся на следующие разряды:
1) наречия места: здесь, везде, внизу, вверх, издали и др.;
2) наречия времени: прежде, теперь, вечером, еженедельно, поздно и др.;
3) наречия причины: сгоряча, поневоле и др.;
4) наречия цели: нарочно, умышленно, напоказ и др.
|
Среди наречий многие языковеды выделяют группы слов, выражающих состояние природы или человека и являющихся в предложении сказуемым или предикатом. Отсюда и название таких слов – предикативные наречия. Такие слова иногда называют словами состояния, категорией состояния. Например, тепло одет, это обычное наречие. Мне тепло– тепло - это предикативное наречие (категория состояния).
2. Самоконтроль повторения
- Изучив материал для справок, устно ответьте на вопросы:
1.Что обозначает наречие?
2. На какие вопросы отвечает наречие?
3. На какие разряды делятся наречия?
4. Какой морфемы нет у наречий, почему?
5.Способы образования наречий.
6.Синтаксическая роль наречия.
7. Как образуется сравнительная степень наречий?
III. Тренировочные упражнения.
Задание 1. (выполняем в Листке контроля)
- По словам Пушкина, наречие живописует глагол. Живописует, то есть описывает живо, образно, ярко, выразительно. Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественном тексте и по возможности научиться пользоваться ими в собственных творческих работах.
- Познакомьтесь с текстом. Найдите, с какими частями речи употребляются наречия. Выпишите по 2 словосочетания: наречие + глагол, наречие + деепричастие, наречие + прилагательное, определите вид наречий по значению (см.таблицу) по образцу:
раздался (гл.) внезапно (образа и способа действия)
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)
- Сделайте устно вывод: какова роль наречий в тексте?
Задание 2. (выполняем в Листке контроля)
- Заполните таблицу, заменив фразеологизмы наречиями из материала для справок:
Фразеологизм
|
Наречие
|
1) как с гуся вода
| |
2) в три ручья (плакать)
| |
3) во весь дух
| |
4) волосы дыбом стали
| |
5) засучив рукава
| |
6) за тридевять земель
| |
7) кот наплакал
| |
8) (встретить) в штыки
|
Слова для справок: страшно; очень далеко, усердно, много, быстро, все нипочем, безудержно, враждебно, очень мало.
Задание 3. Упражнение 109 (выполняем в Листке контроля)
- Образуйте наречия от указанных слов, определите способ образования по образцу:
Прежний – по-прежнему (прист.- суфф.)
IV. Домашнее задание: выучить теоретический материал урока, + с. 75 учебника
Желаю успеха!
Лист контроля
10-А класс ____________________________________________________________
ФИО учащегося
09.04.2020 Русский язык
Тема: Наречие как часть речи.
Задание 1.
- По словам Пушкина, наречие живописует глагол. Живописует, то есть описывает живо, образно, ярко, выразительно. Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественном тексте и по возможности научиться пользоваться ими в собственных творческих работах.
- Познакомьтесь с текстом. Найдите, с какими частями речи употребляются наречия. Выпишите по 2 словосочетания: наречие + глагол, наречие + деепричастие, наречие + прилагательное, определите вид наречий по значению (см.таблицу) по образцу:
раздался (гл.) внезапно (образа и способа действия)
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)
- Сделайте устно вывод: какова роль наречий в тексте?
Задание 2. (выполняем в Листке контроля)
- Заполните таблицу, заменив фразеологизмы наречиями из материала для справок:
Фразеологизм
|
Наречие
|
1) как с гуся вода
| |
2) в три ручья (плакать)
| |
3) во весь дух
| |
4) волосы дыбом стали
| |
5) засучив рукава
| |
6) за тридевять земель
| |
7) кот наплакал
| |
8) (встретить) в штыки
|
Слова для справок: страшно; очень далеко, усердно, много, быстро, все нипочем, безудержно, враждебно, очень мало.
Задание 3. Упражнение 109 (выполняем в Листке контроля)
- Образуйте наречия от указанных слов, определите способ образования по образцу:
Прежний – по-прежнему (прист.- суфф.)
Спасибо за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий